Покровская церковь села Святогорское (Красногорского)




Первая церковь построена на средства прихожан из пожертвованной и перевезённой из с. Юкаменское в 1838 году из старой деревянной церкви, освящена 12 ноября 1838 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Каменная церковь построена в 1890–1900 гг. на средства прихожан и по инициативе священника Иоанна Авраамова. Автор проекта – архитектор В.М. Дружинин, по проектам которого построено немало храмов Вятской губернии. В церкви два престола: средний освящён 14 февраля 1900 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый освящён 3 февраля 1909 г. в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Роспись храма была выполнена в неорусском академическом стиле – ее фрагмент «Возвращение блудного сына» сохранена во время реставрации храма в 1990-х годах. В числе первых священников в середине XIX века здесь работал один из представителей рода Васнецовых – большой семьи вятских священнослужителей, из которой также вышли известные русские художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы.

При церкви 12 октября 1875 г. открыто церковно-приходское попечительство. В 1902 г.- церковно-приходская школа. Старая деревянная Покровская церковь, после завершения строительства каменного храма в 1902 г., передана единоверцам. Покровская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совете УАССР от 29 мая 1939 г. Здание передано под клуб, затем здесь размещался кинотеатр. Колокольня и паперть были разрушены.

Старое здание церкви в с. Святогорье было отдано старообрядцам, закрыта в 1936 г., там был клуб, затем почта, а в 1983 году здание снесли.

Священники храма, известные по архивным документам: Иоанн Флоров (служил с 1837 по 1862 годы), Илья Ефимович Покровский (с 1843 г.), Александр Гаврилович Чесноков (с 1862 г.) Василий Капитонович Амморейский (с 1864 г.), Николай Иоаннович Герасимов (с 1872), Николай Федорович Дьяконов (с 1874 г.), Иоанн Алексеевич Васнецов (около 1874 г.), Михаил Николаевич Аммосов (1877 г.), Иоанн Иоаннович Авраамов (1888 г.), Николай Петрович Филиммонов (1893 г.), Михаил Александрович Ардашев (1902 г.), Иоанн Николаевич Аммосов (1900-е годы). Трагически сложилась судьба Иоанна Блинова (убит при подавлении Святогорского восстания в 1918 году)[26].

Итак в 1837 году образовался Святогорский приход. Святогорский священник Иван Иванович Фролов ходатайствует перед Вятской епархией об открытии здесь церкви, епископ Вятский Неофит подписывает грамоту, разрешающую строительство в селе Святогорье деревянной церкви во имя Покрова пресвятой Богородицы. В том же 1837 году, здание церкви из Юкаменска перевозится в Святогорье.(В селе Юкаменское эта церковь простояла с 1827 по 1837 год).

Иван Иванович Фролов – первый священник Святогорской церкви, он сын священника, окончил Богословский курс Вятской семинарии в 1832 году. Прибыл он к нам 24 сентября 1837 года. Иван Иванович Фролов сразу занялся перевозом церкви. Непосредственно обеспечил перевозку здания Слободской мещанин Иван Афанасьевич Карпов. За перевозку церкви и за строительство ее на новом месте (как говорится в договоре- поставить во всей исправности) Иван Афанасьевич Карпов порядился за 525 пудов хлебе и 900 рублей серебром. В декабре здание было перевезено, а 12 ноября 1838 года, храм был уже освящен протоиреем Петром Меншиковым.

В феврале 1838 года сюда был направлен дьякон Василий Васильевич Капачинский. В приход приезжают дьячок Евлампий Герасимов. Направляется к нам пономарь Семен Петрович Короваев. В 1844 году церкви отвели 135 десятин земли. В 1883 году при храме открывается школа, в которую учителем назначается Василий Иванович Ливанов, а в августе того же года настоятелем церкви становится Иван Алексеевич Васнецов. (Есть основания полагать, что он один из династии художников Васнецовых, а некоторые росписи в церкви принадлежали его кисти)

В 1890 году в Святогорье построена церковь в кирпичном исполнении. Строилась она 10 лет. Глину для кирпичей брали здесь же, в районе нынешней улицы Пушкинской. Строительству церкви очень противодействовали раскольники. Они говорили: «Где вам построить новую церковь, коли старая-то у вас валится. Ведь и раньше делали не один раз кирпич, да он у вас так и изгнил, вот и этот кирпич также изгниет». Священник о. Василий Маракулин нашел места с хорошей глиной.

По проекту инженера Дружинина, а в последствии с изменениями в проекте архитектором Чарушиным, строительство здания началось и успешно завершилось. За проект церкви Дружинин получил всего 75 рублей. Он был губернским архитектором, довольно известным в Вятской епархии. По его проекту построены церкви в с. Васильевское, в с.Большой Селег, Святогорье. А вот Курьинскую церковь проектировал Чарушин (1908 год), так как Дружинин уже тогда не работал.

По своей величине село Святогорье было небольшим. Согласно переписи населения в 1859-1873 годах в нем насчитывалось семь дворов, в которых проживало 20 мужчин и 25 женщин. Основным занятием было земледелие. Из пахотных орудий использовались: косуля вятского типа, соха двумя сошниками, наиболее пригодная для неглубокой вспашки на лесных почвах. Сеяли морозоустойчивые зерновые культуры – рожь, овес, ячмень. Урожай собирался серпом. Зерно мололи а ручных жерновах и водяных мельницах. Выращивали коноплю и лен. Огородничество играло очень незначительную роль, а животноводство не служило существенным дополнением к земледелию. Жители занимались рыболовством, охотой, бортнчеством, позднее пчеловодством. В послужном архивном списке нашего храма, земли по качеству оценивались как «неплодородные». При церкви были школы и училища. В 1861 году были училища: - в доме дьякона Василия Капачинского обучались 1 мужчина и 1 женщина; - в доме дьячка Николая Огнева обучалось трое мужчин. Школы: - церковно-приходская женская школа в селе Святогорье с 36 учащимися, открытая в 1902 году. Заведующим и законоучителем с 1902 года состоял священник Михаил Ардашев, а учителями с 1906 года: Василий Павлов и Анна Артемьевна Мусихина; -братская Святителя и Чудотворца Николая школа, открытая в 1887 году в деревне Клабуки с 25 учащимися. С 1904 года заведовал ею священник Александр Васнецов а учительницей было Александра Тимофеевна Завалина; - церковно –приходская школа, открытая в 1900 году в деревне Кеновай с 20 учащимися. Заведовал ею с 1904 года священник Александр Васнецов, а учителем с 1906 года был Анатолий Васильевич Сретенский; - земская, открытая в селе в 1887 году со 112 учащимися, Законоучителем был с 1904 года Александр Васнецов, а учителем крестьянин Иван Васильевич Цыкин. Она располагалась в доме Тараканского сельского общества. Вот что говорится в характеристиках об умении говорить с единоверцами священниками-учителями Михаилом Александровичем Ардашевым, Александром Ивановичем Васнецовым, Петром Ивановичем Кардемским, Александром Александровичем Кардемским, Верой Александровной Бессоновой и другими: - разговорную речь инородцев понимают, но сами малость говорят, только отдельные фразы; - или: инородную речь изучает. В Святогорской волости до революции бала развернута промышленность: в селе были два завода- кирпичный и льняной, в Кокмане- винокуренный и стекольный, в Валамазе-стекольный. На 1 ноября 1896 года село Святогорье считалось уже достаточно развитым населенным пунктом уезда, стало волостным центром Глазовского уезда Вятскойепархии Поломского благочиния. Уездно –волостное территориальное деление существовало до 1929 года, а состояло оно из Глазовского, Ижевского и Можгинского уездов и 34 волостей.

Еще до реставрации данной церкви в 1970 г., в период обучения в Университете на художественном факультете изучая историю искусств, меня интересовала храмовая архитектура Красногорского р-она. Особенно поразила храмовая роспись Покровской церкви. Мои исследования росписей купола церкви до реставрации показали что, они были сделаны по эскизам В.М. Васнецова, которые он создал во Владимирском соборе в Киеве, в частности центральная композиция купола Христос Вседержитель.

По словам старожилов, ее выполняла артель братьев Васнецовых. Данная версия имеет определенную основу, многие артели в то время использовали для росписи храмов эскизы Виктора Михайловича Васнецова и их в народе называли «Васнецовскими».

 

 

Игра - Зура – Дебесы

Село Чумой

Церковь Богоявления Господня с. Чумой

 

 

Приход с. Чумой открыт по указу Святого Синода от 24 февраля 1889 года № 651. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сёл Большая Пурга, Сосновка, Чутырь: село Чумой, починки Верх Чумой, Мужбер, Зоновский, Мясниковский, Пьяностепский, Репинский, Таранки, Нижние Шорни, Средние Шорни, Узырмон, Кабаново и Кожой.

Чумойский приход входил в состав 6 благочиннического округа Сарапульского уезда Вятской губернии.

Деревянная церковь с одним престолом перевезена из села Сосновка и построена в 1893 году на средства прихожан, освящена 9 марта 1894 года во имя Богоявления Господня. В 1894 году началось ведение метрической книги, в которой записывались все сведения о родившихся и умерших прихода. Так написано в рукописной книге о церквях и духовенстве Вятской епархии.

В селе самое почетное центральное место отвели под церковь. Контуры церкви и ее высокой колокольни красиво вписались в панораму поселения. Построена она была на высокой площадке и виднелась за несколько километров.

Строительство церкви было большим событием, деньги на ее постройку собирали со всей округи, поднимали здание силами населения окрестных деревень.

Первыми церковнослужителями были священник Аркадий Никольский и псаломщик Николай Васнецов.

В 1892 году открылась церковно-приходская школа на 120 учеников, в которой учились дети из деревень: Мужбер, Сосновские Шорни, Верхние Шорни, Нижние Шорни, Верх Чумой, Узырмон, Кабаново, Башмаково, Кожой, Зоново, Репино, Мясниково, Торонково. Школа находилась недалеко от церкви.

Первыми учителями были Никольский Аркадий Константинович, Васнецов Николай Федорович и Клюкин Петр Петрович. Священник Аркадий Константинович Никольский, окончивший курс наук в Уфимской духовной семинарии, преподавал Закон Божий, он же - заведующий законоучитель церковно-приходской школы. Псаломщик церкви Николай Федорович Васнецов, окончивший курсы в Сарапульском уездном училище, былучителем. Петр Петрович Клюкин выполнял обязанности помощника учителя (данные взяты из первой переписи Российской империи 1895 года).

Осенью 1911 года была произведена закладка нового каменного храма в с. Чумой, но строительство не было завершено.

После Октябрьской революции церковь продолжала функционировать. Однако, в обрядах и деятельности церкви произошли изменения: был упразднен ряд молитв, например, такие как молитва за царя, но продолжалась работа по метрическим книгам, также школа была передана в ведение государства.

В 1938 году по Чумойской церкви был довод: «Отсутствие в штате церкви священнослужителя и поэтому невозможность функционирования здания в качестве храма». Священник Чумойской церкви Гусев Иннокентий Александрович был арестован 29 июня 1938 года и лишен свободы на 5 лет.

Богоявленская церковь села Чумой была закрыта 3 апреля 1941 года на основании Постановления Президиума Верховного Совета УАССР за № 65. Здание передано под школу.

С началом Великой Отечественной войны политика советского руководства в отношении к Церкви меняется. После встречи 4 сентября 1943 года в Кремле Сталина с руководством Русской Православной Церкви началась новая эпоха в истории государственно-церковных отношений. 28 ноября 1943 года принимается постановление СНК СССР № 1325 «О порядке открытии церквей». В этот период в Ижевской епархии до 1949 года было открыто 20 храмов.

Следствием этого документа явилось открытие и Богоявленского храма в селе Чумой. После шести с половиной лет перерыва 13 ноября 1947 года храм снова принял в свое лоно верующих, но официальное открытие церкви датируется 17 декабря 1949 года «по просьбе верующих села Чумой здание и культовое имущество передано верующим». Церковный совет и ревизионная комиссия были избраны 6 января 1948 года.

После повторного открытия первым настоятелем был священник Диомид Григорьевич Батурин. Но к началу октября 1948 года служб в церкви все еще не было, так как её здание все еще не было освобождено от зерна. Здание храма функционировало в качестве «глубинки» – «глубинного», отдаленного складского помещения «Заготзерна». Весной 1949 года последняя куча зерна в алтаре была, наконец, вывезена из храма, и 21 июля 1949 года в праздник Казанской иконы Божией Матери храм был освящен и отслужена первая литургия. Настоятелем тогда был уже священник Александр Васильевич Коковин.

На заседании исполкома Игринского райсовета от 20 июля 1961 года №134 рассматривался вопрос о закрытии церкви в селе Чумой. В принятом решении отмечается, что здание церкви в селе Чумой пришло в ветхое состояние и без проведения капитального ремонта к дальнейшему использованию считается непригодным. После закрытия церкви здание капитально отремонтировать и передать Чумойской восьмилетней школе под спортивный зал.

В 1961 году Богоявленская церковь с. Чумой была закрыта. Храм снесен не был, в 1967 году был приспособлен под спортивный зал Чумойской школы, о чем сообщается в информации Игринского сельсовета от 10. 01. 1968 г. «О работе по контролю за соблюдением законодательства о культах за 1967 год». (ЦГА УР, ф.Р-551, оп.1, д.181, л.46). Здание по сегодняшний день служит Чумойской основной образовательной школе в качестве спортивного зала.

Внешний вид бывшего храма сейчас почти таков же, что и более 120 леттому назад. Только отсутствует купол, характерный для православной церкви. Остались те же наличники на окнах, та же обшивка стен. На внешних стенах с восточной стороны – полуистлевшие деревянные буквы с инициалами погребённых здесь же священнослужителей.

Источник: Церковь Богоявления Господня с. Чумой: сборник / МБУК «Игринская ЦБС», Игринская центральная районная библиотека им. Кедра Митрея; сост. Н.В. Дубовцева. – Игра, 2015. – 66c.: фот.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: