С. Укан Глазовского уезда




В ноябре 1744 г. новокрещеный из вотяков И. Трефилов обратился к епископу Вятскому и Великопермскому Варлааму с просьбой разрешить построить в д. Уканской деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, отделиться от прихода церкви с. Елово и образовать свой приход.
Преосвященный Варлаам разрешил заготовлять в д. Уканской необходимые материалы для строительства церкви. Временно, до окончания строительства, богослужения проводились в деревянной часовне, перевезенной из с. Елово.

В прошении к Варлааму указывались селения будущего прихода: д. Укан-ская, д. Ярская, д. Дизминская, д. Мосиевская, д. Дзякинская, д. Лязгинская, поч. Дизминский, д. Кыченская, д. Бурмошурская, поч. Меметовский, д. Байдалинская, д. Юберевская, поч. Жуамский, д. Лиминская, д. Малая Лима, д. Новоеловская, д. Кычинская, д. Ворцы, д. Моинская, д. Нижняя Чура, поч. Еловский (Вверх Чуры), д. Тымпаловская, поч. Дзякинский.
Деревянная церковь была построена в 1748–1749 гг. с двумя приделами: в теплой церкви – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, освящен в 1749 г.; в холодной церкви – во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, освящен 29 декабря 1751 г. В 1776 г. к этой церкви был пристроен третий придел во имя Св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна (по храмозданной грамоте от 30 апреля 1775 г. № 1327).
В 1777 г. из состава прихода выделился приход с. Юкаменское.
В феврале 1804 г. Вятской духовной консисторией была выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма с двумя приделами. Строительство его началось в 1807 г. на средства прихожан и было закончено в 1811 г. 16 октября 1811 г. был освящен правый придел теплой церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; левый придел теплой церкви освящен 25 сентября 1823 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. В холодной церкви главный престол был освящен 24 сентября 1823 г. во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя.


Старая деревянная церковь была разобрана по указу Вятской духовной консистории от 9 июля 1815 г.

В 1839 г. в составе прихода числились: с. Укан, поч. Белоключевский, мельница Чуринская, мельница Дингурецкая, д. Заречный Укан, д. Бурмошурская, д. Ярская, д. Дизминская, д. Мосеевская, поч. Кычинский, поч. Дизминский, д. Вор-цинская, мельница Красноярская, поч. Сезевский, поч. Моинский, д. Нижне-Чуринская, д. Черкасская, д. Базаковская, д. Тымпальская, д. Байдалинская, д. Ле-зинская, д. Ботогуртская, д. Карасевская, д. Дзякинская, д. Зянкинская, д. Добрин-ская, поч. Пазековский, поч. Базаковский, поч. Тупалудский, поч. Кычинский, поч. Ботогуртский, поч. Исаковский, поч. Кесшурский, поч. Еловский, поч. Юрский, поч. Моинский, поч. Логошурский, поч. Оверинский, поч. Чадинский, д. Верхчуринская, д. Дворищенская, д. Кыченская, д. Балинская, д. Меметовская, поч. Ягошурский, поч. Усть-Ягошурский, поч. Усть-Короваевский, поч. Ташевский, поч. Удинский, поч. Азмановский, поч. Черлановский, поч. Бердышевский, поч. Добринский, поч. Дусыковский, поч. Верх-Моинский, поч. Алышевский, поч. Кычонский, д. Ключевская, д. Ежевская, д. Шамардановская, поч. Ежевский, поч. Пасшурский.
В 1847 г. из состава прихода выделились приходы сел Ежево и Ядгурецкое, в 1887 г. – приход с. Никольское.

29 января 1878 г. при церкви было открыто церковно-приходское попечительство.
В 1893 г. в селе открыта церковно-приходская школа, с 1 сентября 1910 г. – министерская школа.

У Спасской церкви были 2 приписные церкви: кладбищенская церковь, по-строенная в 1848 г. на средства прихожан на приходском кладбище, во имя Сретения Господня и Николаевская церковь, построенная на средства Уканского церковно-приходского попечительства в 1899–1901 гг. на ст. Яр.
Спасская церковь была закрыта на основании постановления Удмуртского облисполкома от 9 сентября 1932 г. Здание передано под школу.
Сретенская кладбищенская церковь была снесена на основании решения Ярского райисполкома от 31 октября 1952 г.

 

Роспись в Спасской церкви с. Укан

Село Укан Спасская церковь (1811). В середине 19 века в обоих храмах села Укан работали Алексей, Василий, Иоанн и Михаил Васнецовы (из семейства Васнецовых). Они преподавали в местных школах.

«С появлением Спасской церкви в селе Укан постепенно развивалось образование. В 1838 году в селе Укан стараниями настоятеля прихода священника Ивана Васнецова была открыта церковно-приходская школа. Она располагалась в каменном здании при Спасской церкви, имела собственного учителя, который жил при ней и получал вознаграждение из личных средств священника»[25].

В данной церкви поражают фрагменты росписи, которые частично остались на стенах церкви. Они выполнены в «неорусском- васнецовском» стиле. По словам старожилов, ее выполнили знаменитые братья Васнецовы.

Мои исследования показали, что данную церковь скорее всего расписывали «Васнецовские» артели, которые использовали эскизы В.М.Васнецова. Вторая версия по данной церкви заключается в том, что росписи часто заказывали служители церкви, в данном случае заказчиками были Васнецовы и они сами предлагали варианты эскизов росписи. Они предложили росписать храм по эскизам В.М. Васнецова. Третья версия заключается в том, что В.М. Васнецов мог общаться с родственниками из Укана и давать советы по использовании своих эскизов росписи или быть у них в гостях? Вероятно, что и это могло быть…

Село Пышкет

 

Иоанно-Предтеченская церковь (1861–1938 гг.)

 

 

Село Пышкет Глазовского уезда (Юкаменский район)

Приход с. Пышкет открыт в 1860 г. на основании указа Св. Синода от 20 сентября 1861 г. № 3003. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Юкаменское, Сосновское, Бельское: поч. Пышкетский, поч. Байдалинский, поч. Лопатинский, поч. Зянкинский, поч. Сисьпиевский, поч. Андреевский, поч. Бахранский, поч. Семеншурский, д. Турчинская, поч. Семеновский, поч. Зянкельдиевский, поч. Новоеловский, поч. Сосновский, поч. Султанский, поч. Истошурский, поч. Филимоновский, поч. Дерягинский, поч. Брагинский, поч. Над Гладким Болотом, поч. Злобинский, поч. Хлобыстовский, поч. Жвакинский, поч. Ушаковский, поч. Трифона Бельтюкова, поч. Салдаревский.

В начале богослужения совершались в молитвенном доме. Молитвенный дом находился при поч. Пышкетский был построен в 1860 г. новокрещеным Максимом Булдаковым. Деревянная церковь была построена в 1861 г. на средства прихожан с одним престолом и освящена в честь Рождества Св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Деревянная церковь существовала до окончания строительства каменного храма.

В 1892 г. из прихода села Пышкет выделился приход с. Верхолемское.
Строительство каменного храма начато в 1891 г. и закончено в 1902 г. Церковь построена на средства прихожан с двумя престолами: главный – в честь Св. Иоанна Предтечи, освящен 25 января 1906 г., правый – в честь Св. Великомученицы Екатерины, освящен 13 ноября 1908 г.
1 октября 1883 г. при церкви открыта церковно-приходская школа, 1 января 1884 г. – церковно-приходское попечительство.

Иоанно-Предтеченская церковь была закрыта на основании постановления Президиума ЦИК УАССР от 29 мая 1938 г. Здание передано под школу.


Село Пышкет. Церковь Иоанна Предтечи (1891-1902) Возводили этот храм больше 11 лет. В 1902 году церковь была готова. Храм получился на удивление красивый: золоченый иконостас, паркетный пол и колокола, чей звон слышался на 15 верст вокруг. В народе говорили, что в церкви постоянно поддерживался одинаковый температурный режим: и зимой, и летом. И здесь никогда не было душно. Потому что строители с удивительной точностью смогли просчитать каждую деталь. Но всегда главной гордостью прихожан была настенная роспись. По словам старожилов, ее выполнили знаменитые братья Васнецовы. В 1861 году работал здесь в этой церкви заштатным дьяконом Васнецов Андрей Исидорович, оказывается, он был родным дядей двух знаменитых братьев Васнецовых Виктора Михайловича и Апполинария Михайловича, – рассказывает, жительница села Тамара Невоструева.
У ученых же на этот счет свое мнение. Аполлинарий Васнецов – храмы не расписывал – он пейзажист. А вот Виктор Васнецов, действительно, кроме того, что рисовал сказочные сюжеты, расписывал и храмы. Например, более 10 лет он работал во Владимирском соборе в Киеве. После чего и получил Всемирную известность. Его начали приглашать в Варшаву, Софию. Поэтому, по словам искусствоведов, в маленькое село, он вряд ли бы приехал. "Росписями Васнецовы на территории вятской губернии в целом никогда не занимались", – уверяет кандидат искусствоведения, доктор исторических наук Евгений Шумилов.

Но вот еще один парадокс. Росписи сделанные Васнецовым во Владимирском храме, что в Киеве, и работа неизвестного мастера, трудившегося в Пышкете – похожи друг на друга как две капли воды. Те же самые ангелы, библия, и даже буквы, разворот страниц одинаков. "Ну это очень хорошие копии, сделанные уже, когда Виктор Васнецов расписал во Владимирском соборе в Киеве и мода пошла на Васнецова, до этого столетиями расписывали в византийском стиле. Всемирно известный художник не мог он приехать и, например, за неделю расписать этот храм, какой бы ты гениальный не был, надо расписывать не менее двух лет", - утверждает иконописец, заслуженный деятель искусств Удмуртии Василий Мрозов[24].

Моя версия по данной церкви заключается в том, что священник – дядя В.М. Веснецова заказал артели художников расписать храм по эскизам своего племянника В.М. Васнецова. Вероятнее всего росписи выполняла артель Иосифа Ивановича Трубникова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: