Учитель ясно сказал: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,… ибо алкал Я… жаждал… был в темнице, и не посетили Меня». 745 Совершенная любовь к Богу несовместима с эгоизмом или равнодушием к ближнему. 746 Настоящая дружба требует, чтобы ты старался понять убеждения своих друзей, даже если не сможешь разделить их никогда. 747 Не позволяй сорнякам расти на путях дружбы. Будь верным. 748 Реши твердо: ни мыслью, ни словом, ни поступком я не буду вести себя по-прежнему, кем бы ни был мой ближний. Тогда я не утрачу милосердия и не обрету равнодушия. 749 Твое милосердие должно приспособиться не к твоим, а к чужим потребностям. 750 Мы – дети Божии! Вот почему мы становимся больше, чем просто люди, терпящие друг друга. Господь сказал: vos autem dixi amicos! – «Я назвал вас друзьями». Мы – его друзья, рады, как и Он, пожертвовать жизнью за других – и в час подвига, и в обычной жизни. 751 Можно ли надеяться, что люди, не имеющие веры, присоединятся к Церкви, видя, как обращаются друг с другом те, кто называет себя христианами? 752 С тобой – хорошо, все лучше и лучше. Но этого мало, нужно большее, иначе твое служение угаснет в замкнутых кружках. 753 Своею дружбой, своим учением – нет, милосердием и вестью Христовой! – ты побудишь многих некатоликов работать с нами на благо всех людей. 754 Вот что сказал рабочий, после этой твоей беседы: «Я никогда не слышал, чтобы так говорили о щедрости и благородстве, о честности и доброте!» – И закончил удивленно: «Все материалисты – кто правый, кто левый, а это – настоящая революция!»
Любая душа понимает братство, установленное Иисусом Христом. Так не будем же его искажать! 755 Ты оправдываешься, ты говоришь, что у тебя сухой, сдержанный характер… что ты человек рассеянный, невнимательный, и потому плохо знаешь людей, живущих рядом…
|
– Признайся, ты и себя не уговорил? 756 «Старайся смотреть духовно на все мелочи жизни», – посоветовал я. И тут же добавил: «Общение с людьми даст много возможностей». 757 Проявлять милосердие – значит, уважать чужой образ мысли, радоваться чужим путям к Богу, не стремясь, чтобы все думали, как ты, и следовали за тобой.
Понимаешь, разные пути – параллельны, у каждого – свой… Не трать время, не гадай: кто выше? Это неважно. Главное – чтобы все мы достигли цели. 758 Он полон недостатков? Ну и что… В конце концов, совершенные люди обитают на Небе. Ты тоже полон недостатков – а тебя терпят, мало того – уважают, ибо любят той любовью, которою Христос любил Своих. А сколько у них было слабостей!
Учись! 759 Он тебя не понимает? – Я уверен, что он старается тебя понять. А ты? Когда ты будешь стараться? 760 Согласен! Да, он поступил очень дурно, постыдно, недостойно.
По-человечески, он достоин презрения! – добавил ты.
– Я тебя понимаю, но все же – не согласен. Его жалкая жизнь – священна; Христос искупил ее Своей Смертью! Он ее не презирал – как же ты осмелишься? 761 Если дружба унижалась до какого-то сообщничества в ничтожестве, это – жалкое приятельство, больше ничего. 762 Жизнь, сама по себе – суровая и опасная, порой становится очень трудной. – Но это помогает обострить духовное зрение, чтобы увидеть во всем руку Божию. Так ты станешь человечней и лучше поймешь тех, кто тебя окружает. 763 Снисходительность пропорциональна авторитету. Простой судья осудит преступника, уличенного и сознавшегося (возможно, он учтет смягчающие обстоятельства). Верховная власть страны может его помиловать. А Бог всегда прощает душу, если она раскаялась. 764 «Через вас я увидел Бога, Который принял меня, как отец, забыв обо всех моих безумствах и обидах» – писал своим родным, раскаявшись, один блудный сын ХХ века, по возвращении в отчий дом. 765 Тебе было трудно оторваться от мелких забот и жалких иллюзий – их не так уж много, но они глубоко укоренились. Зато теперь ты уверен, что твоя цель и забота – это братья и только они, ибо ты научился в ближнем узнавать Христа. 766 «Во сто крат!..» – С какой радостью ты вспоминал на днях об этом Его обещании!
|
– Уверяю тебя, в единстве с братьями по служению ты обретешь именно это. 767 Сколько страхов и опасностей может рассеять истинная, братская любовь, которая тиха – иначе ее унизишь – но светится в каждой мелочи! 768 Каждый день, со всем доверием, обращайся к Пречистой Деве. Она утешит и жизнь твою и душу, и откроет тебе сокровища, которые хранит в Своем сердце, ибо «никогда никто не слышал о том, чтобы прибегающий к Ее покрову был Ею оставлен».
ВОЛЯ
769 Чтобы идти вперед и во внутренней жизни, и в апостольском служении нужно не сентиментальное благочестие, но решительная и щедрая предрасположенность воли к тому, чего требует Бог. 770 Без Господа ты не сможешь сделать и одного уверенного шага. – Если ты уверен в том, что тебе нужна Его помощь, ты соединишься с Ним еще теснее, еще доверчивей, радостней и спокойней, даже если дорога станет крутой и тяжелой. 771 Посмотри, какая огромная разница между естественным и сверхъестественным образом действия. Первый хорошо начинает, а потом слабеет. Второй начинает хорошо – и делает все, чтобы продолжать еще лучше. 772 Поступок, совершенный из добрых, но человеческих побуждений очень хорош, но… насколько он лучше, если причины – сверхъестественные! 773 Видя, с какой радостью выполняли тяжелую работу, друг спросил: «Что же это, энтузиазм?» – Ему спокойно и радостно ответили: «Энтузиазм? Он нам не по карману. Per Dominum Nostrum Iesum Christum!, ради Господа нашего Иисуса Христа!» 774 Миру нужно, чтобы мы разбудили спящих, вдохновили робких, повели за собой заблудших, словом – включили их всех в ряды Христовы, чтобы столько сил не пропало даром. 775 Быть может, и тебе принесет пользу это духовное изобретение. Один Божий человек, когда от него много требовали, говорил про себя с удивленной тонкостью искренней любви: «Пора и тебе сделать что-нибудь стоящее». 776 Какого христианского совершенства ты хочешь достичь, если всегда выполняешь свой каприз, «то, что тебе нравится»?.. Твои недостатки, если ты с ними не борешься, ведут к дурным поступкам. А воля, не закаленная в борьбе, подведет в трудную минуту. 777 С виду – энергия и решимость. А внутри – какое безволие, какая слабость!
|
– Постарайся, чтобы твои добродетели были не личиной, но привычками, определяющими характер. 778 «Я знаю людей, у которых нет сил даже позвать на помощь», – огорчаешься ты. Не проходи мимо; ты хочешь спастись и спасти их. Быть может, с этого начнется их обращение. А кроме того, если подумаешь хорошенько, ты поймешь, что и тебе протянули руку. 779 Слабые люди, которые вечно жалуются на всякую чепуху, не умеют жертвовать собой в повседневных стычках ради Иисуса… и тем более – ради других.
Ты требователен и непреклонен, когда речь идет о ближних. Как же стыдно, если ты сам страдаешь той же слабостью! 780 Ты очень горюешь, видя свою слабость. Хочется сделать больше и лучше, но очень часто ничего не выходит, или ни на что не решаешься.
Contra spem, in spem! – «Сверх надежды – с надеждой». Обопрись на прочную скалу, она спасет тебя и поддержит. Это – теологическая добродетель (и какая прекрасная!), она поможет двигаться вперед, не страшась выйти за пределы, и не позволит остановиться.
– Ну что ты смотришь? Именно так! Развивая в себе надежду, мы укрепляем волю. 781 Когда, выполняя обычную работу, ты чувствуешь, что воля слабеет – вспоминай такое рассуждение: «Учение, работа важны на моем пути. Если я из-за лени потеряю профессиональный престиж, я не смогу выполнять свое христианское дело. Бог хочет, чтобы этот престиж возрастал – иначе я не привлеку людей и не помогу им».
– Вот именно. Забросив свое дело, ты отдалишься от божественных замыслов, и отдалишь других. 782 Ты испугался пути детей Божиих, потому что, во имя Господа от тебя потребовали, чтобы ты покинул башню из слоновой кости, отрекся от себя и выполнил свой долг. «Простите – сказал ты – я не могу», а я ничуть не удивляюсь, что тебе тяжко – ведь ты вообще ничего не можешь из-за комплексов и сомнений, капризов и нечистой совести.
Не сердись, но ты вел себя нелепей, чем порочные люди, смело сеющие зло, словно ты хуже их или ниже.
Surge et ambula! – «Встань и ходи!» Решайся! Ты еще можешь освободиться от дурного бремени, если, Божией милостью, услышишь, о чем Он просит, тем более – если смело и решительно отзовешься на Его призыв. 783 Это хорошо, что тебе не терпится. И все же, не спеши – Бог хочет, чтобы ты решил серьезно готовиться столько месяцев или лет, сколько надо. – Сказал мудрый один император: «Мы со временем – против двух врагов». 784 Вот как отзывается мудрый человек на ревность или зависть: «Сколько надо дурной воли, чтобы замутить такую прозрачную струю!» 785 Надо ли оставаться безучастным и молчаливым?.. Когда несправедливо нападают на справедливый закон – нет! 786 Ты напрочь «свихнулся»… С каждым днем заметнее, как ты уверен и спокоен, зная, что ты работаешь ради Христа.
Священное Писание говорило об этом: vir fidelis, multum laudabitur – «верный человек богат благословениями». 787 Никогда ты не чувствовал себя свободнее, чем теперь, когда твоя свобода соткана из бескорыстия и любви, неуверенности и уверенности. Ведь ты не надеешься на себя, и надеешься на Бога. 788 Ты видел, как плотина накапливает воду на случай засухи?.. Чтобы нрав был неизменным и в трудные времена, накопи радость, ясные доводы и свет, который дарует тебе Господь. 789 Трудно идти во тьме, когда угаснут вспышки первого энтузиазма. Да, идти трудно – но это надежней, чем прежде. Потом, когда и не ждешь, тьму рассеет огонь энтузиазма. Не сдавайся! 790 Бог хочет, чтобы дети Его пошли в наступление. – Не можем ждать. Наше дело – бороться там, где мы находимся. Как войско, в боевом порядке. 791 Дело твое – не в том, чтобы быстро выполнять свои обязанности, а в том, чтобы выполнять их постоянно, не отставая от Бога. 792 Вроде бы ты – умный, приятный собеседник… И все же ты очень вял. «Ведь меня никто не искал…» – оправдываешься ты.
– Если ты не изменишься и не пойдешь навстречу тем, кто тебя ждет, ты не станешь настоящим апостолом. 793 Три вещи нужны, чтобы вести души к Господу: думать не о себе, но о славе Отца; по-сыновнему, как научил тебя Христос, подчинить свою волю Воле Небесной; послушно содействовать озарениям от Духа Святого. 794 Три дня и три ночи искала Мария Сына. Дай Бог, чтобы мы с тобой могли сказать, что ищем Иисуса без устали.
СЕРДЦЕ
795 Для счастья нужна не удобная жизнь, а любящая душа. 796 Теперь, через двадцать веков, мы должны уверенно возвещать о том, что дух Христов не утратил искупительной силы, которая только и может утолить жажду сердец. – Укорени эту истину в своем сердце, которое всегда беспокойно, пока (как писал блаженный Августин) не упокоится в Боге. 797 Любить – значит лелеять одну-единственную мысль, жить ради любимого человека и не принадлежать себе, свободно и радостно, умом и сердцем подчиняясь чужой – и вместе с тем своей – воле. 798 Ты еще не любишь Господа так, как скупой – свои сокровища, мать – своего сына… Ты еще беспокоишься о себе и о своих мелочах! И, тем не менее, ты замечаешь, что Иисус стал необходимой частью твоей жизни…
– Так вот, когда ты всем своим сердцем откликнешься на Его призыв – Он станет неотъемлемой частью каждого из твоих поступков. 799 Крикни Ему, крикни громко как влюбленный, утративший разум: «Господи, я тебя люблю, но Ты мне не верь! Привязывай меня к себе, все крепче и крепче!» 800 Не сомневайся, сердце создано для любви. Будем же вовлекать каждый раз в нашу любовь Господа нашего Иисуса Христа, иначе пустое сердце за себя отомстит и заполнится самой мерзкой низостью. 801 Самое человечное сердце – то, которое переполнено сверхъестественным чувством. Подумай о Марии Деве, благодатной Дочери Отца, Матери Сына и Невесте Святого Духа – в Ее сердце вмещается все человечество, без различий и лицеприятия. Каждый – Ее сын, каждая – Ее дочь. 802 Люди с узким сердцем прячут свои чувства и стремления в старой, пыльной коробке. 803 Общаясь с теми, кто рядом, понимай их, будь мягок – но и тверд. Иначе понимание обратится в сообщничество, мягкость – в себялюбие. 804 Наш друг сказал без ложной скромности: «Я не учился прощать, ибо Господь научил меня любить». 805 Прощение – благородное чувство, оно всегда приносит плоды.
Прощай от всей души, без капли злопамятства, как Христос на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что творят». Так началось наше с тобой спасение. 806 Тебя огорчили эти слова, очень далекие от христианства: «Прости своих врагов. Представляю, как они взбесятся!»
– Ты не сдержал и сказал спокойно: «Зачем же обесценивать любовь унижением ближнего? Я прощаю, потому что люблю и хочу уподобиться Учителю». 807 Как можно деликатней избегай всего, что ранит хоть чье-то сердце. 808 Из десяти способов отказать ты всегда выбираешь самый неприятный. Почему? Добродетель обижать не любит. 809 Послушай, мы должны любить Бога не только своим, но и Его сердцем, а еще – сердцем всех людей, какие только были… Иначе мы не сможем так, как надо, отзываться на его Любовь. 810 Видеть не могу, когда люди, отдавшие себя Богу, похожи на старых холостяков! Ведь они более, чем кто-либо обладают Любовью! На холостяков они похожи, если не сумели влюбиться в Того, Кто так любит. 811 Кто-то сравнил сердце с мельницей, которую приводит в движение ветер любви.
Мельница может перемалывать и ячмень, и пшеницу, и навоз – это уж зависит от нас! 812 Ты заметил? Диавол – отец лжи и жертва своей гордыни – пытается подражать Господу даже в том, как он ловит прозелитов. Бог пользуется людьми, чтобы спасти души и привести их к святости, а сатана – чтобы помешать, погубить эти души. Не пугайся; Иисус берет орудием самых близких нам людей – родных, друзей, коллег, – и диавол пытается их использовать, чтобы нас искусить.
Вот почему если узы крови превращаются в путы, не дающие тебе следовать за Господом, разорви их. Может быть, твоя твердость освободит и попавшихся в люциферовы сети. 813 Спасибо Тебе, Господи, за то, что Ты пожелал стать совершенным Человеком, чье сердце любило и страдало до самой смерти, исполнялось радости и печали, восхищалось путями людскими и указывало нам путь, ведущий в Небо, героически подчинялось долгу и руководствовалось милостью, заботилось о богатых и бедных, о грешных и праведных!..
Спасибо Тебе, – и дай нам сердце по этой же мере! 814 Проси Иисуса даровать тебе Любовь, подобную костру очищения, в котором твоя бедная плоть, твое бедное сердце, очистится от земных сует, и, опустошась, заполнится Им. Попроси даровать тебе отвращение ко всему светскому, – чтобы ты искал опоры только в Любви. 815 Свое призвание – любить Бога, – ты видишь ясно, но только разумом. Да, ты говоришь, что вложил в него и сердце – но отвлекаешься и даже оглядываешься назад. Это – верный признак, ты не вложил его полностью. – Стань тоньше! 816 «Я пришел, – говорит Учитель, – чтобы разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее…» Выполняя то, о чем Он просит, ты покажешь, что воистину любишь своих родных. Хотя твоя нежность к ним должна быть совершенной, не прячься за нее в час своей жертвы. Поверь мне, ты противопоставишь любовь к родителям – любви к Богу, а любовь к себе – любви к родителям.
– Теперь ты понял, как глубоки, как насущны эти евангельские слова? 817 Сердце! Иногда, против воли, у тебя возникает тень горького, личного воспоминания.
Немедленно иди ко Христу, сокрытому в Святых Дарах – и ты вернешься к свету, к радости, к Жизни. 818 Часто ли мы посещаем Господа? Это зависит от веры и от сердца – от того, видим ли мы истину и любим ли ее. 819 Среди прочего, Любовь укрепляется самоотречением и умерщвлением плоти. 820 Если бы у тебя было большое сердце и побольше искренности, ты бы не обижал других, и сам не обижался на всякую ерунду. 821 Ты сердишься? Иногда – это твой долг, иногда – слабость, но сердись недолго, минуту – другую, а с нежностью, с любовью! 822 Замечания? Да, их приходится делать. Но объясняй, как сделать лучше, а не срывай свою злобу. 823 Когда надо кого-то поправить, действуй просто, с любовью, улыбнись, если нужно. Никогда – ну, почти никогда – не запугивай! 824 Ты – хранитель добра и абсолютной истины, а потому вправе искоренять зло любой ценой?
Ничего не выйдет. – Исправлять можно только любовью, ради Любви! А главное, помни, что сама Любовь прощала тебя и столько еще простит… 825 Люби добрых, они любят Христа… А люби и тех, кто Его не любит – ведь в этом их несчастье, а главное, их любит Он. И тех, и других. 826 Люди этой заблудшей, далекой от Бога земли, напомнили тебе слова Учителя: «…овцы без пастуха».
– И ты пожалел их. Решись же, здесь и сейчас, принести свою жизнь в жертву за других. 827 Наш друг сказал: «Бедные – лучшая из моих духовных книг, самая суть моей молитвы. Душа болит, когда я смотрю на них и вижу в каждом Христа. Что ж, если болит – значит, я люблю и Его, и их». 828 Если в дружбу вложить любовь к Богу, дружба станет чище, возвышенней, духовней, ибо сгорят все шлаки эгоистических мнений, плотских устремлений. Не забывай: любовь к Богу наводит порядок в наших чувствах. Она очищает их, а не уменьшает. 829 Ты удивился, что Христос приблизился к тебе, прокаженному. Раньше у тебя было только одно хорошее качество – интерес к другим людям. Теперь ты обрел дар видеть в других Христа. Ты полюбил Его в них – и тебе кажется, что мало той доброты, по которой ты помогал ближним. Так оно и есть. 830 Привыкни вкладывать свое бедное сердце в Сладчайшее и Непорочное Сердце Марии, чтобы Она очистила его от шлаков и привела к Священному, Милосердному Сердцу Иисуса.
ЧИСТОТА
831 Холостой ли ты, женатый, вдовец, священник, – целомудрие торжественно утверждает любовь. 832 Чудо чистоты опирается на самоотречение и молитву. 833 Чем скрытее искушения против целомудрия, тем опаснее они.
– Не уступай, даже под предлогом: «Не хочу казаться странным»! 834 Святая чистота – смирение плоти. «Господи, – просил ты, – запри мое сердце наглухо, на семь запоров!» А я посоветовал к семи запорам сердца попросить еще восемьдесят лет серьезности…
Кроме того, будь начеку – искра гаснет быстрее костра. Беги, храбрость здесь – это трусость. Не гляди – это не бдение духа, а козни сатаны.
Все наши старания – умерщвление плоти, власяница, розги, пост, мало стоят без Тебя, Господи! 835 Вот как и убил тот исповедник похоть в чуткой душе, обвинившей себя в недолжном любопытстве: «А! Инстинкты самцов и самок!» 836 Как только ты вступаешь в беседу с искушением, оно нарушает покой души, как согласие на похоть разрушает благодать Божию. 837 Он встал на путь похоти всем телом – и всей душой, а вера угасала… хотя он прекрасно знал, что дело не в вере. 838 «Вы сказали, что я, с таким прошлым, мог бы стать новым Августином. Вот именно, и я еще больше хочу это доказать».
Тогда рвани прошлое, вырви с корнем, как святой епископ Гиппонийский. 839 Да, проси прощения, кайся за нечистые дела своей прошлой жизни. Только не вспоминай о них. 840 Какой мерзкий, грязный разговор!
– Ты его не поддерживал? Этого мало. Покажи, что тебе противно! 841 Дух вроде бы гаснет, сжимается, а тело – растет, набирает силу. – Для тебя написал Святой Павел: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». 842 Как мне жалко тех, кто на основании печального опыта, говорит, что нельзя сохранить целомудрие, живя и работая в миру.
– Что ж, пусть тогда не обижаются, если кто-нибудь оскорбит память их родителей, братьев, жены или мужа. 843 Грубоватый, но опытный исповедник сдержал сумасбродство одной души и привел ее в разум такими словами: «Сейчас ты идешь по пути быка, потом свернешь на дорогу свиней, а потом… так и будешь брести, как животное, которое не умеет смотреть в небо». 844 Ты станешь… – что там, уже стал животным. Признай, что другие – чисты и целомудренны, и не обижайся, что они тебя избегают. Ведь лучше иметь дело с теми, у кого есть душа и тело, чем с животными. 845 Некоторые заводят детей для себя, для своей пользы, своего эгоизма, забывая, что это – великий дар, за который придется давать отчет пред Богом.
Рожать детей только для продолжения рода – умеют (ты уж не сердись!) и животные. 846 Христианские супруги не станут поражать источник жизни, ибо их любовь зиждется на Любви Христовой, а она – жертвенна… Кроме того, они помнят, что сказал Сарре Товия: «Мы дети святых и не можем сочетаться, как язычники, не знающие Бога». 847 В детстве мы прижимались к маме, если шли по темной дороге или там, где лает собака.
Теперь, в искушениях плоти, прижмемся к Небесной Матери, ощутим Ее близость, обратим к Ней молитвенные возгласы.
– Она защитит нас и выведет к свету. 848 Нет, никто не стал мужественней или женственней, если вел беспорядочную жизнь.
Очевидно, для тех, кто так думает идеал – проститутка, содомит, дегенераты, словом – тот, у кого испорченное сердце, и которому не попасть в Царство Небесное. 849 Позволь мне дать тебе совет и следуй ему ежедневно. Когда заметишь в себе низкие наклонности своего сердца, медленно скажи Пречистой Деве: «Мама, не покидай меня, пожалей!» – Советуй это всем.
МИР
850 Поддерживай в душе и сердце, в разуме и воле, – дух доверия к любящей Воле Небесного Отца… – Именно оттуда исходит внутренний мир, которого ты так жаждешь. 851 Как же ты обретешь покой? Поток благодати влечет тебя ввысь, а ты даешь страстям увлекать тебя к земле?
Небо тянет вверх, а ты… Не ищи себе оправданий, ты тянешь вниз, разрывая на деле душу. 852 И мир, и война – внутри нас.
Нельзя достичь победы и мира, если ты не решил победить. 853 Вот средства против беспокойства: терпи, очищай намерения, воспринимай все «в сверхъестественной перспективе». 854 Немедленно отгони от себя страх и беспокойство! С тобой – Бог. Пресекай их, они умножают искушения, увеличивают опасность. 855 Пусть все провалится и исчезнет, пусть неожиданно придут великие испытания, не тревожься. Помни доверчивую молитву пророка: «Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш, Он спасет нас».
– Повторяй ее каждый день, чтобы привести свои поступки в согласие с Промыслом, который управляет нами на благо наших душ. 856 Постоянно обращай взоры к Богу – и ты сумеешь сохранить спокойствие во всех испытаниях и заботах. Научись забывать мелочи, обиды, зависть – и тебе хватит сил для плодотворной работы на благо людей. 857 Наш друг признался, что ему никогда не было скучно, ибо он никогда не чувствовал себя одиноким. С Ним – наш общий Друг.
– Вечерело, было очень тихо… Ты ясно почувствовал, что Бог – рядом, и как же тебе стало спокойно! 858 Брат поздоровался с тобой, тогда, во время поездки, и ты подумал о том, что в миру все честные пути открыты для Христа. Надо только, чтобы мы шли по ним, как завоеватели.
Если Бог создал мир, чтобы его дети жили в нем и его освящали, чего же ты ждешь? 859 Ты необычайно счастлив. Иногда, узнав, что кто-то из детей Божиих оставил своего Отца, посреди покоя и радости ты чувствуешь любовную горечь и боль – но они не возмущают, не беспокоят душу.
Хорошо, но – примени все человеческие и духовные средства, чтобы он очнулся, одумался, и уповай на Христа! Так и воды всегда возвращаются в свое русло. 860 По-настоящему предав себя Господу, ты сумеешь довольствоваться тем, что получится, и не терять покоя. Ты старался и применял все нужные средства, но получилось не то, чего ты хотел… Не волнуйся! Получилось то, чего хотел Бог. 861 Ты теряешься, совершаешь ошибки – и горюешь! Но все-таки идешь ты вперед, исполненный радости.
Твои провалы уже не лишают тебя покоя, именно потому, что ты горюешь. Это – боль любви. 862 Когда кругом темно, а душа слепа и беспокойна, обратись к Самому Свету, как обратился Вартимей. Повторяй, настаивай, кричи: Domine, ut videam! – «Господи, чтобы мне прозреть!» – и свет появится, ты насладишься Его даром. 863 Борись со своим нравом – с неприязнями, с эгоизмом, с удобством, иначе ты не станешь соискупителем со Христом. К тому же, награда зависит от того, что ты посеял. 864 Задача христианина – топить зло в преизобилии добра. Речь не о том, чтобы отрицать или с кем-то бороться; нет, надо жить положительно, радостно, быть молодым, веселым, мирным, понимая и тех, кто идет за Христом, и тех, кто Его покинул или не знает.
Но понимание – не равнодушие, не безразличие, а действие. 865 Немилосердно, да и просто некрасиво создавать пропасть между собой и другим, кем бы он ни был. Всегда старайся оставить ближнему выход, чтобы он не отдалился от Истины. 866 Насилие – плохой довод, тем более – в апостольском служении. 867 Прибегающий к насилию всегда проиграет, даже если выиграет первую битву… ибо кончит он в одиночестве своей нетерпимости. 868 Вот как действует тиран: ссорит тех, кто мог бы свалить его, общими силами. – Старая уловка, но именно ее применяет враг (диавол со своими сподвижниками), чтобы разрушить апостольские замыслы. 869 Тот, кто видит противника там, где есть только братья, отрекается от христианства, хотя его исповедует. 870 Агрессивный, беспощадный спор редко приносит пользу, и уж совсем ничего не выйдет, если среди спорящих есть фанатик. 871 Никак не пойму; чего ты сердишься? Тебе отплатили той же монетой – оскорбили и делом, и словом.
Воспользуйся уроком, запомни, что у других тоже есть сердце. 872 Чтобы ты не утратил покоя в те времена жестоких и неправедных гонений, я сказал: «Если проломят голову, Бог с ней. Значит, так нам и надо ходить с проломанной головой». 873 Смотри, как странно: с тех пор, как я решил последовать совету Псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» – забот у меня все меньше с каждым днем, и если работаю как надо, все решается гораздо проще! 874 Церковь взывает к Деве Марии, Царице мира. Когда нет мира в твоей душе, в твоей семье, на работе, в обществе, между народами – взывай без устали: Regina pacis, ora pro nobis!, «Царица мира, молись о нас!» Попробуй – ну, хоть тогда, когда утратишь спокойствие, – и сам удивишься, как быстро это поможет.
ПОСЛЕ СМЕРТИ
875 Истинный христианин в любое время готов предстать перед Богом, если живет, как воин Христа, всегда готовый исполнить свой долг. 876 Я хотел бы увидеть тебя спокойным перед лицом смерти. Спокойным – но не холодным, как стоик, как язычник, а ревностным, как сын Божий, знающий, что он не теряет жизнь, но изменяет. – Ты умрешь? Нет, ты будешь жить! 877 Доктор философии и права готовился к конкурсу, чтобы возглавить кафедру в Мадридском Университете. Блестящая карьера…
Вдруг я узнал, что он болен, просит его навестить. Я пришел в пансион. – «Отец, я умираю», сразу сказал он. Я ласково приободрил его, он пожелал исповедаться, а ночью – скончался.
Врач и один архитектор помогали мне обрядить его. – И вот, глядя на молодое тело, которое уже разлагалось, все мы решили, что все его успехи ничего не стоят перед главным путем, который он, добрый христианин, только что завершил. 878 Можно исправить все, кроме смерти… Но смерть исправляет все. 879 Смерть неизбежна. Разве не глупо заботиться только об земной жизни? Смотри, как страдают многие. Одни – потому, что жизнь коротка, им жалко с ней расставаться; другие – потому, что жизнь все тянется, уже их тяготит… Видеть в земном пути цель бытия – это заблуждение, надо от него избавиться.
Выйди же из этой земной логики и перейди к другой, к вечной! Все измени, освободись от себя, от себялюбивых побуждений (они мимолетны!) и возродись во Христе. Он – вечен. 880 Думая о смерти, не бойся, несмотря на свои грехи… Он видит, что ты Его любишь, и знает, из какого ты теста…
Если ты Его ищешь, Он тебя встретит, как отец – блудного сына. Но ты должен Его искать! 881 Non habemus hic manentem civitatem – «не имеем здесь постоянного града». – Чтобы мы не забыли об этом, истина эта иногда сурово предстает перед нами в час смерти: гонение, презрение, непонимание, и всегда – одиночество. Каждый умирает в одиночку, даже если жил, окруженный любовью.
– Освободимся же от всяких пут! Будем готовиться к шагу, который приведет нас туда, где вечно пребывает Святая Троица. 882 Время – наше сокровище. Это «деньги», на которые мы покупаем вечность. 883 Тебя утешила мысль о том, чтобы отдать свою жизнь в служении Богу. – Совершенно расходуя себя для Него, ты станешь свободным от смерти – и обретешь в ней Жизнь. 884 Наш друг-священник, который работал, думая о Боге, держась за Его отеческую руку, помогая другим делать то же, говорил себе: «Я умру, но все будет хорошо, Он не перестанет обо всем заботиться…» 885 Не делай из смерти трагедию! Только равнодушных детей не радует встреча с родителями. 886 Все, что здесь, внизу – лишь горстка праха. Подумай о миллионах покойных – «самых важных», «самых недавних», но уже забытых. 887 Вот он великий христианский переворот, обращающий боль – в плодотворное страдание, зло – в добро. Мы отняли оружие у дьявола… и им завоевываем вечность. 888 Воистину ужасным будет суд над теми, кто, зная дорогу, указал ее другим, настаивал, а сам по ней не пошел.
Господь их осудит, по их же слову. 889 Чистилище – милость Божия. Оно счищает пороки с тех, кто хочет Ему уподобиться и отождествиться с Ним. 890 Только ад – наказание за грех. Смерть и суд – только следствие, их не должны бояться пребывающие в благодати Божией. 891 Если тебя, осознавшего свою немощь, иногда беспокоит мысль о сестре нашей, смерти – ободрись и подумай: каково же небо, нас ожидающее, где вся красота и величие, все блаженство, вся Любовь Божия изольются в бедный глиняный сосуд, человека, чтобы его вечно наполнять свежестью нового счастья? 892 Столкнувшись с горькой несправедливостью этой жизни, как радуется праведная душа при мысли о вечной Справедливости вечного Бога!