With BookDesigner program 5 глава




Помню, как ты обрадовался, когда я сказал тебе, что работу легко совместить с молитвой. 472 Общение Святых? Его хорошо знает тот молодой инженер, который сказал: «Отец, в такой-то день и в такой-то час вы за меня молились!»

Молитва была и всегда будет первая и главная помощь, которую мы должны оказывать душам. 473 Приучайся молиться устно по утрам, пока одеваешься, как малые дети. – Потом, в течение дня, тебе будет легче оставаться в присутствии Божием. 474 Святой Розарий очень полезен для тех, кто своим оружием избрал ученье и разум. Мы взываем к Пречистой снова и снова, точно дети к своей Матери, – казалось бы, монотонно, а разрушает любой росток тщеславия и гордыни. 475 «Пречистая Дева, я хорошо знаю, что я жалок, ничтожен, и с каждым днем лишь увеличиваю число своих грехов». Ты говорил мне, что на днях сказал это Нашей Матери.

А я посоветовал тебе молиться по Розарию: священная монотонность молитв очистит тебя от монотонности твоих грехов! 476 Очень грустно, когда мы откладываем молитву по Розарию на поздний час. Это все равно что и вовсе не читать ее.

Перед сном, в лучшем случае, прочтешь его плохо, не созерцая его тайн. Так вряд ли удастся преодолеть рутину, удушающую истинное благочестие. 477 Святой Розарий не произносят одними губами, кое-как шамкая молитвы. Так бормочут только святоши. – Устная молитва коренится в сердце христианина – чтобы сознание его созерцало каждую тайну Святого Розария. 478 Ты всегда откладываешь Святой Розарий, а там и пропускаешь, тебе хочется спать. – Если нет другого времени, читай его хоть на улице, но так, чтобы никто не заметил. К тому же, он поможет тебе оставаться в присутствии Божием. 479 «Молись за меня», – попросил я, как прошу всех. А он удивился: «С вами что-то случилось?»

Пришлось объяснить, что каждое мгновение с каждым из нас что-то случается. Если не хватает молитв, то случается самое худшее. 480 В течение дня кайся снова и снова. Смотри-ка, Христа обижают постоянно, а каются – куда реже.

Вот и я повторяю: чем больше каяться – тем лучше. Повторяй и ты, всей своей жизнью, и всеми советами. 481 Как прекрасно Благовещение! – Сколько раз мы это обдумывали! Мария погружена в молитву… Она беседует с Богом, всеми пятью чувствами, всеми способностями. В молитве Она узнает Волю Божию, и молитвой делает ее жизнью своей жизни. Не забывай примера Девы Марии!

 

 

РАБОТА

 

 

482 Работа – благословение Божие, и изначальное призвание человека; и жестоко ошибаются те, кто считает ее наказанием.

Господь, лучший из отцов, поселил первого человека в Саду Едемском, ut operaretur – «чтобы он работал». 483 Ученье и работа. Вот они, неизбежные обязанности христианина, защищающие от врагов Церкви и привлекающие (благодаря профессиональному престижу) стольких добрых душ, которые, хоть и добры, борются в одиночку. Вот главное оружие того, кто хочет стать апостолом в гуще мира. 484 Молю Бога, чтобы тебе послужили примером отрочество и молодые годы Иисуса – когда Он беседовал с учителями в Храме, когда Он работал в мастерской Иосифа. 485 Тридцать три года!.. Тридцать из них – в тишине и в тени; в повиновении и в работе… 486 Он писал мне: «Мой идеал так огромен, что уместится разве что в море!» – Я ответил: «А Дарохранительница слишком маленькая? А мастерская в Назарете – слишком заурядная?»

– Он ждет нас в величии обычного! 487 Пред Богом никакая работа сама по себе – не мала и не велика. Всякое дело обретает цену Любви, с которой его выполняют. 488 Подвиг труда – в том, чтобы завершить каждое дело. 489 Да, в простоте обычной работы, в монотонных будничных делах, должен ты обнаружить скрытый от многих секрет величия и новизны – Любовь. 490 Ты говорил, как помогла тебе такая мысль: многие торговцы, начиная от первых христиан, становились святыми!

Ты хочешь доказать, что это возможно и теперь… – Что ж, Господь тебя не покинет. 491 У тебя тоже есть свое жало, свое профессиональное призвание. Это жало – крючок, чтобы ловить человеков.

Очисти свои намерения, укрепляй свой рабочий престиж, служа Богу и людям. Господь рассчитывает и на это. 492 Чтобы закончить дело, надо его начать.

Похоже на прописную истину – но как часто тебе не хватает этого простого решения!.. Как радуется твоему бездействию сатана! 493 Нельзя освятить халтуру: Богу не посвящают плохо сделанное дело. 494 Ценой небрежности в мелочах можно работать без отдыха – и почти не трудиться. 495 Что ты можешь предложить Господу?.. – Мне незачем обдумывать ответ: предложи то же самое, что и всегда, но только лучше сделай и заверши с любовью. Это поможет тебе больше думать о Нем, меньше – о себе. 496 Освящать самые различные дела – даже те, которые кажутся мелкими. Вот она миссия обычного христианина – всегда актуальная и героическая. 497 Будем работать много и хорошо, не забывая, что главное наше оружие молитва. Не устаю повторять: мы – созерцатели в миру, стремящиеся обратить свою работу в молитву. 498 Ты пишешь мне у огня, на кухне. Наступает вечер. Холодно. Рядом с тобой – младшая сестра, последняя из тех, кому хватило дивного безумия принять до конца свое христианское призвание. Она чистит картошку. «Вроде бы, думаешь ты, так же, как раньше. И все-таки, какая разница!»

– Это верно. Раньше она только чистила картошку, теперь – освящается, чистя картошку. 499 Ты говоришь, что постепенно начинал понимать, что такое «священническая душа»… Не сердись, но, судя по делам, ты понимаешь это только в теории. – Каждый день одно и то же: вечером, на испытании совести – одни желания и намерения; утром и днем, когда работаешь – одни предлоги и оправдания.

Так-то ты осуществляешь «священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом»? 500 Ты возобновлял свое ежедневное занятие – и вдруг возмутился: «Всегда одно и то же!»

И я сказал тебе: да, каждый день, все время – одно и то же. Но эти обычные занятия – такие же, как и у твоих коллег – должны стать непрерывной молитвой. Все те же слова – каждый день на новый мотив.

В том и состоит наша миссия: мы превращаем ежедневную прозу в возвышенный стих героической поэзии. 501 Stultorum infinitus est numerus – «безгранично число неразумных». Так говорит Писание. Это число растет с каждым днем. – Сколько глупостей и ложных шагов они совершают на самых различных должностях, в самых неожиданных ситуациях, прикрываясь своим положением и мнимыми добродетелями!

Когда ты теряешь духовное зрение и обретаешь равнодушное, я тебя не понимаю. Да, ты ничего не можешь сделать, остается терпеть. Но бедный ты человек, если терпишь по причинам чисто человеческим!

Не помогая им обнаружить путь, примером ответственной, доведенной до конца, работы, то есть – освященной, ты станешь похожим на них. Станешь неразумным, или сообщником неразумных. 502 Главное – усердно трудись, подставляй плечо… Профессиональные дела – на должное место! Они – только средства, помогающие достигнуть цели. Никогда не считай их самодостаточными.

Эта болезнь (назовем ее работоголизмом) мешает единению с Богом. 503 Прости, что я настаиваю – но орудия, средства не должны превращаться в цель. – Если бы мотыга весила центнер и пахарь тратил все силы на то, чтобы ее перетаскивать, семя не пустило бы корня и осталось бесплодным. 504 Всегда – одно и то же: кто работает, легко вызывает ревность, подозрительность и зависть, как бы правильно и чисто он себя ни вел. Если ты занимаешь руководящий пост, помни, что предубеждения некоторых по отношению к коллеге – это еще не повод отказаться от «осужденного». Скорее – знак, что он, может быть, годится на более важное дело. 505 Препятствия?.. Иногда они есть, но чаще ты сам их выдумываешь – для удобства, или из трусости. Как ловко снабжает тебя лукавый всякими поводами, чтобы отказаться от работы!.. Он-то знает, что лень – мать всех пороков. 506 Ты работаешь без устали, но и без должного порядка – поэтому не так уж много получается. – Это напоминает мне один случай. Я хотел похвалить подчиненного перед его начальником, и сказал: «Как много он работает!» А мне отвечали: «Вы лучше скажите – как он суетится!»

– Твоя работа неустанна, но бесплодна… Как ты суетишься! 507 Чтобы унизить чужую работу, ты буркнул: «А что такого? Он выполнил свой долг».

Я же – добавил: «По-твоему, этого мало?.. За выполнение нашего долга Господь дарует нам Небесное блаженство: Euge serve bone et fidelis… intra in gaudium Domini tui – Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего». Войди в вечную радость! 508 У Господа есть право (а у нас – обязанность), чтобы «каждое мгновение» мы Его славили. Значит, теряя время, мы крадем славу у Господа. 509 Ты знаешь, что работа – срочная и каждая минута лени украдена у славы Божией. – Чего же ты ждешь? Используй по совести все мгновения!

Кроме того, подумай: а может, свободные минуты, которых у тебя так много (вместе это часы!) – плод лени и беспечности. 510 Грусть и беспокойство пропорциональны потерянному времени. – Когда ты почувствуешь святое стремление извлечь пользу из каждой минуты, радость и мир наполнят тебя, ведь ты уже не будешь думать о себе. 511 Заботы?.. – У меня нет забот, у меня слишком много дел. 512 У тебя кризис, ты чего-то боишься, тебе трудно исполнять свой жизненный план, трудно работать – двадцати четырех часов не хватает, чтобы выполнить все твои обязанности…

А не пробовал ли ты следовать совету Апостола: «все должно быть благопристойно и чинно»? Другими словами, все нужно делать в присутствии Бога, с Ним, через Него, только для Него. 513 Распределяя свое время, подумай и о том, чем ты займешься в свободные минуты, они ведь появятся неожиданно. 514 Отдых, по-моему – удаление от повседневных дел, но никак не безделье.

Отдыхать – значит, набраться сил, укрепить свой идеал, выработать планы… Словом – сменить занятия, чтобы потом, с новыми силами, вернуться к ним. 515 Теперь, когда у тебя столько дел, исчезли все твои «проблемы»… – Признайся, когда ты решился работать для Него – у тебя не осталось времени на эгоизм. 516 Спонтанные, короткие молитвы не мешают работе, как биение сердца не мешает движению тела. 517 Освящать свой труд – не химера, но задача любого христианина. И твоя, и моя.

– Вот что сказал один токарь: «Просто сил нет, какая радость! Я работаю, пою, распевая вслух и про себя – и я могу стать святым… Какой добрый у нас Бог!» 518 Работа тебе неприятна, особенно когда ты видишь, как мало любят Бога твои товарищи, как бегут они от Божией милости и от твоего добра.

Постарайся восполнить все это, отдавая себя Богу в работе, как и не бывало до сих пор, обращая труд в молитву, которая возносится к Небу ради всего человечества. 519 Работать с радостью – совсем не значит работать кое-как, спустя рукава, словно сбрасывая с себя мешающий груз…

– Стремись к тому, чтобы легкомыслие и опрометчивость не обесценили твоих усилий, и, в конце концов, ты предстал перед Богом не с пустыми руками. 520 Некоторые начинают работу с предубеждением – никому не доверяют, не понимают, что надо освящать свой труд. Если с ними заговоришь, они скажут: «Не мучай ты нас, нам и так трудно».

Вот – одна из тех мирных битв, которую нам надо выиграть! Найдем Бога в работе и – с Ним, как Он – будем служить человеческим душам. 521 Ты боишься трудностей, отступаешь. Знаешь ли ты, как это выглядит? удобство, удобство и удобство!

Ты говорил, что готов отдать себя без остатка, а все остаешься каким-то подмастерьем героя. Очнись и ты – как взрослый человек! 522 Студент, относись к своим книгам как апостол, твердо веря, что в эти долгие часы ты уже приносишь Богу духовную жертву, ради людей, ради твоей страны и твоей души. 523 Твоего боевого коня зовут ученье. Ты снова и снова решаешь хорошо использовать время – и отвлекаешься по пустякам. По слабости воли, ты иногда устаешь от себя самого, хотя каждый день начинаешь сызнова.

А ты не пробовал предложить свои занятия Богу ради конкретных апостольских целей? 524 Бурлить легче, чем учиться, но толку от этого – меньше. 525 Ты знаешь, что учиться – тоже апостольское служение, а учишься лишь для того, чтобы сдать экзамен. Что ж, это значит, твоя внутренняя жизнь никуда не годится.

Вот так, по небрежности ты теряешь рвение. Как тот человек из притчи, который спрятал из хитрости свой талант, если ты не исправишься, можешь по своей вине потерять дружбу с Богом и погрязнуть в расчете своих жалких удобств. 526 Учиться надо – но недостаточно.

Чего добьешься от того, кто себя не жалеет, питая свой эгоизм? А от того, кто только и хочет обеспечить себе покой через какие-то годы?

Да, учиться надо – чтобы завоевать мир для Бога. Что ж, возведем наши усилия выше, на новый уровень, превратим работу во встречу с Господом, чтобы она стала основанием для тех, кто пойдет по нашему пути…

– Так учение станет молитвой. 527 Когда я узнал, столько народу, не покидая своего места, жили для Бога подвижнической жизнью, я подумал: для верующего работать значит не «выполнять», а любить! Любить, охотно и радостно выполняя гораздо больше, чем можешь, и непрестанно жертвуя собой. 528 Когда ты постигнешь высокий идеал братского служения во имя Христово, ты почувствуешь себя сильным и уверенным, ты станешь таким счастливым, каким только можно быть в этом мире, которого столько народу, гонясь за своим «я», настойчиво пытается сделать безрадостным и безумным. 529 Святость слагается из подвигов. – Значит, работая, мы должны героически доводить до конца порученное нам дело, даже если оно – одно и тоже, все время, день за днем. Если этого нет, мы не хотим быть святыми! 530 Меня убедил этот наш друг, священник. Говоря о своем апостольском деле, он уверял, что неважных занятий нет. Вот здесь, говорил он, под кустами роз, таится молчаливое усилие тех, кто трудом и молитвой, молитвой и трудом испросил у Неба ливень милостей. 531 Пусть на твоем столе, в твоей комнате, в твоей сумке будет образ Божией Матери. Смотри на него, когда начинаешь работать, когда работаешь, когда кончил. Не сомневайся, Она даст тебе силу, которая обратит твой труд в любовную беседу с Богом.

 

 

ЛЕГКОМЫСЛИЕ

 

 

532 Когда спокойно подумаешь о ничтожестве всего земного и сравнишь его с изобилием жизни во Христе, выбор большинства определяешь только одним словом: глупо, глупо, глупо.

Нельзя сказать, что почти все мы ошибаемся. Нет, дело – хуже: мы просто беспросветные глупцы. 533 Жаль, что ты не хочешь скрыться, словно камень, на котором стоит все здание. Но превращаться в камень преткновения – уж это просто безобразие! 534 Не возмущайся, что есть плохие христиане, которые кипят, бурлят – но не живут по-христиански. Господь (так пишет Апостол) «воздаст каждому по делам его», тебе – по твоим, а мне – по моим.

– Если мы решимся жить хорошо, в мире станет двумя плутами меньше. 535 Пока ты не борешься с легкомыслием, голова твоя похожа на лавку старьевщика: в ней нет ничего, кроме утопий, иллюзий, и старого хлама. 536 В тебе есть какая-то непринужденность. Если ты используешь ее духовно, то сможешь стать истинным христианином. А вот используя так, как сейчас, ты – истинный наглец. 537 Все принимаешь легкомысленно: а я вспоминаю старую историю об одном простодушном натуралисте. Ему крикнули: «Лев идет!»; он ответил: «А мне-то что? Я ловлю бабочек». 538 Как ужасен невежда, работающий без устали!

Даже падая от старости, береги в себе тягу к знаниям. 539 Вот как оправдывается обычно легкомысленный себялюбец: «Не люблю обязательств». 540 Ты не хочешь быть ни добрым, ни злым – и, хромая на обе ноги, выбираешь неверный путь. А жизнь твоя пуста. 541 In medio virtus – «добродетель – в середине», – гласит изречение, предостерегающее нас от крайностей. – Но не впадай в ошибку, не превращай это в эвфемизм, прикрывающий любовь к комфорту, отсутствие идеалов, ничтожество.

Подумай о том, что сказано в Писании: «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты теплый, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». 542 Ты никогда не доходишь до сути, всегда останавливаешься на несущественном! – Позволь применить к тебе слова из Писания: ты «говоришь на ветер»! 543 Не уподобляйся тем, которые, слыша проповедь, не применяют ее к себе, а думают: «Ну, вылитый НН!» 544 Некоторым кажется, что в сплетнях нет злого умысла. «Это от невежества, – говорят они – люди просто стараются объяснить то, что не знают или не понимают, чтобы показать свою так называемую эрудицию».

Но ведь это дурно вдвойне – тут и невежество, и ложь. 545 Не говори так безответственно. Разве ты не понимаешь? Как только ты бросишь первый камень, другие – уже анонимно – устроят настоящий камнепад? 546 Ты сам создаешь атмосферу недовольства? – Тогда, прости меня, ты – не только злодей, но и дурак. 547 При несчастье или ошибке мало толку сказать: «Я это предвидел».

Значит, тебе нет дела до чужой беды? Есть? Вот и помог бы заранее. 548 Много есть способов сбить с толку. Скажем – привести исключение как общее правило. 549 Ты говоришь, что ты – католик… А мне тебя жаль – ведь я вижу, что твои убеждения не так прочны, чтобы ты осуществлял их без перерывов и оговорок. 550 Было бы смешно, если бы не было так печально, что ты – по легкомыслию, невежеству, из-за комплекса неполноценности – принимаешь самый грубый обман. 551 Дураки, ханжи и невежи обычно думают, что все – такие же. Что хуже всего – так с людьми и обращаются. 552 Нехорошо терять время: оно – не твое, а Божье. Но если по твоей вине его теряют другие, тебя будут меньше уважать, а Бога – меньше славить. 553 У тебя нет той зрелости, той собранности, которые есть у людей уверенных в своем идеале и своей цели. – Проси Матерь Божию, чтобы она научила тебя славить Бога всей душой, ни на что не отвлекаясь.

 

 

ЕСТЕСТВЕННОСТЬ

 

 

554 Христос воскрес… Самое великое из чудес узрели немногие: только те, кто должен был узреть. Естественность – подпись всех Божиих дел. 555 Кто работает только во славу Божию, тот делает все естественно и просто, как человек, которому некогда устраивать «показуху», ибо он не хочет потерять невосполнимое и несравненное общение с Господом. 556 Почему, – возмущался ты, – и место, и средства апостольской работы должны быть уродливыми, грязными… и трудными? Совсем не трудно устроить все получше!

– Мне показалось, что ты прав, и я подумал, что Иисус обращался ко всем, и всех привлекал к Себе: богатых и бедных, ученых и невежд, веселых и грустных, молодых и старых… Как естественен Его образ! Вот уж поистине, сверхъестественен. 557 Хочешь быть действенным? Будь естественным! Чего ждать от кисти – даже в руках великого художника, – если она завернута в шелк? 558 Святые всегда «неудобны» для окружающих. 559 Святые – ненормальны?.. Пора уж рассеять этот предрассудок.

Со сверхъестественной естественностью христианской аскезы, мы должны объяснять, что даже мистические феномены – нормальны. У них своя естественность, как и у психических и физиологических процессов. 560 Я говорил тебе о горизонте, который раскрывается перед нами, о пути, который мы пройдем. – «Ну, конечно!» – воскликнул ты, словно удивляясь тому, что у тебя нет возражений…

– Запомни хорошенько: их быть не должно! 561 Избегай нелепого подхалимства, может быть – бессознательного, ты лебезишь порой перед начальником, вторишь ему в любой мелочи.

– А еще больше опасайся представлять забавными его недостатки, подрывая авторитет – панибратством, или (ну и услуга!) обращая в шутку зло. 562 Ты создаешь вокруг себя атмосферу недоверия и подозрительности. Говоришь ты так, словно играешь в шахматы, думая на четыре хода вперед.

Помнишь, что сказано в Евангелии о лицемерии книжников и фарисеев? Они задавали вопросы Христу, ut caperent eum in sermone – «чтобы уловить Его в словах». Не подражай им! 563 Естественность не имеет ничего общего с грубостью и грязью, с показной бедностью и дурным воспитанием.

Некоторые сводят служение Богу к работе с миром нищеты, и (простите) вшей. Да, такая работа необходима и похвальна; но если мы только там, останется без внимания большинство душ человеческих, в том числе – и эти обделенные, когда мы вытащим их из нищеты. 564 Ах, ты недостоин? – Ну так, постарайся стать достойным! Вот и все. 565 Ты очень хочешь быть «необычным»!

Как это пошло! 566 «Блаженна уверовавшая», говорит Елизавета нашей Небесной Матери. – Единение с Богом и духовная жизнь всегда ведут к человеческим добродетелям, которые привлекают других. В дом своей родственницы Мария приносит радость, потому что носит Христа.

 

 

ПРАВДИВОСТЬ

 

 

567 Ты молился перед Распятием и решил: лучше тебе пострадать за правду, чем правде страдать за тебя. 568 Как часто истина неправдоподобна!.. Особенно – потому, что она всегда требует от нас последовательности. 569 Если правда тебе неприятна, зачем ты все время спрашиваешь?

– Может, ты хочешь услышать «свою правду», и оправдать свои заблуждения? 570 Ты почитаешь истину? Ах, вот почему ты держишься от нее на «почтительном» расстоянии! 571 Что за глупость! Какой же это фанатизм, если хочешь все лучше знать, все больше любить, все уверенней защищать истину, которую ты и должен знать, любить и защищать?

Скажу тебе смело: фанатиком становится тот, кто противится всему этому ради ложной свободы. 572 Очень легко – не сложнее, чем во времена Иисуса, – говорить «нет», отрицая вероучение, или в нем сомневаясь. – Ты, называющий себя католиком, должен начать с «да».

– Позже, обретая знания, ты научишься объяснять, почему ты так уверен в том, что нет (и не может быть) противоречия между Истиной и наукой, Истиной и жизнью. 573 Не сворачивай с пути, даже если тебе придется работать с людьми предубежденными. Не уклоняйся. Ведь ты же не думаешь, что значение слов и ход мыслей зависят от них?

– Постарайся, чтобы они тебя поняли. А не получится – все равно, упорствуй на этом пути. 574 Ты встретишь очень упрямых людей, убедить которых не так-то просто… Но вообще-то – выясняй все недоразумения, и выясняй их терпеливо. 575 Некоторые не слышат – не хотят слышать! – ничего, кроме слов, которые они знают сами. 576 Многие требуют, чтобы их поняли, а на самом деле – чтобы все перешли на их сторону. 577 Не могу поверить в твою «правдивость», если ты не страдаешь (и серьезно!) от малейшей, даже безвредной, лжи. Она не безвредна и не мала, ведь ею мы оскорбляем Бога. 578 Почему ты смотришь, слушаешь, читаешь, говоришь так предвзято, словно ты хочешь собрать все плохое? Оно – не в других, оно – в твоей душе. 579 Если намерения читателя не чисты, ему трудно поверить, что чисты намерения писателя. 580 В поступках других людей фанатик видит один лишь фанатизм, меряя ближнего меркой своего сердца. 581 Мне его жаль. Он почувствовал, что есть проблемы, – они всегда есть – но испугался и расстроился, когда подчиненные об этом сказали. А ему хотелось забыть про них, жить в своей полутьме, не беспокоится.

Я посоветовал ему встретить их открыто и смело, иначе ничего не решишь; и убедил, что только тогда он обретет покой.

Вот и ты не решай проблем – ни своих, ни чужих, – стараясь их обойти. Так – удобней, но мы, из лени, открываем дверь диаволу. 582 Ты выполнил свой долг?.. И намерения были чисты?.. Вот как! – Тогда не беспокойся, если кому-то, не совсем нормальному, это не понравится. Зло – только в них самих. 583 Тебя придирчиво спросили, нравится ли тебе твое решение. Им оно показалось безразличным, – ни плохим, ни хорошим.

Ты уверенно ответил: «Я знаю, что мои намерения чисты, и что принять его было тяжело». И добавил: «Бог – цель и смысл моей жизни, поэтому я уверен, что нет ничего безразличного». 584 Как католик, ты объяснил ему, во что веришь, как живешь – твердо и уверенно – и он вроде бы понял, принял твой путь. – Но ты засомневался – не утопит ли он все это в своих беспорядочных привычках?..

– Поговори с ним еще, объясни ему, что истину принимают, дабы жить по ней, по крайней мере – стараться. 585 Почему они все проверяют, почему не доверяют мне? удивляешься ты.

– Посоветуй им от моего имени не доверять своей ничтожности; и спокойно следуй дальше. 586 Тебе их жалко… – Да, рыцарства в них нет! Бросив камень, они прячут руку.

Смотри, что сказал о них Святой Дух: «Все они будут постыжены и посрамлены». Это уже точно исполнится. 587 Многие сплетничают и клевещут на это апостольское предприятие… – Что ж, пока ты провозглашаешь истину, по крайней мере, один человек не будет лгать. 588 Даже в самом прекрасном поле можно собрать снопы маков и васильков.

– Век за веком мы видим, что даже о самых чистых людях можно сказать гадость. Подумай, сколько сказали и написали об Иисусе Христе, Нашем Господе…

– Ищи в других только зрелые колосья чистой правды. 589 Ты говорил, что хочешь иметь чуткую совесть. Не забывай: слушая клевету, мы превратимся в мусорный ящик. 590 Ты склонен принимать любые слова о ближнем, не выслушав его самого. Это не «открытость», как говоришь ты сам, и не справедливость, а уж тем более – не милосердие. 591 Да, клевета может повредить тем, на кого клевещут, но по-настоящему бесчестит только клеветника… Он обречен носить ее в глубинах души. 592 «Почему столько клеветников?» – печально думаешь ты… – Что ж, я отвечу! Кто-то – по ошибке, из фанатизма или злобы. А большинство вторит лжи по инерции, из легкомыслия, из невежества.

Поэтому, скажу еще раз: если не можешь похвалить и не должен говорить – молчи! 593 Оклеветанная, жертва страдает молча. «Палачи» издеваются с какой-то трусливой смелостью.

Не верь категорическим словам, если тот, кто их произносит, не попытался (или не захотел) поговорить с тем, кого он критикует. 594 «Собрать материал» – нетрудно, есть много способов. Не нужно большого ума, чтобы, выслушав все сплетни, набрать кучу против любого человека, любой организации, особенно – если они что-то делают. А уж тем более, если их работа приносит апостольские плоды…

Такие расследования прискорбны – но еще прискорбней положение тех, кто разглашает эти несправедливые и поверхностные сведения. 595 «У них, – печально говорил он, – нет духа и ума Христова, только личина… Вот они и не думают по-христиански, не постигают истины, не приносят плодов».

Мы, дети Божии, не можем забывать, что Учитель сказал: «Слушающий вас Меня слушает». – Поэтому мы и стремимся быть Самим Христом, а не карикатурой на Христа. 596 Опять люди суетятся и считают, что правы. Но Бог ведет их… Над всеми личными суждениями восторжествует непостижимый, исполненный любви Промысел Божий.

Позволь же Господу вести себя, не противься Его замыслу, даже если он противоречит твоим «самым верным доводам». 597 Грустно смотреть, как люди не столько учатся, чтобы овладеть сокровищами науки, сколько тщатся создать ее по своему вкусу, по более или менее произвольным правилам.

Удвой же усердие, познавая истину! 598 Конечно, бранить исследователей – легче, чем исследовать самому. Но нельзя допустить, чтобы эти «критики» считали себя владыками мудрости и взглядов незнающих. 599 «Неясно, очень неясно», – возражал он, что бы ему ни говорили уверенно. Ясно было одно – его невежество. 600 Тебе неприятно обижать, вносить разделения, проявлять нетерпимость… – и вот, ты уступаешь («это не очень важно!»), но уступка твоя имеет роковые последствия для многих.

Прости за откровенность, все это – тоже нетерпимость, столь неприятная тебе, причем – самая неразумная и вредная: ты мешаешь распространять истину. 601 Из справедливости и милосердия – бесконечных и совершенных, – Бог обращается к Своим детям с равной любовью, но по-разному. Ибо дети разные.

Поэтому равенство не значит «мерить всех одной меркой». 602 Ты говоришь правду, но неполную. Истолковать ее можно на столько ладов, что это, в сущности, неправда. 603 Сомнение в учености и славе другого человека – трава, которую легко посеять, но очень трудно вырвать. 604 Ты вроде Пилата: quod scripsi, scripsi! – «что написал, то написал»… Сказал он это после того, как разрешил самое страшное из всех преступлений. – Ты тверд! Надо было проявить твердость раньше – а не после! 605 Последовательность в решениях – хорошее качество. Но если условия изменятся, последовательность – в том, чтобы посмотреть иначе и решить по-другому. 606 Не путай святую неуступчивость с грубым упрямством.

«Ломаюсь, но не сгибаюсь», – говоришь ты не без гордости.

– Послушай, сломанный инструмент ни на что не годен, когда он сломается, действуют те, кто уступчиво навязывает гибельную неуступчивость. 607 Sancta Maria, Sedes Sapientiae – Святая Мария, Престол Мудрости. – Взывай так почаще к Нашей Небесной Матери, чтобы Она дала Своим детям – в их работе, общении, занятиях – ту Истину, которую принес нам Христос.

 

 

БЛАГОРОДНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ

 

 

608 Перед теми, кто сводит религию к какому-то вороху отрицаний, или согласен на католичество??? перед теми, кто хотел бы засунуть Господа лицом к стене или в угол, хотя бы – в уголок своей души, мы обязаны утверждать словом и делом, что стремимся к тому, чтобы Христос стал истинным Царем всех сердец, даже их собственных. 609 Не участвуй в апостольских делах, созидая только на сегодня… Надейся и знай, что твои братья, одного с тобой духа, соберут то, что ты посеешь, и построят дома на твоем фундаменте. 610 Когда христианский дух воодушевит тебя по-настоящему, стремления твои будут чисты. – Ты будешь стремиться не к личной славе, но к тому, чтобы другие люди жили твоим идеалом до конца времен. 611 Отдавать себя без остатка можно ради великого, Божьего дела – святости; больше – не для чего.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: