Критерии оценивания заданий с развернутым ответом




Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Задания 1 – 3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4 – 9, 11, 13 – 20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

 

№ задания Ответ
  ПЛЕМЯ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

21. Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Ответ должен содержать следующие элементы: 1) формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения че­ловеческих потребностей 2) формирование восприятия одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»..  
Правильно приведены 2 элемента  
Ответ дан только на 1 вопрос  
Ответы не даны ИЛИ ответы искажают смысл  
Максимальный балл 2

 

22. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Факторы, формирующие ценности: 1) Опыт 2) Эмоции (переживание удовольствия и неудовольствия)  
Правильно указаны два фактора  
Правильно указан один фактор  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

23. Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны быть следующие элементы: 1)Автор называет следующие группы ценностей: индивидуальные, групповые, общечеловеческие. 2)Принцип равенства перед законом относится к групповым ценностям (он является продуктом определенной эпохи)  
Названы два элемента верно  
Названы один элемент  
Назван верно второй элемент, а группы ценностей неверны  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 

24. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.

Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны быть следующие элементы: 1)Функции: «с помощью социальных норм поддерживаются, воспроизводятся, ре­гулируются формы деятельности людей». 2)Две основные группы социальных норм: - моральные -правовые 3)Примеры моральных норм: не убий, не укради. Примеры правовых норм: право на свободу личности, право на личную неприкосновенность, право на образование.    
Названы три элемента  
Названы два элемента  
Назван один элемент  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 

 

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции, и одно предложение, содержащее информацию о причинах инфляции.

Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Смысл понятия, например: инфляция – это повышение общего уровня цен, что приводит к обесцениванию денег (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия). 2) Одно предложение о видах инфляции, например: Экономисты выделяют умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу предложение). 3) Одно предложение о возможных мерах антиинфляционной политики: Возможной мерой антиинфляционной политики государства может служить проведение дефляции. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу предложение). Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.  
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения  
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено одно предложение  
Правильно раскрыт только смысл понятия; ИЛИ раскрыт смысл в целом (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено предложение  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

26. С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те вза­и­мо­вли­я­ние на­род­ной, мас­со­вой и эли­тар­ной куль­ту­ры.

 

Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны содержаться три примера взаимовлияния: Например, 1) экранизация фильмов по мотивам народных сказок 2) классические произведения в инструментальной обработке 3) изображение картин художников – передвижников в стиле «авангард»  
Названы три примера  
Названы два примера  
Назван один пример  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 

27. Максим и София ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный до­го­вор. Максим на­ста­и­вал на вклю­че­ние в до­го­вор пунк­та, за­пре­ща­ю­ще­го супруге по­сту­пать на ра­бо­ту без раз­ре­ше­ния мужа. Но­та­ри­ус от­ка­зал­ся удо­сто­ве­рять брач­ный до­го­вор имен­но из-за этого пунк­та. Пра­во­мер­ны ли дей­ствия но­та­ри­уса? Ответ по­яс­ни­те. На­зо­ви­те любые два ас­пек­та от­но­ше­ний между су­пру­га­ми, ко­то­рые могут быть опре­де­ле­ны в брач­ном до­го­во­ре.

 

Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Действия нотариуса правомерны; 2) Объяснение: так как по Конституции (ст. 37) каждый из супругов имеет право свободно выбирать род деятельности; 3) Два аспекта: - распределение хозяйственных обязанностей по дому - деление имущества в случае развода Могут быть приведены другие аспекты.    
Правильно указаны три элемента  
Правильно указаны два элемента  
Правильно указан один элемент  
Ответ неверный  
Максимальный балл 3

 

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Государство как институт политической системы». Составьте план, в соответствии с которым ВЫбудете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указание по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитывается: -соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; -корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно – формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании    
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие «государство». 2. Признаки государства: а) суверенитет; б) публичная власть; в) взимание налогов; г) создание законов. 3. Формы государств: а) формы правления (монархия и республика); б) политические режимы (авторитарный, демократический, тоталитарный); в) формы государственного устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное). 4. Органы государственной власти Российской Федерации: а) Президент; б) Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации); в) Правительство; г) Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. 5. Государство – это главный институт политической системы. Возможно другое количество и иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу  

 

Структура предложенного плана Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта Корректность формулировок пунктов плана Баллы
Три или более пункта, любые два – детализированы в подпунктах Два Формулировка корректна  
Два пункта детализированы ИЛИ три пункта, любой один из которых детализирован Два Формулировка корректна  
ИЛИ  
Три и более пунктов, любые два детализированы Два Формулировка корректна
План простой, содержит не менее трех пунктов Два Формулировка корректна  
ИЛИ
Три или более пункта, любые один – два детализированы Один
ИЛИ
Три и более пункта, любые один-два детализированы Два Есть ошибочные позиции
Два пункта, любой один детализирован Два Формулировка корректна
Два пункта, один-два детализированы Два Формулировка неточная, но не искажает план по существу
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла ИЛИ план содержит абстрактные формулировки, не отражающие специфики темы.  
Максимальный балл 3

 

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини – сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

Среди критериев, по которым выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл смысл и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.

  Критерии оценивания Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания  
Смысл раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.  
Смысл не раскрыт, содержание не дает представление о его понимании  
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла на 0 баллов)
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы  
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия  
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой  
К3 Качество фактической аргументации  
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического или другого материала, не засчитывается при оценивании
Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому тезису, почерпнуты из различных источников сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)  
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому тезису примеры из источника одного типа ИЛИ Приведен только один относящийся к обосновываемому тезису пример  
Фактическая аргументация отсутствует ИЛИ приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису    
Максимальный балл    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: