Программа по литературе под ред. А.Н.Архангельского10-11 кл. М.: Просвещение. 2020




Программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной 5-11 кл. М.:Просвещение.2012

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В 10—11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков).

Важным подходом при изучении литературы в 10-11 классах является принцип преемственности. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы — это живое поступательное движение.

2) Программа по литературе под ред. В.Ф. Чертова. 10-11 кл. М.: Просвещение. 2015

Литературные произведения рассматриваются в контексте творчества писателя, социально-историческом и историко-культурном контексте, с учетом идейных и художественных исканий эпохи, литературной полемики.

Основные виды деятельности – сочинения на литературные темы (целостный анализ эпического, лирического и драматического произведения, анализ литературного произведения в заданном аспекте) и темы публицистического характера; подготовка рефератов; создание исследовательских проектов; уроки-практикумы.

Чтение и анализ произведений выступает важным подходом при изучении литературы. Виды деятельности: чтение произведений, входящих в программу; выразительное чтение; внеклассное чтение; чтение литературно-критических статей, мемуаров и др.; анализ произведения в контексте творчества писателя; выявление аллюзий в произведении; выявление стилевых доминант и др.

Новые подходы к изучению классической литературы:

1. Чтение без комментариев и анализа.

2. Чтение и анализ поэтического текста, понимаемого как форма самопрезентации автора, представления его видения мира или творческого кредо.

3. Чтение и анализ художественного текста или фрагмента как отклик на актуальное событие.

 

Программа по литературе под ред. А.Н.Архангельского10-11 кл. М.: Просвещение. 2020

Стержневой методологической идеей курса литературного образования для средней (полной) школы является принятая методистами России и Европы мысль о необходимости сочетания эстетического и исторического анализа явлений литературы, когда критическое осмысление творчества каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного процесса. Такое соединение наиболее полно соответствует психолого-возрастнымособенностям учащихся 10—11 классов: стремление к пониманию общих закономерностей, к воссозданию цельной картины мира и определению своего места и назначения в этом мире.

Особое внимание авторы курса уделяют единству теории и практики. В программе осуществляется системно-функциональный подход в изучении теории литературы: ключевые понятия, связанные с подвижным, изменчивым литературным процессом, вводятся не на уровне обособленных словарных формулировок, а в процессе анализа конкретных произведений конкретных авторов.

Значимым является введение в учебный материал литературно-критического контекста: фрагментов статей критиков и литературоведов, посвященных изучаемым произведениям. Старшеклассникам предлагается осмыслить теоретико-литературный инструментарий, логику анализа произведения и позиции разных критиков, разобраться в их спорах, т. е. на основе эстетического анализа, подкрепленного этической позицией, опытом активного взаимодействия с продуктом культуры сформировать свое активное отношение к произведению, автору, критику.

Ученику предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира конкретного писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.

Важным подходом при изучении литературы в 10-11 классах является принцип преемственности.

4) Программа по литературе под ред. И.Н. Сухих. 10-11 кл. СПб. 2016

Методические принципы:

1) Преемственность литературного образования.

2)Комплексность подхода к отдельному произведению, творчеству писателя, литературному процессу ( в Программе четко соблюдается системный подход к изучению произведения как «сложно построенного смысла» (Ю. М. Лотман), в единстве его формы и содержания, основных элементов и компонентов).

3) Соединение логического и исторического подхода. Исторический подход, заданный стандартом и традицией, реализуется в Программе с опорой на систему теоретических понятий, которая последовательно вводится начиная с 5 класса, постепенно обогащается, а на уровне среднего общего образования используется уже как инструмент.

4. Интеграция гуманитарных наук и учебных предметов.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Принцип реализуется в процессе изложения материала, подборе показательных примеров, в вопросах и заданиях, ориентированных на развитие творческих умений и навыков, на приближение произведения к жизненному опыту школьников, пробуждение интереса к чтению, самостоятельному осмыслению классических текстов.

Урок литературы ориентирован на деятельностный подход к процессу обучения, формирование у обучающихся широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Мне бы хотелось работать по программе под ред. В.Я. Коровиной (по ней я училась в школе). На мой взгляд, в ней нет ничего лишнего, всё доступно и понятно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: