Техническое описание маршрута




Техническое описание маршрута дано по малой воде.

Анграпа вытекает из озера Мамры в районе города Венгожево (Польша). Далее река пересекает границу России, течёт по территории Озёрского, Гусевского и Черняховского районов. В Черняховском районе в неё впадает река Писса. Далее, в районе города Черняховска, Анграпа сливается с Инстручем, образуя Преголю.

Схема №1 Озерск – Черняховск. М 1:200 000

- место и номер ночевок - места рекомендуемых стоянок

 


Сплав по Анграпе

Первый день

В 17:00 сбор в водно-моторном клубе «Волна». Зафрактованный микроавтобус пришел вовремя. Погрузка вещей заняла 40 минут. В Черняховске заехали в магазин и докупили свежего хлеба и питьевой воды, из расчета 5 литров на экипаж.

Немного из истории: Железнодорожный мост через Анграпу северо-восточнее Озёрска (Darkehmen), (фото ранее 1938 года) ныне разрушен Фото 1 – Переноска вещей к месту стоянки
Фото 2 – Вид на лагерь с основания моста. Фото 3 - Вид на бывший железнодорожный мост с левого берега ниже по течению. Утренняя тренировка на шивере.

Дорога заняла 2 часа. Разгрузка машины заняла 5 минут. Из-за плохого подъезда к месту вещи пришлось переносить. Основание разрушенного железнодорожного моста на ЛБ оказалось хорошим местом для стапеля одной небольшой группы 8-12 человек. С песчаным и низким берегом. Сбор 3-х байдарок занял 1,5 часа.

 


Второй день

Погода: Ночь теплая, утро ясное и солнечное. С дровами проблем не было.

Подъем дежурных в 7:20, в 8:00 общий подъем. К 9 часам руководитель группы приступил к сбору своей оставшейся несобранной лодки, потратив на это час времени. Группа в это время собирала лагерь, просушивала палатки, занималась упаковыванием вещей в гермомешки.

В 10:00, перед началом движения, руководитель провел тренировку группы на шивере с объяснением некоторых приемов и действий при движении через препятствия по реке (способы маневрирования и обхода препятствий, носовой и кормовой траверс струи, разворот с выходом в струю). Тренировка заняла 1,5 часа (Фото 5 Целиков П. и Ковалев П.; фото 6 Целиков П. и Кузнецова Л.; фото 7 Ковалев П. Ханов А.), поэтому наш старт отодвинулся к 11:40.

 

Фото 4-Утренний стапель Фото 5
Фото 6 Фото 7

 

В 11:40 вышли на маршрут. О том, что на реке малая вода, говорили множество примет: выступающие высокие и подмытые берега, остатки лесного мусора на ветках деревьев, висевшие на расстоянии метра от водной глади (см. фото № 9).

Постоянно лавировали между поваленными деревьями и торчащими корягами. Из-за поваленных деревьев встречались сильные прижимы. В районе пос. Малая Климовка группа, двигаясь по кильватерной линии, вышла на один из таких прижимов. Байдарку № 2 прижало к дереву, экипаж байдарки № 3, воспользовавшись суводью, ушел от препятствия. Замыкающая лодка благополучно обошла дерево. Сразу же было произведено зачаливание экипажей №1, №4. Руководитель и капитан байдарки №4 вывели лодку №2 из прижима и отбуксировали ее в суводь у левого берега. Далее ЭБ №2 (Форель) был выведен из суводи на центральную струю, где экипаж, маневрируя, обошел препятствие. ЭБ № 3 (Таймень) не удалось с центральной струи обогнуть препятствие и со второго раза, (см. фото № 10) для этого байдарка была отбуксирована правее центральной струи, где ЭБ №3 обошел препятствие. За этим последовал 15-минутный перерыв, разминка, согревание на солнце.

 

Фото – 8 За 5 минут до отплытия Фото – 9 Высота!
Фото – 10 Прижим (Фото с воды с 30 метров) Фото – 11 Первый привал!

 

Через 1 ч. 10 мин. пути встретился живописный участок, который было трудно обойти стороной. Да и время говорило об обеде!

«Частная территория. Отдых платный» - так говорили вывешенные таблички.

Учитывая прочитанное, было принято решение, соблюдая порядок и оставляя после себя идеальную чистоту, остаться на перекус. Перекус длился 1,5 часа. В 15:20 группа снялась с привала. Еще через час пути, к 16:30, группа подошла к плотине.

Пр. №1 (остатки гидротехнического сооружения) в районе с. Жучково. Скорее всего мельница или небольшая ГЭС довоенных времен. Ввиду того, что группа шла по малой воде, после 15-ти минутной разведки с правого берега руководитель решил обнести препятствие. По рекомендуемой для прохождения правой протоке лежал ствол когда-то поваленного дерева, и высота слива над ним была не более 10-15 сантиметров, что для байдарок «Таймень-2» является малым и непроходимым. По центральному сливу высота также не превышала 15-20 см, с правой стороны центрального слива торчат две арматуры диаметром около 8-10 мм, которые требуют повышенного внимания при прохождении по большой воде. При прохождении осмотр рекомендуется делать с двух берегов. Зачаливание для осмотра можно выполнить на расстоянии 20-40 м от плотины. Правый берег весь зарос камышом и крапивой, заболочен, топок. Но проходим по ранней весне и пригоден для обноса. (GPS привязка плотины 54.49621 с.ш.; 22.093704 в.д.)

 

Фото-12 Общий вид плотины. Фото с правого берега Фото – 13 (дерево в правой протоке плотины)
Фото – 14 «Танки грязи не боятся" Фото – 15 Обнос плотины. Экипаж «Тайменя» Именалинов Т., Рябов Д.
Фото – 16 Фото - 17

 

На осмотр и обнос ушло 50 минут. В 17:20 мы продолжили сплав.

Пройдя еще 10 км, встали на стоянку в 19:15 в километре от населенного пункта Ивашкино. Выбрали правый берег реки с хорошим песочным и низким подходом к воде. С дровами проблем не имели. На берегу было много сухостоя.

Единственное, что докучало на привале, это высохший ежевичник (после весенних поджогов полей), который напоминал колючую проволоку. Левый же берег имел высокую крутизну и большую густоту леса. Ходовое время составило 6 часов 35 минут.


 

Фото – 18 Фото – 19 Группа при осмотре плотины с правого берега
Фото – 20 Фото - 21

 

Третий день

Подъем дежурных в 7 часов, подъем группы в 8:00.

Ночью температура опускалась до 0 ˚С. Погода в течение всего дня была ясная. Дневная температура около 20 ˚С. Выход на воду 10:10.

До автомобильного моста берега сухие, высокие. Из-за малой воды увеличилось количество шивер. После часа активной работы 10-минутный перерыв под автомобильным мостом у пос. Синявино. Через 6 км подошли к железнодорожному мосту. Шивера длиной 40-50 м под мостом, по малой воде проходима только правая протока. Центральная и левая протоки были непроходимы. Осмотр осуществлялся с воды. Первым прошел ЭБ №1 (Таймень), который, зайдя в суводь, подавал сигналы для прохождения всей группы.

Через 2 км в 13:00 встали на перекус за автомобильным мостом у пос. Веселовка.

Запланированный перекус и тренировка заняли 2 ч. 40 мин. Тренировка включала в себя зачаливание в суводь, реверсивное движение, кормовой и носовой траверс струи.

По малой воде первая протока между левым берегом и первым быком мелкая и не дает возможности к прохождению. Центральный слив между двумя быками моста имеет разделение языков на левый, близкий к левому быку, и правый, близкий к правому быку. Проходимы оба. Третий слив между правым быком моста и правым берегом проходим по сложной траектории движения.

В 15:40 снялись с привала.

 

На участке от Веселовки до Черняховска заметно увеличилась скорость течения реки с 0,4-0,5 м/с до 1,5-2,0 м/с.

 

Фото – 22 Тренировка (захождение в суводь, Экипаж Целиков П., Ковалев П.) Фото – 23 Отработка приема «реверс» экипаж Именалинов Т., Васина Е.
Фото – 24 Тренировка (выход из суводи в струю, экипаж: Целиков П., Ханов А.) Фото – 25, 26 Тренировка (выход из суводи в струю, экипаж: Целиков П., Ковалев П.)

 

Пр. №2 Через 5 км группа подошла к разрушенному автомобильному мосту у пос. Краснополянское, образовавшему искусственный порог. Для разведки лучше всего зачаливаться в 50-60 метрах в суводи по левому берегу.

Центральный слив проходим для сильных экипажей. Более безопасен левый слив с боковым отбойным валом. Правый берег представляет собой мелкую протоку, не проходимую из-за малой воды.

Прохождение с расстановкой сигнальщиков и фотографов заняло около получаса. Из-за увеличения ширины реки непосредственно после порога, а также уменьшения скорости течения струи страховка обеспечивалась с воды.

После прохождения ЭБ №1 по очереди сплавились и остальные экипажи со сменой сигнальщиков и фотографов.

 

 


 

Фото – 27 Группа на осмотре препятствия Фото – 28 Прохождение порога. Экипаж «Тайменья» Целиков П., Кузнецова Л.
Фото – 29 Прохождение порога. Экипаж «Форели» Васина Е., Ханов А. Фото – 30 Прохождение порога. Экипаж «Форели» Васина Е., Ханов А.

 

После разрушенного моста через 30 минут ходового времени на всю ширину реки, как гребень (на высоте 0,5-0,7 м над уровнем малой воды), зависла поваленная ольха, собирая своей кроной мелкий мусор. Завал проходим для байдарок у основания ствола по правому берегу между двумя сучьями с расстоянием между ними 1,2-1,5 м и непроходим для катамаранов.

Для ликвидации завала потребуется 1,5 часа времени и устойчивое плавательное средство в виде катамарана.

На стоянку встали в 18:30 на мысу в 10 км от Черняховска (см. фото 32).

Правый высокий берег нас также «порадовал» колючим ежевичником. Дрова добыли без проблем.

 


 

Фото – 31 На стоянке. «К звезде по имени Солнце…» Фото – 32 Стоянка.

 

 

Четвертый день

 

Подъем дежурных в 7:00, общий подъем в 8:00, выход в 10:00.

Погода: ночь теплая, утро ясное, появились перистые облака на западной части неба.

Скорость течения реки упала до 0,2-0,4 м/с.

В 12:30 пересекли железнодорожный мост в Черняховске. За ним последовал навесной пешеходный мост, где группа остановилась для пополнения провизией. Три человека были отправлены в магазин для закупки, была докуплена питьевая вода в объеме 10 литров, шашлык, хлеб, овощи. На поход в магазин ушло около часа. В это время на правом берегу в небольшом парке под звучание праздничной музыки был приготовлен перекус. По прибытии из магазина членов группы была организована разведка места причаливания для обноса плотины. Подкрепившись, группа снялась с перекуса в 14:25.

Пр. №3 В 14:30 произведено зачаливание к левому берегу и совершен обнос плотины в г. Черняховске. На обнос (см. фото 35, 36, 37) и последующую загрузку байдарок ушел 1 час.

 

Фото – 33 Перекус Фото – 34 Разведка с правого берега

 

 

Фото – 35 Фото - 36
Фото – 37 Фото – 38 Вид на плотину с воды

 

В 15:30 группа вышла из пригорода Черняховска. Резко ухудшилась погода, небо затянуло кучевыми облаками, поднялся сильный западный ветер. Была выполнена остановка для утепления экипажей от продуваемого ветра.

Двигались с остановками, отводя по 10 минут в час для отдыха и разминки. В километре от пос. Подгорного на правом берегу в зарослях кустарника группа разбила лагерь (см. фото № 40). Стоянка была скудна дровами и практически продуваема ветром со всех сторон.

Вечером температура упала. Поскольку дрова экономили, жгли сухие стебли иван-чая.

 

Выводы дня: Ранняя остановка у пешеходного моста предполагала сокращение расстояния для похода в магазин. Ввиду этого было потеряно около получаса. Для более рационального использования времени при прохождении данного участка с предполагаемым выходом в город для пополнения провианта рекомендуется зачаливаться в 50-70 метрах перед плотиной по левому берегу. После автомобильного моста до плотины 150 метров. Берег пологий, с хорошим подходом к воде, что облегчает разгрузку байдарок. Во время разгрузки байдарок и обноса ответственный за провиант идет в магазин, от плотины его маршрут увеличился бы на 10-15 минут.

Но есть и положительная сторона у совершенного действия. Находясь у парка, мы смогли раздобыть немного дров и закипятить воду. За плотиной же с плотностью населения 2 человека на квадратный метр сидели рыбаки, искоса поглядывая на чужаков. За плотиной берег песочный, вода захламлена бытовым мусором, и проводить перекус представлялось невозможным.

 

Пятый день

Вышли с получасовым опозданием – в 10:30.

Погода ясная, солнечная. Утро безветренное, к полудню заметно усилился западный ветер.

Через 40 минут подошли к пос. Междуречье. За ремонтируемым автомобильным мостом с правой стороны виднелась лесополоса, где хорошее место для стоянки. На ремонтном участке моста был навешен временный пешеходный деревянный мост. Работала механизированная техника, от которой было очень шумно.

После пос. Междуречье берега реки все чаще стали радовать лесными зелеными массивами. До пос. Талпаки оставалось два часа ходового времени. Как и было рассчитано, к Талпакам подошли к 13:30. На левом берегу сразу же после пересечения автомобильного моста зачалили лодки, организовали перекус. Покупка и ходьба за чебуреками заняла час времени.

 

Схема №2 Черняховск – Междуречье –Талпаки. М1:200 000.

 

Фото – 39 Фото – 40

 

Воспользовавшись еще относительно чистой водой в реке и хорошей погодой, руководитель посвятил всех новичков, строго выполнено предписание МКК «на воде в спасательных жилетах».

Фото – 41 Посвящение

 

С места перекуса ушли в 16:40. В течение 15 минут по левому высокому берегу стояла лесополоса, затем река стала часто менять свое направление, берега стали низменными, в некоторых местах заболоченными. На подходе к пос. Лунино поднялся сильный западный ветер. В праздничные дни близ населенных пунктов по берегу стояло много рыбаков. Чтобы их не тревожить, было решено делать стоянки на некотором расстоянии от населенных пунктов. Под Лунино встали в 19:15.

На месте нашей стоянки был высокий берег, выход к воде был затруднен. Был организован поэтапный подъем лодок. Сначала разгрузили лодку с костровым снаряжением, параллельно на берегу велся розыск дров, разжигание костра, приготовление пищи. Затем разгружали вторую лодку, поднимали ее. Таким образом, за 1 час был разбит лагерь, а с воды подняты байдарки. На стоянке было мало дров, но на небольшую группу их было достаточно для приготовления ужина и завтрака на следующий день.

 

 

Шестой день

Погода: Утро ясное, ночь морозная и ясная. Такая теплая и солнечная погода сохранилась на протяжении всего дня. Подъем дежурных в 7:00. На приготовление завтрака ушло 50 минут. В 8:00 произведен общий подъем.

После завтрака, при осмотре байдарок, были обнаружены небольшие течи в байдарке № 3. На ремонт ушло 15 минут. Из-за высоких берегов, байдарки пришлось спускать на воду по одной, что заняло время, поэтому вышли в 10:30. Через 15 минут ходового времени от ночлега близ н.п. Лунино по правому берегу появилась лесистая местность с низким берегом, хорошим подходом к воде, где было бы неплохо организовать стоянку. Еще через 30 минут повторяется лесополоса благоприятная для стоянок. Скорость реки около 0,2 м/с.

В 11:45 пересекли автомобильный мост г. Гвардейска. На левом берегу первого жилого дома сделали остановку для пополнения питьевой воды. Необходимо выйти на фасад жилого трехэтажного дома, во дворе которого находится колонка. Было набрано 7 пятилитровых бутылок воды из расчета 10 литров на одно приготовление пищи, которых по предстоящему плану было 3.

В 14:00 встали на перекус в километре от пос. Великолукское. Берег данной стоянки был низким с хорошим подходом к воде (см. фото № 43). Вдоль берега проходит грунтовая дорога соединяющая населенные пункты Великолукское, Лозовое, Сокольники. В 70 метрах от берега лесополоса, отделенная от береговой линии искусственным каналом. К лесополосе можно перейти по грунтовой дороге через мост, там хорошее место для стоянки.

 

Фото – 42 Пополнение воды в г. Гвардейске Фото – 43

 

Обед с супом составил 1:40. Выход в 15:40. Минуя Сокольники, река попадает в низменный участок местности с берегами, заросшими камышом. Течение слабое, от спортивной прелести маршрута остается лишь техника гребли и ориентирование. К 18:55 пришли на карьер Комсомольский.

Важный момент, на участке от пос. Сокольники до Калининграда карьер Комсомольский является наилучшим местом для стоянки и перевалочным пунктом! На южной стороне карьера высокий торфяной берег, защищенный с южной и западной стороны от ветра густым смешанным лесом. На стоянке много дров, уютно. После приготовления пищи необходимо тушить (заливать водой) костер во избежание возгорания торфа.

 

Седьмой день

Погода: Ночь теплая, температура около +5. Утром с запада гнало кучевые облака, по которым можно было судить о сильном верховом ветре.

График группы не изменился. Подъем дежурных в 7:00. Общий подъем в 8:00.

Завершающий день не требовал раннего выхода. Не спеша собравшись, подклеив старые раны на байдарке, группа вышла в 11:15. Выход на основное русло Преголи занял 15 минут. Через 40 минут вышли на полуостров, ориентир слияния Новой, Старой Преголи и канала, выбрав среднее русло группа устремилась по намеченному пути. Погода сильно испортилась, начались осадки в виде дождя и града. Из-за сильного западного ветра последний бросок давался с большим трудом. В 15:00 мы в нашем эллинге. Маршрут закончен.

 

 


 

Схема № 3 Знаменск – Гвардейск – Черняховск. М1: 200 000

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: