Подготовка и проведение индивидуального занятия




Для воспитания самостоятельности профессионального мышления необходимо раскрыть вопросы организации репродуктивной и продуктивной деятельности преподавателя на индивидуальных занятиях.

Воспитание режиссера не только технически подготовленного, но и творчески мыслящего, способного глубоко понимать содержание произведений и художественно полноценно их исполнять - важнейшая цель обучения режиссерскому и актерскому мастерству. Вместе с тем, изучить и оценить практическую работу педагога-режиссера – далеко не просто. Необходимо найти критерии, на основе которых будет проводиться анализ. Они могут быть связаны с продуктивной составляющей в деятельности педагога.

Педагог-режиссер может работать на информационном (объяснительно-иллюстративном) уровне. В своем лучшем варианте, уровень преподавания окажется низким. Ведь объясняя ученику какой-либо учебный материал, педагог мало заботится о том, насколько ученик его понял и усвоил. Характерной чертой подобного уровня преподавания служит устойчивая нацеленность на передачу информации, в сочетании с отсутствием обратной связи. В силу специфики воспитания режиссера, на индивидуальных занятиях подобный стиль учебного воздействия применяется исключительно редко.

Второй, репродуктивный уровень, принципиально отличается от первого. Прежде всего, на данном уровне устанавливается устойчивая обратная связь между студентом и педагогом. Эта связь ярко выражена, т.к. преподаватель режиссуры, озабочен не только передачей информации, но и степенью освоения подопечным практических режиссерско-исполнительских навыков, отработкой элементов художественной выразительности. На деле это означает, что он требует от ученика воспроизведения тех знаний, которыми он поделился со студентом. Высшим критерием оценки успешности обучения на этом уровне является способность ученика воплотить задуманное преподавателем.

Третий - продуктивный – еще более высокий уровень проведения занятий, характеризуется тем, что педагог не только даёт знания, но и создаёт условия, подталкивающие студента к самостоятельному решению творческих задач. Обучающийся на этом уровне осуществляет учебно-познавательную деятельность, главной отличительной чертой которой является самостоятельный поиск художественных и технических решений. Подобный уровень обучения активно развивает творческое мышление, самостоятельность ученика, его способность к самообучению. Педагог, в этом случае, выступает не как суровый наставник, а как опытный коллега, помогающий студенту отыскать свой собственный путь в режиссерском искусстве.

Описанные выше три уровня организации обучения могут быть использованы как критерии оценки индивидуального урока по дисциплине «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Анализ уроков позволил сделать несколько выводов о закономерностях применения репродуктивных и продуктивных методов в обучении режиссера, выявить условия, определяющие их оптимальное соотношение и уровень организации учебного процесса.

Применение репродуктивных и продуктивных методов обучения режиссера объективно детерминируется двумя обстоятельствами:

1) Общим уровнем творческой подготовки будущего режиссера от начального до свободного владения режиссерскими навыками.

2) Стадией работы над художественным произведением, от начального этапа до достижения эстрадной готовности (термин А.Щапова).

На начальном этапе обучения режиссеров внимание преподавателя чаще всего обращено не на творческий аспект, где проявление продуктивных методов вполне естественно и целесообразно, а на освоение начальных технологических творческих навыков. Обучение идёт, как правило, на репродуктивном уровне, предполагающем опору на некие стандарты. Эта задача понятна: чем полнее студент овладел режиссерскими навыками, тем лучше он может воплотить в художественной форме идею произведения. Поэтому освоение начальных навыков – главная цель преподавателя на этом этапе работы, а применение репродуктивных методов – вполне оправдано, так как обеспечивает наибольшую результативность учебного процесса.

По мере формирования творческого опыта, с развитием умения управлять им, повышением уровня исполнительского мастерства репродуктивные методы начинают уступать место продуктивным, более адекватным для решения творческих задач и воспитания самостоятельности художественного мышления, без чего формирование полноценного исполнителя невозможно. Причем продуктивные методы применяются не только в решении вопросов, связанных с художественной стороной. Освоение технических навыков и умений, способность адекватно их применять, также требует активного самостоятельного мышления.

В ходе научно-педагогической практики было предусмотрено проведение индивидуального занятия. Занятие был проведен по дисциплине «Режиссура театрализованных представлений и праздников» со студенткой 1 курса направления подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников Быстровой Татьяной на тему «Режиссерский анализ произведения, положенного в основу этюда».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: