Список тем выпускных квалификационных работ




Профессиональная переподготовка (дополнительное образование)

Направление – «Теология, методика преподавания»

 

 

Составитель: свящ. Олег Мумриков, кандидат богословия, преподаватель МПДАиС, доцент ПСТГУ

 

 

Г. Мытищи, 2011

 

 

 

Программа утверждена

 

от «___» ______________________ 20_г.

 

Составитель программы:

 

Пояснительная записка

 

Основное содержание курса представляет собой изложение подлинного понимания религии, её происхождения, апологетическое освещение основных истин христианской веры, религиозных и философских учений, элементов современной естественнонаучной картины мира, обоснование сверхъестественного происхождения христианства.

Цель курса: утверждение в православной вере слушателя, формирование его целостного мировоззрения, что дает возможность грамотно аргументировать свою веру, вести конструктивную полемику с критиками христианства.

Задачи курса:

- рассмотреть религиозные основополагающие истины;

- изучить основные понятия, отражающие сущность и специфику предмета апологетика;

- дать представление о религии, изучить признаки истинной религии;

- рассмотреть происхождение религии, проанализировать альтернативные гипотезы;

- дать знания об отношении святых отцов к вере и знанию религии и науке;

- рассмотреть некоторые философские учения о религии;

- дать знания о Божественном откровении;

- обосновать сверхъестественное происхождение христианства;

- дать представления о проблемах апологетики в современном мире.

 

В результате процесса обучения слушатели должны знать:

- основные понятия, отражающие сущность и специфику предмета;

- основные истины христианской веры;

- критерии поравильного устроения духовной жизни;

- имена ученых и философов, оказавших влияние на формирование религиозного учения;

- отличия утверждения религиозного сознания об изначальной вере в Бога от различных вариантов естественного, человеческого происхождения идеи Бога;

уметь:

- распознавать отличия учения об истинной религии от многообразия различных религиозных верований и псевдорелигиозных систем мысли;

- отличать религию как таковую от философии и идеологии;

владеть навыками:

- изложения православного учения, исповедания своей веры.

 

Данный курс читается слушателям в VI семестре и требует актуализации всех полученных знаний. На занятия отводится 12 академических часов. Всего в курсе 10 тем.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Лекции    
Практические занятия - -
Контрольная работа - -
Сочинение - -
Реферат - -
Вид итогового контроля: экзамен -  
Преддипломная курсовая работа - -
Дипломная работа/дипломный проект (по желанию выпускника) -  

 

Тематический план курса

Тема Количество академических часов
 
1. Основное богословие и апологетика (вводная беседа)  
2. Понятие о религии  
3. Происхождение религии  
4. Различные гипотезы происхождения религии  
5. Философские учения о религии  
6. Обоснование основных истин религии  
7. Религия и наука. Естественнонаучная апологетика.  
8. Откровение Божие  
9. Некоторые проблемы апологетики в современном мире  
10. Обоснование сверхъестественного происхождения христианства  
  ИТОГО:  

 

 

Содержание курса по темам

Тема 1. Основное богословие и апологетика (вводная беседа).

Природа человека и его религиозные потребности. Раскрытие христианского учения миру как основополагающая задача. Предмет Основного богословия: изложение, обоснование и защита основных истин религии; анализ и опровержение ложных учений о религии. Соотношение Основного богословия и апологетики. Виды апологетики. Метод: доказательство от разума, использование данных науки и культуры, обобщение жизненного опыта человечества. История Основного богословия: традиции древних апологетов, полемика христианства с иудаизмом, исламом и другими религиозными учениями в Средневековье, противостояние рационализму Нового времени. Духовное состояние современного мира: массовое неверие, неведение и лжеверие. Особенности апологетики в современных условиях нашего общества.

Литература к теме 1:

Основная:

  1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,2008.

Электронный ресурс: https://www.wco.ru/biblio/books/osip14/Main.htm

2. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2009.

Дополнительная:

  1. Зеньковский В. Апологетика. (разные издания)
  2. Николин И. Курс основного богословия или апологетики. Сергиев Посад,1904.
  3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Изд.2. Т.2. СПб., 1893.
  4. Светлов П. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910.
  5. Кураев А. Традиция. Обряд. Догмат. Апологетический очерк. М.,1995.
  6. Андреев И.М. Православно-христианская апологетика. Нью-Йорк,1965.
  7. Фудель С.П. У стен церкви. (разные издания)
  8. Фудель С.П. Путь отцов. Масква,1997.

Тема 2. Понятие о религии.

Чувственный и духовный мир. Смысл человеческой жизни. Две мировоззренческих позиции в отношении к цели бытия человека. Вера. Определение религии. Попытки этимологии: Цицерон, Арнобий, Лактанций, блаж. Августин. Сущность религии: духовный союз человека с Богом.

Признаки религии: истина бытия Божественного; вера в мир невидимый (духовный); истина бессмертия души; связь с миром духовным (возможность и необходимость Божественного откровения); восприятие Божества в нравственных понятиях (различение добра и зла), нравственное сознание ответственности перед Высшим Существом; проявление религиозного чувства, богопочитание и культ; объединение людей, связанных единой верой.

Многообразие религий. Богодухновенная и естественная религии. Истинная религия.

Литература к теме 2:

Основная:

1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,2008.

2. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2009.

Дополнительная:

1. Зеньковский В. Апологетика (разные издания)

2. Николин И. Курс основного богословия или апологетики. Сергиев Посад,1904.

3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Изд.2. Т.2. СПб., 1893.

4. Светлов П. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910.

5. Христианство. Энциклопедический словарь, т.1-3.

6. Кураев А. Традиция. Обряд. Догмат. Апологетический очерк. М.,1995.

7. Андреев И.М. Православно-христианская апологетика. Нью-Йорк,1965.

8. Чельцов М. Христианское миросозерцание.М., 1997.

9. Песоцкий С. А. Может ли душа познать Бога? М.,2003.

10. Труханов М. Не могу не говорить о Христе. Беседы. Проповеди. Воспоминания. Мн.,2009.

11. Булгаков С. Свет Невечерний, Сергиев Посад, 1917.

12. Фаворин Н. Что такое христианская нравственность. М., 2003.

13. Честертон. Вечный человек. (разные издания)

14. Духанин В. Сокровенный мир православия. (разные издания)

Тема3. Происхождение религии.

Объективное основание возникновения религии: бытие Божие и Его нравственные свойства. Внутренняя предпосылка религии: образ и подобие Божие в человеке. Богоустановленность религии в человеческом роде. Библейский взгляд на возникновение религии. Субъективная сторона происхождения религии; врождённое стремление человека к богоуподоблению, потребность в богообщении, нравственная чистота.

Значение Откровения для зарождения религии. Переживание Бога в личном духовном опыте.

Литература к теме 3:

Основная:

1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,2008.

2. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2009.

Дополнительная:

1. Зеньковский В. Апологетика. (разные издания)

2. Николин И. Курс основного богословия или апологетики. Сергиев Посад,1904.

3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Изд.2. Т.2. СПб., 1893.

4. Светлов П. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910.

5. Кураев А. Традиция. Обряд.Догмат. Апологетический очерк. М.,1995.

6. Андреев И.М. Православно-христианская апологетика. Нью-Йорк,1965.

7. Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917.

8. Чельцов М. Христианское миросозерцание.М., 1997.

9. Титов В.Е. Православие. М.,1967.

10. Зыбковец В.Ф. Человек без религии. М.,1967.

11. Глаголев С.С. Прошлое человека.

12. Кудрявцев В.Д. Начальные основания философии. Сергиев Посад,1915.

13. Честертон. Вечный человек. (разные издания)

Тема 4. Различные гипотезы о происхождении религии.

Гипотеза «изобретения» религии.

Главное утверждение ее авторов: религию придумали и ввели в общество заинтересованные группы (жрецы, законодатели, философы). Древние корни гипотезы (Критий). Представители ее в Новое время (Ф. Вольтер, французские энциклопедисты, якобинцы). Попытка обоснования ее.

Историческое опровержение гипотезы – возникновение религии задолго до появления жрецов и законодателей. Противоречие гипотезы свидетельствам истории, данным этнографии, археологии. Опровержение ее с нравственной, психологической и философской точек зрения.

 

Натуралистическая гипотеза.

Основной тезис: религия возникла в результате страха людей перед грозными, непознанными явлениями природы. Представители гипотезы в древности и в новейшее время.

Недостатки гипотезы: примитивизация древнего человека, смешение понятий страха перед стихией и страха Божия, логический разрыв: принципиальное отличие олицетворения сил природы и их обожествления. Гипотеза находится в очевидном противоречии с культурно-истрическим опытом. Возрастающее познание природы в течении многих веков не ослабило религиозность людей.

 

Анимистическая гипотеза.

Этимология названия гипотезы. Авторы: Э. Тейлор, Г.Спенсер и др. Основные положения: представление о душе – начало и «минимум религии»; вера в особое духовное начало в человеке рождается из аномальных психических явлений (галлюцинаций, обмороков) и сновидений. Способ обоснования: сравнительный анализ языков, культурологическая реконструкция.

Несостоятельность гипотезы: несоответствие между системной цельностью религиозных воззрений и хаотичностью аномальных психических явлений, психологическая и социологическая нереалистичность, недоказанность перехода от видения духов к понятию о Божественном.

 

Гипотеза Л.Фейербаха.

Особенности философии Фейербаха. Древние корни гипотезы. Основные сочинения автора. Антропологический подход как основа решения вопроса о происхождении религии.

Сущность гипотезы: религиозные представления есть результат самообожествления человека; сердце – источник темных, эгоистических стремлений; фантазия мифологизирует сердечные побуждения и желания; предмет поклонения в религии – олицетворенный человеком собственный внутренний мир.

Гипотеза Фейербаха – принижающий взгляд на человека и человечество. Упрощенность и искусственность антропологического объяснения религии. Парадоксальность утверждений: из эгоизма и корысти рождается религиозная нравственность, требующая от человека добродетельной жизни и самоограничения. Гипотеза устраняет деятельность разума из жизни человечества. Ложные представления Фейербаха о духовной природе человека.

 

Социальная гипотеза.

Связь её с натуралистической гипотезой. Социальный подход к объяснению возникновения религии. Утверждение о классовых (эксплуатация народных масс) и гносеологических (склонность сознания к абстракциям) корнях религиозной веры. Объяснение многовековой истории религии социально-идеологическими причинами. Эклектизм гипотезы. Социальная гипотеза и практика воинствующего атеизма.

Литература к теме 4:

Основная:

1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,2008.

2. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2009.

Дополнительная:

1. Зеньковский В. Апологетика. (разные издания)

2. Николин И. Курс основного богословия или апологетики. Сергиев Посад,1904.

3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Изд.2. Т.2. СПб., 1893.

4. Светлов П. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910.

5. Кудрявцев В. Начальные основания философии. С-Посад, 1910.

6. Дэвис П. Суперсила. М., 1989.

7. Колчуринский Н. Мир – Божие творение. М.,2000.

8. Кант И. Сочинения т.4 (в 6 т.)

9. Честертон. Вечный человек. (разные издания)

Тема 5. Философские учения о религии: деизм, пантеизм, теизм.

Деизм.

Причины зарождения деизма: обмирщение сознания и рационализм. История и представители деизма. Сущность учения: сотворив мир, Бог предоставил ему независимое бытие по естественным законам. Антихристианская направленность деизма: отрицание Церкви, таинств, молитвенно-религиозной жизни.

Внутреннее логическое противоречие деизма обнаруживает вопрос о причинах создания Творцом мира. Неспособность деизма объяснить цели бытия мира, смысла человеческой жизни. Ложность деизма обнажает порожденный им материализм.

 

Пантеизм.

Этимология слова. Разнообразие пантеистических учений: неоплатонический имманентизм, пантеизм восточных религий, Б.Спиноза, пантеистические тенденции в немецкой философии Нового времени, романтический пантеизм. Сущность пантеистических идей. Пантеизм идеалистический и натуралистический.

Ложные тенденции пантеизма: умаление Бога, материализация Его и идеализация мира, наделение его чертами божественного.

 

Теизм.

Признание бытия личного Бога и утверждение возможности и необходимости Божественного Откровения и Промысла о мире. Бог одновременно трансцендентен и имманентен миру. Признание свободы воли и возможности общения человека с Богом. Религиозный характер теизма и теистичность религии.

Литература к теме 5:

Основная:

1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,2008.

2. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2009.

Дополнительная:

1.Зеньковский В. Апологетика. (разные издания)

2. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Изд.2. Т.2. СПб., 1893.

3. Чельцов М. Христианское миросозерцание.М., 1997.

4. Христианство. Энциклопедический словарь, т.1-3.

5. Философская энциклопедия. М.,1962.

6. Флоровский Г. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983.

7. «О цели христианской жизни». Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым. С-Посад, 1914.

8. Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905.

9. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 1984.

10. Честертон. Вечный человек. (разные издания)

Тема 6. Обоснование основных истин религии.

Доказательства бытия Божия.

Всеобщие законы деятельности разума. Понятие доказательства. Узкое и широкое значение данного слова. Виды доказательств. Логическое построение его. Обоснование истины в религии. Значение и границы разума в духовной жизни. Апологетические аспекты доказательств от разума религиозных истин.

 

Космологический аргумент.

История разработки. Логическое основание аргумента: закон причинности и закон достаточного основания. Космос (тварный мир) и его границы. Применение закона причинности, как к отдельным частям мира, так и в целом. Мир не обладает самобытностью и не имеет причины в самом себе. Факт бытия мира требует признания всемогущей творческой причины. Идея сотворения мира из ничего и космологический аргумент.

 

Телеологический аргумент.

Творец и творение: библейское понимание. Святые отцы о познании Бога из творения. Логическая сущность аргумента. Разумно-целесообразное и гармонически-упорядоченное строение мира как произведение разумного Творца, обладающего всемогуществом и всесовершенством. Формально-логичекский анализ телеологического аргумента. Утверждение его в многообразии человеческого опыта. Свидетельства математики, биологии, экологии и др. наук. Антропный принцип. Апологетическое значение данного аргумента.

 

Онтологический аргумент.

Этимология названия. Разработка данного аргумента архиеп. Ансельмом Кентерберийским. Представление о Всесовершенном («То, больше чего нельзя помыслить») и утверждение о Его нереальности логически несовместимы.

Формулировка онтологического аргумента Т.Декартом. Происхождение различных понятий. Невозможность человеку самому выработать идею о Том, Кто выше его разума. Бог вложил в человека понятие о Себе. Споры вокруг онтологического аргумента.

 

Психологический аргумент.

Связь этого аргумента с онтологическим. Доказательства бытия Божия на основе надличностного источника и идеи о Боге в древности (Цицерон, блаж. Августин). Разработка психологического аргумента Т.Декартом.

Развитие Картезианской версии психологического аргумента В.Кудрявцевым-Платоновым. Логический принцип: в следствии не может быть больше, чем содержится в причине. Идея о Боге как о Существе Совершеннейшем не может иметь причину в ограниченном человеческом разуме.

 

Нравственный аргумент.

Кантовская форма нравственного аргумента. Нравственный закон в человеке. Свв. Отцы о его сущности и происхождении. Понятие о совести. Универсальный общечеловеческий характер нравственного закона.

Различные гипотезы о нравственном законе (биологическая, социальная, автономная).

Нравственный аргумент в разработке В.Кудрявцева-Платонова. Абсолютное совершенства как конечная нравственная цель человека. Признаки совершенства (обладание истиной, полная добродетельность, счастье). Только признание бытия Бога как Всемогущей и Всеблагой Личности наполняет смыслом высшие нравственные устремления человека.

 

Исторический аргумент.

Основания аргумента: всеобщность религии в человеческом роде и необъяснимость этого универсального феномена конечными, относительными факторами человеческой истории. Данные истории, археологии, этнологии, в пользу исторического аргумента.

Недостаток формально-логической строгости. Сила его как косвенного аргумента. Апологетическое значение его в современных условиях.

 

Религиозно-опытный аргумент.

Значение опыта в установлении и подтверждении истины. Религия как живая связь человека с Богом. Бытие Бога – факт многообразного и многократно подтверждаемого опыта людей. Независимость и универсальность этого опыта от преходящих и относительных культурно-исторических и индивидуально-бытовых условий. Полное соответствие богословско-теоретического знания о путях Богопознания и практики религиозной жизни.

Проверяемость и повторяемость духовно-опытных свидетельства бытии Бога. Строгое соответствие религиозных истин критериям доказательности

 

Христианское учение о Боге.

Образ Божества в различных религиозных системах и его влияние на нравственную и общественную жизнь людей. Понятие, Кто есть Бог, и его неразрывность от духовно-нравственного совершенствования человека. Апофатическое и катафатическое богословие. Новозаветное учение о Боге Любви, и его чистота и возвышенность. Христианское учение о Боге Троице и его превосходство над языческими идеями триад. Уникальность новозаветного учения о Боговоплощении и искупительных страданиях Христа.

Литература к теме 6:

Основная:

1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,2008.

2. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2009.

Дополнительная:

1.Зеньковский В. Апологетика. (разные издания)

2. Николин И. Курс основного богословия или апологетики. Сергиев Посад,1904.

3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Изд.2. Т.2. СПб., 1893.

4. Светлов П. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910.

5. Малиновский Н. Очерк православного догматического богословия. М., 2003.

6. Христианство. Энциклопедический словарь, т.1-3.

7. Философская энциклопедия. М.,1962.

8. Чельцов М. Христианское миросозерцание.М., 1997.

9. Кураев А. Традиция. Обряд. Догмат. Апологетический очерк. М.,1995.

10. Вейник В. Почему я верю в Бога. Мн., 2002.

11. Фудель С.П. Путь отцов. Масква,1997.

12. Фудель С.П. У стен церкви.

13. Труханов М. Не могу не говорить о Христе. Беседы. Проповеди. Воспоминания. Мн.,2009.

14. Колчуринский Н. Мир – Божие творение. М.,2000.

15. Авва Исаак Сириянин. Слова подвижнические. М.,1958.

Тема 7. Религия и наука.

Свв. Отцы об отношении веры и знания. Определение науки. Объект её – материальный мир. Закономерности процесса смены научных картин мира. Относительность опытно-теоретических знаний. Дисциплинарная раздробленность науки. Логика и методология научного познания. Постулаты науки. Критерии истины. Достоверность знания. Наука и мировоззрение. Богословие и научное познание. Значение религиозных истин для деятельности учёного. Отношение учёных к вере в Бога. Вопрос о возможностях эмпирического подтверждения наукой христианского учения о сотворении мира.

 

Литература к теме 7:

Основная:

1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,2008.

2. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2009.

Дополнительная:

1.Зеньковский В. Апологетика. (разные издания)

2. Песоцкий С.А. Может ли душа познать Бога? М.,2003.

3. Чельцов М. Христианское миросозерцание.М., 1997.

4. Кураев А. Традиция. Обряд. Догмат. Апологетический очерк. М.,1995.

5. Христианство. Энциклопедический словарь, т.1-3.

6. Философская энциклопедия. М.,1962.

7. Берг Л.С. Наука, её содержание, смысл, классификация.Пг., 1921.

8. Кюнг Б. Существует ли Бог? 1982.

9. Хомяков. Сочинения т.1.

10. Игумен Никон (Воробьёв). Письма духовным детям. 1963.

11. Франк Ф. Философия науки. М.,1968.

12. Лем С. Сумма технологий. М., 1968.

13. Логика научного исследования под редакцией Копнина П.В. М., 1965.

Тема 8. Откровение Божие.

Естественное Откровение.

Откровение как раскрытие Богом людям спасительных истин. Невозможность существования религии как духовно-нравственного союза человека с Богом без Откровения. Виды откровения: естественное и сверхъестественное. Познание Бога через творение – внешняя форма естественного Откровения. Образ и подобие Божие в человеке как зачатки врождённого Боговедения. Значение естественного Откровения для принятия сверхъестественных Богооткровенных истин.

 

Сверхъестественное Откровение.

Понятие о нём. Виды сверхъестественного Откровения: общее и индивидуальное. Формы его проявления. Признаки истинности Откровения: высота духовно-нравственного учения (сверхразумность, премирность); соответствие Священному Писанию и общему учению Православной Церкви; пророчества и их использование; чудеса и знамения; духовные последствия (любовь, смирение, нравственное совершенствование). Индивидуальное откровение и вопросы православной аскетики. Соотношение между сверхъестественным Откровением и естественным богопознанием.

Литература к теме 8:

Основная:

1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,2008.

2. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2009.

Дополнительная:

1.Зеньковский В. Апологетика. (разные издания)

2. Песоцкий С. А. Может ли душа познать Бога? М.,2003.

3. Малиновский Н. Очерк православного догматического богословия. М., 2003.

4. «О цели христианской жизни». Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым. С-Посад, 1914.

5. Игнатий, еп. Творения. СПб., 1905. Т. 4.

6. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем. М., 1995.

7. Фудель С.П. Путь отцов. Москва,1997.

8. Труханов М. Не могу не говорить о Христе. Беседы. Проповеди. Воспоминания. Мн.,2009.

9. Василий (Преображенский) еп. Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.,1996.

10. Авва Исаак Сириянин. Слова подвижнические. М.,1958.

11. Ладыженский М.В. Свет Незримый. Пг., 1915.

12. Игнати, еп. Творения. СПб., 1905. Т. 4.

13. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем. М., 1995.

Тема 9. Некоторые проблемы апологетики в современном мире.

Библейская космогония и современная наука.

Богооткровенное учение о сотворении мира и современные научные данные – проблемы взаимодействия. Вопрос о рецепции Церковью естественнонаучных картин мира.

 

Христианство и культура.

Утрата традиционных ценностей. Современная цивилизация как соблазн «земного рая». Кризис бездуховности в современном мире. Старые и новые лжеучения. Опасность религиозного универсализма. Православие как единственный путь к спасению.

 

Природа зла и смысл страданий.

Начало греха в человеческом роде. Падшая и повреждённая природа человека. Свободная воля как источник зла. Причины умножения греха в современном мире. Ложность морализма в понимании зла в мире. Человеческая справедливость и Божественная правда. Земное и небесное. Страшный Суд и воздаяние. Природа зла может быть понята лишь с высоты учения о Царстве Небесном. Смысл страданий Иисуса Христа и искупления Им грехов человеческих.

Литература к теме 9:

Основная:

1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,2008.

2. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2009.

3. Мумриков О., свящ. Естественно-научная апологетика: введение в предмет. - Электронный ресурс: https://www.bogoslov.ru/text/319657.html См. также: https://www.religare.ru/2_58420.html

4. Мумриков О., свящ. Библейский Шестоднев в учебном процессе современной школы. - Электронный ресурс: https://bogoslov.ru/text/292368.html

5. Другие публикации автора курса на персональной странице Портала: https://www.bogoslov.ru/persons/278181/index.html

Дополнительная:

  1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – 430 с.
  2. Волков П.В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. – Новосибирск: Издательский дом «Сова», 2008. 319 с.

Грин Б. Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории: Пер. с англ. – М.: КомКнига, 2007. - 288 с.

  1. Зеньковский В. Апологетика. (разные издания).
  2. Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь. – М.: «Омега-Л», 2008. – 328 с.
  3. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. – М.: КомКнига, 2005. – 520 с.
  4. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – 443 с.
  5. Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви//Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. Электронная версия: www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
  6. Поппер К. Логика и рост научного познания. М.: Прогресс, 1983.
  7. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. Учебник. - М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2001. – 414 с.
  8. Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь – три дня творения. Киев, 2008.
  9. Чельцов М. Христианское миросозерцание.М., 1997.
  10. Рождественский Н.П. Христианская апологетика: Курс основного богословия. Изд.2. Т.2. СПб., 1893.
  11. Ильин И.А. Основы христианской культуры. СПб.,2004.
  12. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. Т.2 (в 2 т.). Париж, 1964.
  13. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918.
  14. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914.
  15. Челпанов Г.И. Мозг и душа. М.: Издательство ЛКИ, 2007. – Репр.
  16. Феофан, еп. Письма о духовной жизни. М., 1882.

Тема 10. Обоснование сверхъестественного происхождения христианства.

 

Анализ отрицательных трактовых происхождения христианства. Мифологическая школа – истории, идеи, метод. Социально – экономическая гипотеза. Первохристианство и кумраниты.

Положительный взгляд на происхождение христианства. Ветхозаветные пророчества о Миссии и их исполнение на Иисусе Христе. Уникальность личности Иисуса Христа. Причины сходства отдельных элементов в христианстве и язычестве. Принципиальные отличия христианства от язычества.

Истинность христианства: аргументы исторический, вероучительный, духовно-нравственный, основывающийся на пророчествах, научно-философский.

Основные истины христианской веры – их глубина, неповторяемость, уникальность.

Литература к теме 10:

Основная:

1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,2008.

2. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2009.

Дополнительная:

1.Зеньковский В. Апологетика. (разные издания)

2. Рождественский Н.П. Христианская апологетика: Курс основного богословия. Изд.2. Т.2. СПб., 1893.

3. Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917.

4. Глаголев С. Естественное богопознание и сверхъестественное Откровение; Религиозное сознание неверующих.

6. Христианство. Энциклопедический словарь, т.1-3.

Список тем выпускных квалификационных работ

1. Создание масштабных мультимедийных презентаций по предмету Апологетика.

2. Подбор базы данных ссылок на сайты по предмету Апологетика. (до 100 источников)

3. Подбор базы данных ссылок на справочные системы по предмету Апологетика. (до 100 источников)

4. Подбор базы данных ссылок на электронные словари по предмету Апологетика. (до 100 источников)

5. Подбор базы данных ссылок на сетевые ресурсы по предмету Апологетика. (до 100 источников)

6. Разработка заданий для тестирования к курсу Апологетика.

7. Разработка практических упражнений и заданий к курсу Апологетика.

8. Разработка вопросов для самоподготовки к курсу Апологетика.

9. Разработка творческих работ к курсу Апологетика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: