Семинар №2
Особенности психофизического, моторного, социокультурного развития умственно отсталых дошкольников. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний.
Цель: теоретическое освоение темы « Особенности психофизического, моторного, социокультурного развития умственно отсталых дошкольников. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний», формирование у студентов представления об особенностях развития дошкольников с нарушениями интеллекта.
Задачи:
- сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний об особенностях развития дошкольников с нарушениями интеллекта, формирование умения отграничивать сходные состояния от умственной отсталости; формировать умения вести дискуссию по теме занятия, презентации.
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия: психофизическое, социокультурное развитие, моторика, задержка психического развития, тяжелое недоразвитие речи
Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
|
План практического занятия
1Особенности психофизического развития умственно отсталых дошкольников.
2Особенности моторного развития умственно отсталых дошкольников.
3 Особенности социокультурного развития умственно отсталых дошкольников.
4 Отграничение умственной отсталости от ЗПР
5 Отграничение умственной отсталости от педагогической запущенности (неуспеваемости)
6 Отграничение умственной отсталости от состояний связанных с нарушением деятельности анализаторов: слухового, зрительного
7 Отграничение умственной отсталости от тяжелых речевых нарушений
Вопросы для обсуждения
1 Охарактеризуйте особенности психофизического развития умственно отсталых дошкольников.
2Расскажите об особенностях моторного развития умственно отсталых дошкольников.
3 Выявите особенности социокультурного развития умственно отсталых дошкольников.
4 Охарактеризуйте сходные и специфические черты картины нарушений при умственной отсталости и ЗПР
5 Обоснуйте необходимость отграничения умственной отсталости от педагогической запущенности (неуспеваемости), в чем заключаются сложности отграничения?
6 В чем состоит специфика отграничения умственной отсталости от состояний связанных с нарушением деятельности анализаторов: слухового, зрительного
7 Расскажите о значении определения первичного дефекта при отграничении умственной отсталости от тяжелых речевых нарушений
Срс
1 Составить сравнительную таблицу «Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний»
|
2 Подобрать методики на обследование памяти, внимания, мышления, воли, межличностных отношений, самооценки (по выбору, не менее 5 методик)
Семинар 3
Цель и задачи специализированного ДОУ для умственно отсталых детей. Основные направления работы специализированного ДОУ. Методические принципы подхода к обучению умственно отсталых детей.
Цель: теоретическое освоение темы « Цель и задачи специализированного ДОУ для умственно отсталых детей. Основные направления работы специализированного ДОУ. Методические принципы подхода к обучению умственно отсталых детей. », формирование готовности к организации и проведению коррекционной работыв специализированном ДОУ для умственно отсталых детей.
Задачи:
- сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса в специализированном ДОУ для умственно отсталых детей.; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия: специализированное дошкольное образовательное учреждение, коррекция, компенсация, воспитание, обучение, дефект
Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
|
План практического занятия
1. Место и роль коррекционного дошкольного образования в системе специального образования РФ. Система дошкольных образовательных и реабилитационных учреждений для детей с умственной отсталостью.
3.Цель и задачи специализированного ДОУ для умственно отсталых детей.
4. Отбор детей в спец. ДОУ.
3. Комплектование групп специализированных детских садов.
4. Понятие коррекционной учебно-воспитательной работы
4 Основные направления работы специализированного ДОУ.
5. Методические принципы подхода к обучению умственно отсталых детей.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы место и роль коррекционного дошкольного образования в системе специального образования Российской Федерации?.
2. Охарактеризуйте систему дошкольных образовательных и реабилитационных учреждений для детей с умственной отсталостью.
1. Какие цели и задачи ставятся перед специализированным детским садом?
3. Перечислите принципы отбор детей в коррекционное дошкольное образовательное учреждение VIII вида.
4. Назовите варианты комплектования специальных дошкольных групп (в том числе, детских садов) различных ведомств.
5. В чем заключается сущность коррекционной учебно-воспитательной работы?
6. Назовите принципы организации коррекционно-реабилитационного процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении.
7. Какими направлениями работы представлена система коррекционной учебно-воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение интеллекта?
Срс
1 Подготовьте рефераты по темам: "История вопроса помощи умственно отсталым детям" (По кн. Х.С.Замского "Умственно отсталые дети".-М., 1995), "Современные тенденции помощи умственно отсталым за рубежом" (По материалам Межд. конгрессов, конференций, опубл. в ж/ле "Дефектология"
2Написать проект организации образовательной среды для детей с интеллектуальными нарушениями (на примере любого ДОУ)
Семинар№ 4
Программа обучения и воспитания детей. Педагогический персонал специальной группы, состав и обязанности. Организация логопедической работы.
Цель: теоретическое освоение темы « Программа обучения и воспитания детей. Педагогический персонал специальной группы, состав и обязанности. Организация логопедической работы.», формирование готовности к организации и проведению коррекционной работыв специализированном ДОУ для умственно отсталых детей.
Задачи:
- сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний программ обучения, специфики организации коррекционной педагогической и логопедической работы в специализированном ДОУ для умственно отсталых детей; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.