Часть II (экскурсия на открытой площадке музея)




Экскурсия по Поволжскому музею железнодорожной техники

Форма проведения – внеаудиторное мероприятие.

Продолжительность – 90 минут.

Участники: учащиеся среднего/старшего звена

План экскурсии

Часть I (в здании музея)

1. Вступительная речь, приветствие.

2. Рассказ:

· об истории появления первого паровоза в мире; варианты названия нового вида транспорта,

· просмотр фильма о паровозе Черепановых,

· вопрос к аудитории: сколько однокоренных слов можно подобрать к слову паровоз? Анализ словообразовательного гнезда с исходным словом паровоз, Крушение императорского поезда;

· о паровозной станции вокзала «Дашково» – здания музея,

3. Осмотр комнаты дежурного паровозной станции (рассказ о старинных предметах, составляющих интерьер в т.ч. часы паровозника),

4. Посещение экспозиционного зала:

• макеты паровозов, железнодорожные награды (в т.ч. «Отличный паровозник»)

• годы войны, роль Куйбышевской железной дороги в жизни страны, бронепаровозы, танк-паровозы и другие виды паровозов на старинных фотографиях, картинах;

Часть II (экскурсия на открытой площадке музея)

1. Осмотр железнодорожной техники (паровозов, электровозов, тепловозов, знаменитой теплушки, раритетного рижского вагона 1902 года постройки), интересные факты о паровозах.

2. Посещение:

• вагона ПВ-40 детской железной дорогой – сопровождается рассказом о сюжете сказки «Голубая стрела» Джанни Родари, о роли паровоза в искусстве.

• 2-осного вагона 1926 года, осмотр экспозиции: «Гарин-Михайловский – выдающийся инженер железных дорог и литературный деятель»

• головного вагона с кабиной машиниста самой первой электрички города Куйбышева (1944 г.),

• вагона-кухни 1951 года, в военном эшелоне паровоза,

• кабины старинного паровоза серии «Еа» (1941 года),

• высокоскоростного электропоезда ЭР200: кабины машиниста, вагона-ресторана, вагона с местами для пассажиров.

3. Слово паровоз в фразеологизмах.

4. Заключительная речь.

 

 

Первые паровозы созданы в Великобритании Р. Тревитиком в 1803 г. и Дж. Стефенсоном в 1814 г. В России первый паровоз был построен Е. А. и М. Е. Черепановыми в 1833 – 34 гг.

Первоначально диковинное изобретение Черепановых, которое появилось в России в 1833 году, называлось совсем не так, как мы называем его ныне. Употреблялись названия "самокатная паровая машина", "паровая фура", "пароходка", "паровая телега", и даже "пароход". В первых отчётах строителя Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнера встречается: «паровая машина», «паровой экипаж», «паровая карета». С 1837 года Герстнер уже использует слово «паровоз».

Впервые это слово появилось в газете "Северная пчела", которую издавал Н. И. Греч, ему и приписывается это "изобретение". Там писали: "Вот идет паровоз с трубою, из которой валит дым; машина тащит за собою несколько повозок, в которых помещается более 300 человек, сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст". Новое название паровой повозки использовал и Ф. А. Герстнер в своем третьем отчете, изданном в 1837 г.

Термин "паровоз" понравился публике, и его стали широко использовать не только в повседневной жизни, но и в технике. Одновременно в специальной литературе шире стали применять понятие "локомотив". В конце концов два слова "паровоз" и "локомотив" в русском языке стали синонимами. Так продолжалось до появления других видов тяги - дизельной и электрической. Аналогично паровозам их стали называть "тепловоз" (какой-то период называли керосиновоз) и "электровоз".

Лексикографическая страница

В отечественных толковых словарях слова паровоз, локомотив, пароход связаны друг с другом. Так, в «Толковом словаре живого великоруссого языка» В.И. Даля.

Локомотив – м. франц. паровоз, паровая впряжная повозка.

Паровоз – отсутствует в словаре, но если мы поищем слово пароход, то увидим, что автор этим словом называет технику и морскую и сухопутную:

Пароход, см. пар.

Пар – 1. жидкость, обращенная жаром в летучее и воздушное вещество.

2. Душа, дух, жизнь, животная теплота. 3. Пар, паренина, паровое поле, перелог, тутемь, толока, залог, залежь. 4. Пар, овинный пол, над колосниками. 5.Пара ж. церк. и южн. зап. пар, испаренье. 6. дыханье, дух, жизнь. 7.Паровик, паровое судно, пароход, судно движимое парами, посредством лопаточных колес или винта с лопастями. Пароход колесный, и винтовой. Паровая повозка, паровоз, бегущая силой паров; обычно к ней прицепляется тендер с топливом и вагоны, кареты для путников, или платформы, роспуски для клади и пр.

Из толкового словаря Д. Н. Ушакова находим, что

ПАРОВОЗ, паровоза, м. Паровой двигатель на колесах, везущий железнодорожный поезд.

ПАРОХОД, парохода, м. Судно, приводимое в движение паровым двигателем. Океанский пароход. Морской пароход. Пассажирский пароход. Каботажный пароход. Ехать на пароходе, пароходом.

ЛОКОМОТИВ, локомотива, м. (от латин. locus - место и motivus - подвижной) (тех.). Машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами. Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы. || перен. Движущая сила. Революция - локомотив истории (афоризм Маркса).

Таким образом, видим, что слова пароход и локомотив в словаре Даля закреплены, и лишь позже в качестве обозначения этой новой техники используется нынешнее слово паровоз. Но ведь пароходом изначально, как и сейчас, было названо водное судно. В России оно появилось впервые в 1815 году. А локомотив появился в нашей стране спустя почти 20 лет. Отсюда мы понимаем, что вначале утвердилось за новой техникой название пароход, затем локомотив и потом уже привычное название паровоз.

Локомотив носит более общий характер, ведь сейчас это слово активно используется и им называют любую движущую единицу подвижного состава.

Читаем в Большом энциклопедическом словаре:

Пароход - судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной(турбинные пароходы называются обычно турбоходами). Первый пароход -""Клермонт"" построен в 1807 в США Р. Фултоном. В России один из первыхпароходов - ""Елизавета"" (для рейсов между Санкт-Петербургом и Кронштадтом) сооружен в 1815.

Большой энциклопедический политехнический словарь, 2004

Паровоз – локомотив с самостоят. паросиловой установкой - котлом и паровой машиной, размещёнными на экипажной части (раме с колёсными парами). Первые П. созданы в Великобритании Р. Тревитиком в 1803 и Дж. Стефенсоном в 1814. В России первый П. был построен Е. А. и М. Е. Черепановыми в 1833 - 34. В СССР произ-во П. прекращено в 1957; они заменены более экономичными электровозами и тепловозами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: