Диспозиции
Врожденные качества личности, которые приводят к тому или иному поведению: генетическую наследственность, личные качества, характер, свободную волю и другие аспекты диспозиции, т. е. предрасположенности
Ситуационные факторы
Пытаясь понять причины необычного поведения, склонны избегать поспешных выводов о диспозиции или предрасположенности. Они предпочитают начинать с вопроса «что?».
Что за условия могут привести к тем или иным реакциям? Что за обстоятельства привели к данному поведению? Как воспринимали ситуацию ее участники? Социальные психологи спрашивают: в какой степени действия человека определяются внешними факторами, ситуационными переменными и процессами, уникальными для данной ситуации?
6 слайд: Преступления против человечности: геноцид, изнасилования и террор
Не менее трех тысяч лет мировая литература убеждает нас, что любой человек и любое государство способны творить зло.
Мы живем в «век массовых убийств». В XX веке более 50 млн человек стали жертвами систематических убийств, узаконенных правительствами и исполняемых солдатами и гражданскими лицами, охотно выполняющими приказ убивать. Начиная с 1915 г. в Оттоманской Турции были убиты 1,5 млн армян. В середине XX века нацисты ликвидировали не менее 6 млн евреев, 3 млн советских военнопленных, 2 млн поляков и сотни тысяч представителей «нежелательных» народов. Советская империя Сталина уничтожила 20 млн русских, политика Мао Цзэдуна привела к еще большему числу смертей — было убито около 30 млн граждан Китая. В Камбодже коммунистический режим красных кхмеров уничтожил 1,7 млн жителей своей страны. Партия «Баас» Саддама Хусейна обвиняется в убийствах 100 000 курдов в Ираке. В 2006 г. разразился геноцид в суданской провинции Дарфур, которого почти весь мир предпочел не заметить.
|
Слайд
Арест. Всех заключенных забрали воскресным днем в условленных местах: кого-то из дома, кого-то около своей машины. Никто не сопротивлялся, всем были зачитаны их права. Как и обычных заключенных сначала участников эксперимента отвезли в участок, где откатали пальчики, составили фиктивные дела. Затем отвезли в подвал Джордан-холла, предварительно одев заключенным непроницаемые мешки на голову.
Слайд: Внешний вид охранников
Распределение ролей происходило совершенно случайным выбором, хотя большинство участников хотели стать заключенными.
Тех, кто стали охранниками, собрали за день до арестов. Они подготовили тюрьму, выбрали себе одежду в соседнем магазине и разработали свод правил. Обязательным аксессуаром должны были быть черные зеркальные очки. Именно они содействовали обезличиванию человека и раскрепощали его действия.
Внешний вид заключенных
Всех заключенных переодели в простые холщевые балахоны, без нижнего белья. На голову им одели тугих черные. Они помогали имитировать лысую голову у настоящих заключенных. К лодыжкам всегда была прикована цепь, что бы участники эксперимента не забывали кто они. Так же на робах есть индивидуальные номера у каждого заключенного. Теперь они им вместо имени.
|
Слайд: Способы контроля заключенных
• Постоянные переклички- они могли осуществляться постоянно, но самой тяжелой из них была перекличка в 2 часа ночи, когда приходила новая смена охранников. Охранники заставляли заключенным пропевать свои номера и использовали другие изощренные способы
• Прием пиши по расписанию-не всегда еда подавалась в точно отведенное для нее время и в том объеме, которые был необходим. Именно этот пункт в сочетании с предыдущим послужили предиктором многих срывов заключенных
• Поход в уборную по расписанию-порой, охранники ради наказания могли отказать заключенным в этой их привелегии и заключенным ничего не оставалось, как делать это в своей камере. Представьте себе запахи, которые там обитали.
• Как наказание-бесполезная работа – это могло проявляться в перекладывании коробок из одной комнаты в другую и обратгном. Охранники могли заставить заключенных мыть общественный туалет голыми руками, не только ради наказания, но и ради забавы.
• Угрозы, шантаж-Охранники постоянно угрожали заключенным, что лишат их встречь с родителями, сна, еды, когда те отказывались подчиняться. Они натравливали заключенных друг на друга, когда кто-то не хотел подчиняться.
• Моральное унижение-охранники с начало просто обзывали своих подопечных, но потом им показалось этого мало и они заставали играть их в игры. Игры, с гомосексуальным подтекстом, которые унижали заключенных.
|
• Физические упражнения – особенно часто это метод использовался на перекличках, когда охранникам не нравилось как заключенные поют свои номера. В частности это были отжимания. Но для полуголодных и изнеможённых отсутствием нормального сна заключнных это было сложнее в сотни раз.
Слад: Выводы
Зимбардо разработал этот эксперимент для того, чтобы оценить воздействие искусственно созданной тюремной системы на тех, кто в ней находится — и охранников, и заключенных. В рамках контролируемого эксперимента с помощью различных средств мы смогли создать множество разных ситуаций и сделать масштабные выводы. В реальной тюрьме это было бы невозможно.
СТЭ, наряду со многими другими исследованиями в сфере социальных наук, раскрывает нам секреты, о которых мы не хотим знать: почти каждый из нас может пережить трансформацию характера, оказавшись во власти мощных социальных сил. Главный урок Стэнфордского тюремного эксперимента очень прост: ситуация имеет значение. Социальные ситуации зачастую оказывают более мощное влияние на поведение и мышление отдельных людей, групп и даже лидеров нации, чем мы привыкли считать. Некоторые ситуации оказывают на нас столь сильное влияние, что мы начинаем вести себя так, как раньше и вообразить себе не могли.