Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях.




Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

· настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

· оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

· обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;Начало формы


определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;

· подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

 

32.методика ознакомления с художественным тексом на разных возрастных этапах.

Младшая группа.

В соответствии с методическими требованиями работа с текстом в этой возрастной группе предполагает:

-воспитание интереса к книге и иллюстрации;

-умение сосредотачивать внимание на тексте;

-понимание содержания текста и эмоциональный отклик на него;

-умение отвечать на вопросы;

Педагог сам называет жанр произведения. Рассказывает или читает, помогает вспомнить самые интересные места, помогает повторить характеристику персонажа, назвать повторяющиеся обращения.

Средняя группа.

Основными содержанием и задачи являются:

-различение на слух форм произведения(поэтический, прозаический…)

-выявление некоторых особенностей литературного языка текста

-небольшой анализ текста в виде беседы (т.е. сформировывать умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажу, оценивать поступки, характеризовать нравственные качества героев, использовать в рече образные выражения);

В этой группе уже на занятиях педагог придерживается структуры занятия.

Старшая группа.

Содержанием и задачами являются:

-воспитание желания слушать текст

-умение понимать идею текста, поступки, мотивы и поведение героев

-осознанное отношение к авторскому художественному слову

При работе с художественным текстом рекомендовано пользоваться словесными и методическими приемами в сочетании с наглядностью:

-беседа, после первого чтения (именно она помогает определить жанр, содержание и выразительные средства текста)

-заучивание фрагментов текста (рекомендовано заучивание по просьбе детей)

-просмотр видеоматериала

-использование ИЗО деятельности

-творческие задания (подобрать синонимы или антонимы к словам из текста. Сделать сравнение двух персонажей)

 

33.Особенности восприятия поэтических произведений. Методические требования к заучиванию стихотворений.

В дошкольном возрасте очень важно научить воспринимать и оценивать поэтический текст и воспитать художественный вкус. Поэтому в стихотворении должны рассматриваться две стороны:

-содержание

-поэтическая форма

Задача: научить понимать и воспринимать эти стороны.

Быстрое запоминание зависит:

-установки (психологи доказали, что именно она стабилизирует память ребенка)

-мотивация (для чего он учит стихотворение)

Важной задачей этого процесса является подготовить ребенка к восприятию текста (прочитать текст так, чтобы дети почувствовали и поняли),объяснение слов, работа с иллюстрацией, результаты экскурсий и наблюдений

Процесс заучивания решает две задач:

а)добиться хорошего запоминания

б)научить читать стихотворение выразительно

методические рекомендации для заучивания:

-не заучивать хором

-заучивать целиком (это прием обеспечивает осмысленого чтения и правильную тренировку памяти)

-не требовать полного запоминания на одном занятии

Учитываются индивидуальные особенности

-необходимо создавать атмосферу поэзии в ДУ

Занятие по заучиванию:

1.эмоциональный настрой; небольшая беседа по теме стихотворения (напоминать материал из экскурсии, работа с наглядностью)

2.выразительное чтение (без установки на запоминание, пауза для эмоционального переживания, небольшая беседа с опорой на текст)

3.повторное чтение с установкой на запоминание

4.воспроизведение стихотворения с детьми

5.выразительное чтение педагогом и детьми с использованием иллюстрации

6.воспроизведение текста с использованием музыки

Приемы для запоминания.

-игровые

-досказывание детьми слов

-чтение по ролям

-чтение стихотворения с демонстрацией игрушек -воспроизведение игровых стихов, через драматизацию или инсценировку.

34.Цели и задачи подготовке детей к грамоте.

Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте. Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (практи­чески) с терминами «слово», «звук».

В средней группе детей продолжают знакомить с этими терминами, учат пони­мать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх; с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внима­ние на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак),громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе учат: производить анализ слов различ­ной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно харак­теризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты, идет обучение детей чтению и письму. К концу года дети долж­ны: научиться читать со скоростью 30 — 40 слов в мин., записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соеди­нения букв и четкое письмо их основных элементов; осво­ить позу пишущего.

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

— ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

— ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;

— ознакомление со словесным составом предложения — деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;

— ознакомление со слоговым строением слова — чле­нение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;— ознакомление со звуковым строением слов, форми­рование навыков звукового анализа слов: определение ко­личества, последовательности звуков (фонем) и составле­ние слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы.Ведущую роль играет формирование способности анали­зировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указыва­лось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот. Ознакомление со словом. При формировании представлений о слове можно выде­лить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.С термином «слово» дети начинают знакомиться в сред­ней группе в процессе общения, при выполнении разнооб­разных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово.... правильно» ча­сто используются педагогом. С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети сло­вами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества; средства художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль; игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот»; словарные упражнения, упражнения на словообразова­ние. Они омогают обратить внимание ре­бенка на смысловую сторону слова (слово обозначает пред­мет, признак, действие).

 

35.Методика ознакомления дошкольников со словом и слоговым строением слова. При формировании представлений о слове можно выделить 2. момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как 1-ой смысловой единицы. С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению. В старшей и подгот. группахпроводиться специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово». С целью выделения его из потока речи, используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их качества. С понятием «слово» можно знакомить детей средствами литературы при помощи тех произведений, в которых слову надлежит большая роль. Представления о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова. Т.о. воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова «слова», воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи. И в предложениях. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогично последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произноситься четко, с интонационным выделением каждого предложения. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что наша речь состоит из предложений, ни говорим предложениями, в каждом предложении про что-то говориться. Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом: придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова: составление предложения по двум картинкам: придумывание названия с картинки: придумывание «веселого» предложения; сочинение. Все приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смысловою содержания Со звуковым строением слова: (Ф.А. Сохина, Журова) Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается в младшей и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры в упражнениях и речевых играх они учатся внятно произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них повторяющиеся звуки. Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово, т.е слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения в слове является особое произнесение слова -с интонацией -особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоение обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука. Когда дети научились способу интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится. нужный звук - в начале, середине, конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. В старшей группе ставиться задача формирования у детей умения производить звуковой анализ. На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. Картинка и схема позволяю наглядно показать слово в предметном плане. Схема показывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действие по выделению звуков. После того, как дети хорошо познакомятся со схемой воспитатель переходит к формированию действиям звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолировано, обозначают фишками. Сначала для анализа предлагается слово из трех звуков (дом), после рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. Гласный звук можно выкрикнуть пропеть. В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками, их нельзя не выкрикнуть, ни пропеть. После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Следующий этап обучения вычленению ударного звука, дети выделяют ударный слог. В подготовительной группе на основе звукового анализа детей учат чтению. Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют разнообразные задания в играх: «Назови слова заданным звуком». «Кто внимателен». Со слоговым строением слова: первоначальное обучение чтению предполагает формирования умение читать слогами. Задачей работы в детском саду является формированию у детей умений слышать и называть количество слогов в слове определять их последовательность, соединять слова из заданных слогов. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтения и письму, но и для повышения обшей речевой культуры, для последующей изучения родного языка в школе. В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членении: слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог». На начальном папе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов. Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям. На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова; произнесение слова по слогам, установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов. В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Обнаруживается, что один слог произноситься с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышаться. Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: граф. изображение ударного слога в разных словах; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на 1-ом, 2-ом, 3-им слоге.

 

36.Методика ознакомления дошкольников с предложением, со словесным составом предложения.

Работа над формированием понятия "предложение" является частью комплексного коррекционного занятия. ее начинают с простых упражнений, которые способствуют различению понятия "слово" и "предложения". С целью облегчения восприятия и различения слов предлагают ряд следующих задач:1. Дать определение понятия "слово". Работа проводится с различения понятий "слов-названий предметов", "слов-названий действий предметов", "слов-названий признаков предметов".2. Объяснение понятия "предложение".Детям показывают на примерах, что такое предложение:- В предложении выражается законченная мысль;- В предложении о ком или о чем-то рассказывается;- Слова в предложении связаны между собой по смыслу;- Предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения стоит точка.3. Дифференциация "слова" и "предложения".Сначала детям дают понятие "слова-названия предметов", "слова-названия действий предметов", "слова-названия признаков предметов" по соответствующей методике (см. §3).Следующим этапом работы является осознание понятия "предложение". Детям показывают предметную картинку или говорят два-три слова: Девочка танцует "," Светит солнышко " и спрашивают - сколько слов было названо. Обращают внимание на то, что, если слова между собой дружат, то они помогают нам о чем-то узнать. Это и будет предложение. Слово в отличие от предложения обозначает какой-то определенный предмет или его признак или действие, а предложения уже раскрывает сообщение, несет в себе определенную информация об этом предмете. Сообщается о том, что в предложении может быть два, три, четыре и более слов. Предлагают определить количество слов в предложении, выкладывая соответствующее количество полосочек. Например, "Девочка танцует" - дети выкладывают две полоски. Обучая детей делить предложения на слова, применяют термин "предложение», не объясняя его.

Позже проводят работу по дифференциации понятия "слово", "предложение". Для этого детям раздают короткие полоски и длинные. Обращают внимание на то, что слово мы обозначаем короткой полоской, а предложение - длинной. Называют вперемешку слова и предложения, дети показывают соответствующие полоски. С целью лучшего понимания понятий "предложения" и "слово", как модель используют большой прямоугольник - это будет предложение, как одно целое сообщение. слова же записывают с помощью цветных полосок, показывая тем самым детям, что слова в предложении пишутся отдельно в соответствующей последовательности и имеют разные лексические значения. Для дифференциации понятий "слово" и "предложение" используют такие игровые упражнения, как «Найди по описанию предмет", "Отгадай загадку - придумай предложение со словом-отгадкой". Далее детей учат "записывать предложения" с постепенным увеличением количества слов - то есть выкладывать его иллюстративно- графическую и графическую схемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: