История возникновения, становления и развития профориентации.




Профессиональная ориентация представляет собой научно-практическую систему подготовки молодежи к обоснованному и осознанному выбору профессии, руководство профессиональным самоопределением личности. Это система психолого-педагогических и государственных мероприятий, направленных на оказание помощи оптанту в совершении профессионального выбора с учетом его интересов и способностей, возможностей и потребностей рынка труда в различных профессиях и разного уровня квалификации.

Профессиональная ориентация, возникнув в глубокой древности, стала развиваться как ориентирование на определенный вид деятельности, профессию, помощь и руководство в ее выборе. Почву для ее появления подготовил отбор, вызванный необходимостью учета индивидуальных различий людей в их силе, ловкости, интеллекте, способностях, знаниях, умениях, обучаемости. Отбор, имея свои специфические функции и задачи, стал составной частью профориентации - профотбором.

Становление профориентации происходило благодаря развитию производства, а также под влиянием дифференциации и интеграции отдельных наук и научных направлений.

В настоящее время профориентацию можно рассматривать как один из важных механизмов сознательного, целенаправленного регулирования социальной и профессиональной структуры общества.

На протяжении всей истории человеческого общества существовало разделение труда, детерминированное определенным уровнем развития производительных сил и производственных отношений. При каждой общественно-экономической формации сложившиеся виды трудовой деятельности предъявляли определенные требования к индивидуальным различиям людей.

Разделение труда внутри родовых общин основывалось не только на половых и возрастных различиях. Изобретение и умение изготовить первобытные орудия труда, оружие, домашнюю утварь, создание наскальных рисунков связано с определенными способностями и творчеством.

В работах мыслителей Древней Греции и Рима высказывались мысли о существовании индивидуальных различий в умственном развитии, способностях, интересах молодежи и о необходимости руководства их формированием.

В эпоху феодализма существовало стремление к распределению людей по различным видам труда в зависимости от индивидуальных качеств.

В XVI в. идея распределения людей по профессиям согласно их способностям нашла теоретическое толкование в трудах испанского врача-философа Хуана Хуарте, сделавшего попытку дать научное обоснование природе различных способностей и их применению в науке и искусстве.

Интенсивное развитие капиталистического промышленного производства в конце XIX в. потребовало рационального распределения рабочей силы в различных отраслях производства. Началом деятельности по профориентации стала работа организаций по подбору рабочих, исходя из их психофизиологических особенностей.

В конце XIX в. стали появляться публикации, посвященные вопросам профориентации, среди которых «Руководство по выбору профессии» (Франция, 1849) и книга профессора Санкт-Петербургского университета Н. И. Кареева «Выбор факультета и продолжение университетского курса» (1897).

Первые тестовые испытания в профориентационных целях были предложены в 1883 г. Фрэнсисом Гальтоном в Англии.

В начале XX в. возникает психотехника как разновидность прикладной психологии, получившая теоретическое оформление в работах Г. Мюнстерберга, В. Штерна, О. Липмана и других психологов-экспериментаторов. Термин «психотехника» принадлежит В. Штерну, в широкое употребление был введен Г. Мюнстербергом, предвидевшим перспективность практического применения тестов в профориентации.

В это же время в США, Англии, Франции появляются первые службы профориентации.

Термин «профессиональная ориентация» принадлежит Ф. Парсону, профессору Гарвардского университета, организовавшему в 1908 г. в городе Бостоне профбюро по выбору профессии. Им были выделены факторы успешного выбора профессии:

- правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;

- знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий;

- умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий.

Современная система профориентации имеет 100-летнюю историю. В ее развитии можно выделить следующие этапы. Первый этап (30-40 гг. XX в.) - консультационные формы работы. Второй этап (40-50 гг. XX в.) - создание сети профориентационных служб. На первом и втором этапах главенствует диагностическая концепция, на третьем этапе (после 50-х гг.) -воспитательная концепция. Выбор профессии становится частью концепции профессионального развития человека.

В СССР первые психотехнические лаборатории появились в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани, Свердловске в 1922-1924 гг. В 1927 г. в Ленинграде было организовано бюро профконсультации. В 1930 г. в Москве открылась Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору при Институте экспертизы и организации труда. Ее возглавил А. М. Мандрыка, работы которого были посвящены применению математических методов в психологии. Лаборатория руководила проводившейся во многих городах СССР (Киев, Харьков, Минск и др.) работой по изучению методов профпросвещения, составлением профессиограмм наиболее популярных профессий, унификацией и апробацией экспериментальных методик.

Развитие психотехники, совершенствование метода тестов как основы проведения профессионального отбора связаны с именами И. Н. Шпильрейна, ставшего председателем Психотехнического общества (1927), С. Г. Геллерштейна, В. И. Гальперина, Н. Д. Левитова, С. М. Василейского и др. Постепенно психотехническая работа стала приобретать профконсультационную и профориентационную направленность.

В Беларуси первая психотехническая лаборатория была создана в 1925 г. при Белгосуниверситете в Минске. Возглавил ее С. М. Василейский, большинство работ которого было посвящено профориентации, профотбору и методам исследования этой проблемы. В 1929 г. психологами БГУ С. М. Василейским, А. А. Гайваровским, С. М. Вержбаловичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации», в котором представлены психологические основы профконсультации и профотбора, анализ теории тестирования, характеристика методики и техники выявления пригодности человека к профессии (Л. А. Кандыбович, 2002).

В 1936 г. работа по профориентации в СССР была свернута известным постановлением «О педологических извращениях в системе наркомпросов» и возобновлена вновь в середине XX столетия.

В теоретических работах этого периода, посвященных проблемам профориентации, преобладал целостно-личностный подход, реализованный в работах В. В. Чебышевой и К. К. Платонова, которому принадлежит концепция динамической функциональной структуры личности, формирующейся в профессионально-трудовой деятельности.

Исследования В. Д. Небылицына и Б. М. Теплова обосновали значимость системно-структурного анализа профессиональной деятельности и трудовых функций в различных режимах работы, внеся тем самым весомый вклад в развитие теоретических основ психодиагностики.

Установление взаимосвязи профессиональной пригодности с индивидуальными особенностями основных свойств нервной системы позволили К. М. Гуревичу, В. Д. Небылицыну, Б. М. Теплову сделать важные теоретические выводы относительно закономерностей формирования профессиональной пригодности и методических принципов ее диагностики. К. М. Гуревич показал, что психологический анализ индивидуального трудового поведения личности и результата ее профессиональной деятельности позволяет диагностировать и прогнозировать профессиональную пригодность.

Б. Г. Ананьев с сотрудниками применил метод корреляционных плеяд для диагностики профессиональной пригодности с помощью соотнесения целостной структуры личности с функциональной структурой профессиональной деятельности.

Среди теоретических разработок профориентационной проблематики в Беларуси - психологическая готовность к деятельности (Л. А. Кандыбович); групповая готовность оператора к сложным видам совместной деятельности (В. М. Казубовский); психология трудового обучения и профессионального самоопределения (Ф. И. Иващенко); профессиональная пригодность, изучавшаяся А. Г. Ростуновым. В психологическом компоненте ее структуры ведущую роль, по мнению А. Г. Ростунова, играют профессиональная мотивация и профессиональные способности, от которых зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии (цит. по Л. А. Кандыбовичу, 2002).

Наряду с теоретическими исследованиями выполнялись и работы, носящие прикладной, практический характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: