Диагностика в профессиональном самоопределении




Психологическая диагностика — это область психологической науки, разрабатывающая методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности («диагноз» от греч. — распознавание, определение).

В конце XIX века в психологию проникла и быстро завоевала популярность идея измерения. В результате психологическая наука получила возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствовало зарождению и оформлению психодиагностики как самостоятельной области науки к середине 1920-х гг.

Психодиагностика сегодня — одна из основных форм практического приложения знаний профессиональных психологов. Методики психодиагностики сейчас широко внедряются и используются для оптимизации обучения, прогнозирования поведения личности, контроля за ее психическим развитием, изучения личности в медицинских, экспертных и консультационных целях, а также в

профориентации и профотборе, что предполагает выявление психологических показателей, которые в наибольшей степени влияют на успешность выполнения деятельности, обучения.

В психодиагностике разработано большое число специальных приемов изучения личности, одним из наиболее известных стало тестирование.

Нужно отметить, что психодиагностика как особая «технология» особенно развита в США, где в настоящее время наиболее распространена практика тестирования, в которой проявляется деловой интерес американцев к максимально-эффективному использованию трудовых ресурсов.

Как и всякая другая, психодиагностическая информация может быть использована как во благо, так и во вред человеку. В этой связи важно быть не только профессионалом, грамотным специалистом, но и соблюдать профессиональную этику.

При психодиагностическом обследовании в целях изучения личности следует соблюдать следующие принципы:

Принцип объективности: необходимо опираться не на субъективные догадки или мнения, а на научно обоснованные, проверенные методы, которые соответствуют изучаемому качеству. Обследование должно проводиться в контрольных (стандартных) условиях, выводы основываться на достоверных статистических данных, а результаты должны быть устойчивы и воспроизводимы, т. е. повторяемы.

Принцип многосторонности: предполагает учет индивидуальности человека, оценки его способностей во всем их разнообразии, многоуровневости исследования, в зависимости от ситуации, условий изучения и т. д. Это необходимо, чтобы составить достаточно полное представление о человеке.

Принцип качественного анализа: главным в изучении и оценке людей являются качественные, а не количественные показатели.

Принцип системного структурно-динамического изучения личности: необходимо рассматривать личность в деятельности и анализировать деятельность на каждом из ее

этапов (мотивация, ориентировка, исполнение, контроль).

Принцип развития: предполагает изучение психических явлений, свойств личности во времени, в изменении.

Современные методы психодиагностики условно можно разделить на следующие категории:

стандартизованные измерительные методы (тесты достижений, опросники и др.);

экспертные или методы понимания (биографическая беседа, клиническое наблюдение и проективные методики).

В основе первой категории методов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных однозначно правил, делающих результат психодиагностики свободным от субъективности и глубины психологических познаний психодиагноста. Применение этих методов наиболее эффективно по отношению к таким психическим явлениям, как психические функции (внимание, память, мышление), функциональные состояния, способности, некоторые поведенческие черты личности. Эти методы обеспечивают диагноз и на его основе прогноз с приблизительной точностью.

Экспертные методы в большей степени основаны и на профессиональном опыте, психологической интуиции самого диагноста, на его умении в беседе обеспечить атмосферу доверия, способствующую обмену личностно-значимой информацией. У диагноста высокой квалификации они оказываются более надежным средством психодиагностики [26].

Существуют три основных подхода к изучению личности в психодиагностике:

1. Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа или особенностей выполнения деятельности.

2. Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания личности.

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенности взаимодействия с внешне нейтральным материалом, который в силу своей неопределенности становится объектом проекции личностных свойств, психики.

 

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕСТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.

 

В профдиагностике существует большое разнообразие тестов.

Они диагностируют различные стороны личности и позволяют благодаря сочетанию полученных данных получить ответы на вопросы:

1. Какую профессию выбрать?

2. Подходит ли выбранная профессия оптанту?

Для ответа на эти вопросы необходимо изучить структуру личности школьника, ее направленность, познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, индивидуально-психологические и типологические особенности личности область межличностных отношений, специальные способности.

Среди тестов, изучающих структуру личности можно назвать: Фрайбургский многофакторный личностный опросник, личностный тест Р. Кеттела, метод исследоания уровня субъективного контроля, личностный опросник А.Д. Джерсайлд.

Как правило, эти тесты объемны, громоздки и чаще применяются в компьютерном варианте для удобства обработки данных, занимают большое количество времени. В профконсультировании подростков и юношей они требуют дополнительных диагностических часов и не дают однозначный конечный результат. Достоинствами этих тестов является высокая информативность для психолога об особенностях личности клиента. Применяются чаще в совокупности с другими тестами для проф. заключения.

Тесты, изучающие направленность личности. Среди них А.М. Кухарчук выделяет методику диагностики степени удовлетворенности основных потребностей и методику «Ценностные ориентации» М. Рокич. Также как и вышеуказанные методики, они используются в профконсультировании в комплексе с другими тестами и являются необходимыми при углубленной профдиагностике.

Тесты познавательных процессов являются необходимыми в определении общих способностей клиента. Это: Методика оценки логического мышления, Психодиагностика памяти, тест «Ведущая репрезентативная система». Многие из данных тестов предпочтительней проводит личности психологу, не поручая тест компьютеру т.к. можно собрать большое количество дополнительной информации исходя из личного наблюдения за прохождением теста клиентом.

Тесты эмоционально-волевой сферы и психических состояний могут применяться в профконсультировании для выяснения профпригодности к конкретным видам деятельности, требующей, например повышенной эмпатийности (воспитатель ДОУ, учитель и т.д.) или высоких показателей

устойчивости волевой сферы (военные профессии). Среди таких тестов можно назвать: Методику диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка, диагностику уровня эмоционального выгорания В. Бойко, диагностику уровня эмпатических способностей В. Бойко.

Наиболее значимыми и востребованными в профдиагностике являются тесты, определяющие индивидуально-психологические и типологические особенности личности. Такие тесты составляют большой процент диагностического материала при любом психологическом тестировании, с них обычно начинается изучение личности, в том числе и в профдиагностике. Это:

1. Тесты, изучающие тип темперамента и свойства характера: «Определение свойств темперамента человека, проявляющихся в его практической деятельности и в общении с людьми» В.М. Русалов, «Тип темперамента» Г.Айзенк, «Черты характера и темперамента».

2. Тесты способностей: «Исследование общих интеллектуальных способностей», «Психодиагностика специальных способностей» Г.Айзенк, «Прогрессивные матрицы» Дж. Равен, ШТУР, КОС В.В. Синявский, Б.А. Федоришин.

Большинство из перечисленных тестов компьютеризированы и активно используются практическими психологами для индивидуальной и групповой диагностики.

Существует группа тестов, опросников для первичного профориентирования. Если оптанту необходимо определиться с типом профессиональной деятельности, выявить проф. интересы, склонности, то целесообразно применять именно их. Такие методики можно отнести к группе непосредственно профориентационных: «ДДО» Е.А. Климов, «Карта интересов» А.Е. Голомшток, тест Дж. Голланда, определение профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, САМОАЛ.

Рассмотрев тесты, используемые в профессиональной ориентации школьников необходимо отметить, что существуют две обширные группы, применяемые в проф.диагностике в зависимости от задач и целей профконсультирования.

Группа первичных профориентационных тестов наиболее популярна в работе психологов с учащимися. Она позволяет сориентировать школьников в мире профессий и дать определенные проф. ориентиры.

Вторая группа тестов, изучающих многообразие личности, применяется индивидуально для каждого конкретного случая профориентации.

Практическая деятельность в качестве школьного психолога позволяет отметить наиболее рациональные, удобные и эффективные методики для проф.диагностики школьников 7-11 классов: опросник Айзенка «Тип темперамента», опросник Х. Шмишека «Определение акцентуаций у подростков», тест ШТУР, опросник А.Е. Голомштока «Карта интересов», опросник Е.А. Климова «ДДО».

Важным критерием отбора данных методик явилось возможность компьютерного

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: