Уверенность в повседневной жизни
На этом занятии мы
- знакомимся с конкретными техниками уверенного поведения в ситуациях давления, ущемления прав (техники«3аигранная пластинка»,«Игра в туман»,«Негативное заявление»)*.
Подготовить для занятия:
- стандартный набор;
- листочки с текстами для каждого участника
План занятия
На этом занятии работа разделена на две части: ознакомление с техниками уверенного поведения и их тренировка. Возможны разные варианты организации работы: провести занятие без перерыва, сделать перерыв после теоретической части, сделать перерыв после тренировки первых двух техник. Поэтому здесь мы не приводим временную разбивку, предлагая это сделать ведущему в зависимости от настроя и возможностей группы.
ХОД РАБОТЫ
Слово ведущего
— Предыдущие занятия были посвящены общению с близкими людьми в эмоционально значимых для вас ситуациях. А как же быть с повседневным общением с людьми посторонними, в магазинах, в транспорте, когда нет надобности говорить о своих чувствах и прояснять отношения?
Скажите ребятам, что предложенные ниже способы подходят и для общения на нейтральные темы с близкими людьми, важно только всегда помнить, к каким последствиям приводит использование той или иной техники, и применять их в адекватных ситуациях.
— Чтобы вести себя уверенно, необходимо знать свои личные права. Эти права не охраняются законом. Однако если вы хотите, чтобы уважали ваши права, постарайтесь уважать права других людей.
2. Работа с текстом
Участники получают текст и работают с ним. Ведущий выясняет, все ли понятно, дополняет текст собственными примерами и комментариями, обсуждает с подростками, в каких ситуациях приемлем тот или иной способ. Можно провести демонстрацию каждой техники вместе с помощниками либо с кем-нибудь из участников.
|
Мои личные права
1. Я имею право самостоятельно судить о своем поведении, мыслях, эмоциях и брать на себя ответственность за их последствия.
2. Я имею право не оправдываться.
3. Я могу сам(а) решать, брать ли мне ответственность за чужие проблемы.
4. Я имею право изменить свое решение или быть нелогичным в его принятии.
5. Я имею право делать ошибки и отвечать за них.
6. Я имею право сказать: «Я не знаю», «Я не понимаю».
7. Я имею право не зависеть от того, как ко мне относятся другие.
Как отстаивать свои права?
Й способ. Заигранная пластинка
Этим способом можно отстаивать свои права, если они ущемлены. Никто на вас не нападает, но ваши права нарушены, и вы заявляете об этом. Имейте в виду, что этот способ раздражает людей. Используйте его с умом и осторожно. Подходит он для общения с незнакомыми людьми или при сильном нарушении личных прав, когда другая сторона не слышит вас. «
Повторяйте свое требование снова и снова, не повышая голоса, без гнева и раздражения. При этом можно заменять слова на близкие по значению, не меняющие общего смысла.
Например, вы приходите в магазин. Полчаса назад вы купили мясо и забыли его здесь.
— Я был здесь, купил мясо и забыл его у вас.
— Ну и что?
— Мне нужно мое мясо.
— Посмотрите дома, в другой сумке.
— Я уже смотрел. Я точно знаю, что забыл его здесь. Мне нужно мое мясо.
— Ничем не могу помочь.
|
— Мне нужно мое мясо.
— Очередь волнуется!
— Я вижу это, но мне нужно мое мясо.
Й способ. Игра в туман
Этот способ предполагает демонстрацию согласия с правдой, заключенной в словах«нападающего» на вас человека, в целом, с тем, что его мнение может быть справедливым в определенной ситуации или для какой-то группы людей. Подходит в том случае, если вы сейчас не готовы серьезно обсуждать вопрос или разговор идет не с близким человеком. Если вы готовы в будущем обсудить проблему, лучше сначала сказать об этом: «Сейчас я не готов об этом говорить. Давайте обсудим это вечером». И только если вас не услышали, используйте этот способ.
Ключевое выражение:«Возможно, это так...»
Пример:
— Ты опоздала — это ужасно!
— Давай поговорим об этом завтра.
— Ты опять пришла поздно!
— Да, действительно, я пришла поздно (согласие с правдой).
— Если ты будешь приходить так поздно, ты можешь заболеть.
— Наверное, это так. Можно заболеть, если ложиться поздно спать. (Согласие в принципе.)
Й способ. Негативное заявление
Если вы действительно сделали ошибку и вас критикуют, используйте «Негативное заявление».
Ключевое выражение:«Да, я действительно плохо поступил» Примеры:
— Ты разговаривал очень грубо.
— Да, действительно, я не сдержался.
— Это было глупо с твоей стороны.
— Мне самому это не нравится.
й способ. Негативные расспросы
Негативные расспросы — неплохой способ ответа на неоправданную критику.
Ключевое выражение: «Что плохого в том, что...?» Примеры:
— Это ужасно — читать только детективы!
— Что плохого в том, что я читаю детективы?
— Это безвкусица!
— Что плохого в том, чтобы быть иногда безвкусным?
— Ты что, не хочешь дать поносить мне твою кофточку?!
— Ты знаешь, действительно не хочу.
— Ты просто жадина!
— Что плохого в том, чтобы иногда побыть жадиной? Уж какая есть.