1. Студенты по согласованию с преподавателем выбирают рабочее место.
2. Студенты изучают методику оценки напряженности трудового процесса.
3. Студенты проводят анализ деятельности на выбранном рабочем месте и оценку каждого показателя напряженности труда по показателям пунктов 1.1-1.5 настоящего УМП и в соответствии с таблицей приложения 1.
4. Студенты проводят общую оценку напряженности трудового процесса по пункту 1.6 настоящего УМП и оформляют протокол по форме, приведенной в приложении 2.
5. Студенты делают вывод о классе условий труда на выбранном рабочем месте.
6. Студенты (в случае, если условия труда относятся к классу 3.1-3.4) разрабатывают план (мероприятия) по улучшению условий труда на рабочем месте по фактору напряженности труда.
Содержание отчета
7. Цель работы.
8. Основные теоретические положения.
9. Исходные данные.
10. Результаты разработки и их анализ.
11. Выводы по работе.
12. Список литературы.
Литература
1.Положение о порядке проведения аттестации РМ по условиям труда,утверждено постановлением Минтруда РФ от 14.04.97 г. № 12., 1997. – 20 с.
3. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, утверждено гл. санитарным врачом РФ от 29.07.05 г., введено в действие с 1.11.05 г., 2005. -125 с.
Приложение 1
Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса
п/п | Показатель напряженности трудового процесса | Класс условий труда | ||||||||||||||
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) | Допустимый (средняя физическая нагрузка) | Вредный (тяжелый труд) | ||||||||||||||
1 степени 3.1 | 2 степени 3.2 | |||||||||||||||
1. Интеллектуальные нагрузки | ||||||||||||||||
1.1 | Содержание работы | Отсутствует необходимость принятия решений | Решение простых задач по инструкции | Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) | Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях | |||||||||||
1.2 | Восприятие сигналов (информации) и их оценка | Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий | Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций | Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров | Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности | |||||||||||
1.3 | Распределение функций по степени сложносги задания | Обработка и выполнение заданий | Обработка, выполнение задания и его проверка | Обработка, проверка и контроль за выполнением задания | Контроль ипредварительная работа по распределению зада- | |||||||||||
I.4 | Характер выполняемой работы | Работа по индивидуальному плану | Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности | Работа в условиях дефицита времени | Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат | |||||||||||
2. Сенсорные нагрузки | ||||||||||||||||
2.1 | Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) | До 25 | 26-50 | 51-75 | Более 75 | |||||||||||
2.2 | Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы | До 75 | 76-175 | 176-300 | Более 300 | |||||||||||
2.3 | Число производственных объектов одновременного наблюдения | До 5 | 6-10 | 11-25 | Более 25 | |||||||||||
2.4 | Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | Более 5 мм -100% | 5-1,1 мм - более 50%, 1-0,3 мм - до 50%; менее 0,3 мм - до 25 % | 1-0,3 мм – Более 50%; менее 0,3 мм - 25-50% | Менее 0,3 мм - более 50% | |||||||||||
2.5 | Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | До 25 | 26-50 | 51-75 | Более 75 | |||||||||||
2.6 | Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): - при буквенно-цифровом типе отображения информации; - при графическом типе отображения информации | До 2 До З | До 3 До 5 | До 4 До 6 | Более 4 Более 6 | |||||||||||
2.7 | Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) | Разборчивость слов и сигналов от 100% до 90%. Помехи отсутствуют | Разборчивость слов и сигналов о 90 - 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м | Разборчивость слов и сигналов от 70% до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м | Разборчивость слов и сигналов менее 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м | |||||||||||
2.8 | Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) | До 16 | 16-20 | 20-25 | Более 25 | |||||||||||
3. Эмоциональные нагрузки | ||||||||||||||||
3.1 | Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки | Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника | Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера) | Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) | Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса, и может возникнуть опасность для жизни | |||||||||||
3.2 | Степень риска для собственной жизни | Исключена | Вероятна | |||||||||||||
3.3 | Степень ответственности за безопасность других лиц | Исключена | Вероятна | |||||||||||||
3.4 | Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену | Отсутствуют | 1-3 | 4-8 | Более 8 | |||||||||||
4. Монотонность нагрузок | ||||||||||||||||
4.1 | Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях | Более 10 | 9-6 | 5-3 | Менее 3 | |||||||||||
4.2 | Продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций (в с) | Более 100 | 100-25 | 24-10 | Менее 10 | |||||||||||
4.3 | Время активных действий (в % к продолжительности смены) В остальное время - наблюдение за ходом производственного процесса | 20 и более | 19-10 | 9-5 | Менее 5 | |||||||||||
4.4 | Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса (в % от времени смены) | менее 75 | 76-80 | 81-90 | Более 90 | |||||||||||
5. Режим работы | ||||||||||||||||
5.1 | Фактическая продолжительность рабочего дня | 6-7 ч | 8-9 ч | 10-12ч | Более 12 ч | |||||||||||
5.2 | Сменность работы | Односменная работа (без ночной смены) | Двухсменная работа (без ночной смены) | Трехсменная работа (работа в ночную смену) | Нерегулярная сменность с работой в ночное время | |||||||||||
5.3 | Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность | Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности 7% и более рабочего времени | Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности от 3 до 7% рабочего времени | Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности до 3% рабочего времени | Перерывы отсутствуют | |||||||||||
|
|
|
Приложение 2
Протокол
оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса
(рекомендуемый)
Ф.И.О. Сидоров В.Г. пол м
Профессия: мастер
Предприятие: Машиностроительный завод
Краткое описание выполняемой работы: Осуществляет контроль за работой бригады, контролирует качество работы, обеспечивает наличие материалов и контролирует эффективность использования оборудования, осуществляет работу на станках и с измерительными приборами, проводит работу с технической документацией, составляет отчеты и т.д.
Показатели | Класс условий труда | |||||||
3.1 | 3.2 | 3.3 | ||||||
1. Интеллектуальные нагрузки | ||||||||
1.1 | Содержание работы | + | ||||||
1.2 | Восприятие сигналов и их оценка | + | ||||||
1.3 | Распределение функции по степени сложности задания | + | ||||||
1.4 | Характер выполняемой работы | + | ||||||
2. Сенсорные нагрузки | ||||||||
2.1 | Длительность сосредоточенного наблюдения | + | ||||||
2.2 | Плотность сигналов за 1 час работы | + | ||||||
2.3 | Число объектов одновременного наблюдения | + | ||||||
2.4 | Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания | + | ||||||
2.5 | Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения | |||||||
2.6 | Наблюдение за экраном видеотерминала | + | ||||||
2.7 | Нагрузка на слуховой анализатор | + | ||||||
2.8 | Нагрузка на голосовой аппарат | + | ||||||
3. Эмоциональные нагрузки | ||||||||
3.1 | Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки | + | ||||||
3.2 | Степень риска для собственной жизни | + | ||||||
3.3 | Ответственность за безопасность других лиц | + | ||||||
3.4 | Количество конфликтных производственных ситуаций за смену | + | ||||||
4. Монотонность нагрузок | ||||||||
4.1 | Число элементов, необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций | + | ||||||
4.2 | Продолжительность выполнения простых заданий или повторяющихся операций | + | ||||||
4.3 | Время активных действий | + | ||||||
4.4 | Монотонность производственной обстановки | + | ||||||
5. Режим работы | ||||||||
5.1 | Фактическая продолжительность рабочего дня | + | ||||||
5.2 | Сменность работы | + | ||||||
5.3 | Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность | + | ||||||
Количество показателей в каждом классе | ||||||||
Общая оценка напряженности труда | + | |||||||