ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




 

О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года (далее – Программа).

2. Создать при Совете Министров Республики Беларусь межведомственную комиссию для координации работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по выполнению Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года.

3. Утвердить прилагаемые:

Положение о межведомственной комиссии для координации работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по выполнению Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года;

состав межведомственной комиссии для координации работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по выполнению Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года.

4. Определить Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, облисполкомы и Минский горисполком государственными заказчиками Программы.

5. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить выполнение Программы.

6. Министерству торговли:

довести Программу до заинтересованных;

ежеквартально представлять в Совет Министров Республики Беларусь отчет о ходе выполнения Программы.

7. Облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить до 10 декабря 2008 г. оформление для проведения конкурсов на право строительства логистических центров земельных участков.

8. Возложить персональную ответственность за своевременное выполнение Программы на руководителей республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Беларусь Кобякова А.В. и Бурю В.П.

10. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

 

ПРОГРАММА
развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года

ГЛАВА 1
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором экономического роста является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров. Возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения.

Эволюция логистических систем за рубежом доказывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе не только для отдельных организаций, но и страны в целом. В Республике Беларусь сложилась несколько иная ситуация. В силу объективных причин исторического, политического, экономического характера имеет место определенное технологическое отставание в области логистики.

Это происходит из-за специфичности развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин:

необходимы достаточно прочные связи между производителями, поставщиками и потребителями, которые должны быть объединены в одну систему;

создание логистических систем требует капитальных вложений и подчас достаточно значительных;

темпы развития производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики в последние годы очень высоки и требуют практически постоянного внесения улучшений или внедрения новых продуктов, что требует значительных единовременных затрат;

постоянное совершенствование технологий предполагает интенсивную подготовку кадров по специальности «логистика», переподготовку и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Для преодоления указанного отставания возникла необходимость в разработке программы развития логистической системы страны, в которой наибольшее внимание будет уделено управленческому, экономическому и финансовому аспектам. Немаловажным аспектом развития логистической системы является размещение элементов логистической цепи, то есть построение территориальной структуры, наполненной соответствующими объектами и коммуникациями.

Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года (далее – Программа) разработана государственным научным учреждением «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси» во исполнение протокола заседания рабочей группы по разработке проекта программы развития в Республике Беларусь логистической системы на период до 2015 года (руководитель рабочей группы Кобяков А.В., протокол заседания Совета Министров Республики Беларусь от 3 мая 2008 г. № 32/9пр).

При разработке Программы использованы проекты концепций создания логистических систем Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства торговли и государственного объединения «Белресурсы» (далее – ГО «Белресурсы»), а также материалы государственного научного учреждения «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики», Белорусского республиканского союза потребительских обществ (далее – Белкоопсоюз), республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис» (далее – РУП «Белтаможсервис») и других заинтересованных.

В Программе определены цели, задачи и пути развития логистической системы республики на период до 2015 года, представлена классификация логистических центров, разработаны основные подходы к созданию логистических центров (транспортно-логистических, оптовой торговли потребительскими товарами, оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения, многофункциональных торгово-логистических комплексов (центров) за рубежом), даны схемы размещения объектов логистической системы, предложен механизм создания льготного режима для потенциальных инвесторов и система критериев их выбора, разработаны методические подходы к управлению логистической системой Республики Беларусь, обозначены подходы к информационному обеспечению управления и функционирования логистической системы страны и др.

Предполагается, что реализация Программы будет осуществляться за счет средств инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, собственных средств организаций, средств инвесторов, включая иностранных, республиканского бюджета в пределах средств, выделяемых на содержание высших учебных заведений.

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В Программе используются следующие понятия и их определения:

административно-деловой и выставочный центр – офисные помещения и площади для административной и коммерческой деятельности, в том числе для проведения выставочных мероприятий;

инфраструктура оптовой торговли – совокупность всех типов оптовых организаций: оптовые торговые организации, оптово-розничные организации, их объединения, оптовые торгово-сервисные организации, оптовые организации с собственным производством товаров, товарные биржи, оптовые рынки, оптовые базы, общетоварные (товарные) склады, склады-магазины и другое;

логистика распределения – совокупность материально-технического обеспечения хозяйственной деятельности как единой системы, осуществляемой в целях оптимизации суммарных издержек функционирования системы, обеспечивающая соответствующий уровень обслуживания клиентов;

логистика складирования – отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами в целях минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве;

логистическая система – сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (транспортно- и оптово-логистических (торгово-логистических) центров), взаимосвязанных между собой и взаимодействующих посредством информационного обмена в целях достижения эффективного управления цепями поставок товаров и грузов, с участием республиканских и местных органов государственного управления, заинтересованных организаций, располагающих транспортными, складскими, экспедиторскими, информационными, финансовыми, сертификационными, страховыми и производственными структурами;

логистическая схема доставки грузов – наиболее рациональная транспортно-технологическая схема перемещения грузов от грузоотправителя к грузополучателю с использованием одного или нескольких видов транспорта и обеспечивающая прохождение товарно-материальных, информационных и финансовых потоков;

логистическая цепь – упорядоченное множество посредников и организаций, которые участвуют в доведении товаров от поставщика до конкретного потребителя;

логистические услуги – услуги, связанные с поставкой и обработкой оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства, а также транспортные, складские, экспедиторские, информационные, финансовые, страховые услуги, оказываемые транспортно- и оптово-логистическими (торгово-логистическим) центрами;

логистический центр – юридическое лицо по оказанию логистических и сопутствующих услуг;

логистическое обеспечение процесса товародвижения – совокупность форм, методов, принципов, функций, с помощью которых логистические услуги и ресурсы реализуются в экономических потоках для рационального и оптимального функционирования процесса товародвижения;

международный транспортный коридор – совокупность связывающих страны магистральных транспортных коммуникаций (как имеющихся, так и вновь создаваемых) с соответствующим обустройством, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, в направлении их наибольшей концентрации;

многофункциональный торгово-логистический центр – комплекс объектов, созданных инвестором при содействии Правительства Республики Беларусь для использования в рамках товаропроводящей сети в целях планирования и управления продвижением товаров (в том числе белорусского производства) в процессе их реализации в стране назначения, а также для управления товарными, сервисными и информационными потоками, включающий площади, предназначенные для соответствующих целей;

многофункциональный торгово-логистический комплекс – разновидность торгово-логистического центра, в состав которого кроме этого центра включены торгово-деловой, административно-деловой и выставочный центры;

общетоварный склад – товарный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения;

оптовая торговля – вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием;

оптово-логистический центр (торгово-логистический центр) – юридическое лицо по поставке и обработке оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства, имеющее склады для хранения и переработки мелких и крупных партий товаров общего назначения, склады с особым температурным режимом, а также площадки для приема, переработки и хранения грузов и контейнеров и оказывающее услуги по использованию имеющихся складских помещений и оборудования, оптимизации товаропотоков, в том числе транспортно-экспедиционные и логистические услуги;

оптовый товарооборот – объем продажи товаров производителями и (или) торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте;

провозные возможности – объем грузовых перевозок (млн. тонн груза), который может быть выполнен по данному пути сообщения (для одного или обоих направлений) в течение года;

складирование – логистическая операция, заключающаяся в формировании товарных запасов и обеспечивающая их сохранность, рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы содержания;

склады класса «А» – складские одноэтажные здания, построенные по современным технологиям с использованием высококачественных материалов. Высота потолков – до 10 метров, позволяющая установку многоуровневого стеллажного оборудования, ровный пол с антипылевым покрытием, система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения. Склады этого класса оснащаются оборудованием, регулирующим температурный режим, тепловыми завесами на автоматических воротах докового типа с гидравлическим пандусом, регулируемым по высоте, центральным отоплением или принудительной вентиляцией, системой охранной сигнализации и видеонаблюдением. На территории склада располагаются офисные помещения, оснащенные оптико-волоконными телефонными линиями. Склады класса «А» обладают территорией, достаточной для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов, и располагаются на основных магистралях, обеспечивающих хороший подъезд;

склады класса «В» – капитальные здания одно- или многоэтажные, оснащенные необходимыми коммуникациями и оборудованием. Высота потолков – от 4,5 до 8 метров. Склады этого класса имеют асфальтовое или бетонное покрытие, пожарную сигнализацию и гидрантную систему пожаротушения, пандус для разгрузки автотранспорта, офисные помещения при складе, телефонные линии. Склады класса «В» располагаются на охраняемой территории;

склады класса «С» – капитальные производственные помещения или утепленные ангары. Высота потолков – от 3,5 до 8 метров. Они должны иметь асфальтовый пол или бетонное покрытие;

склады класса «D» – подвальные помещения, неотапливаемые производственные помещения или ангары;

специализированный (общетоварный) склад – общетоварный склад, осуществляющий складские операции с одной группой товаров;

терминал – комплекс устройств, расположенных в конечном или промежуточном пункте транспортной сети и обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта при перевозке грузов, транспортировании багажа;

товарный склад – объект, обеспечивающий и (или) осуществляющий хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров организациям и индивидуальным предпринимателям;

торгово-деловой центр – офисные помещения и площади, предназначенные для осуществления розничной и мелкооптовой торговли, других видов коммерческой деятельности;

транспортно-логистические услуги – транспортно-экспедиционные и другие сопутствующие услуги, выполняемые в процессе реализации логистической схемы доставки грузов от отправителя до получателя;

транспортно-логистический центр – юридическое лицо, осуществляющее комплекс транспортно-экспедиционных услуг при перевозке грузов, а также логистических услуг участникам транспортной деятельности.

ГЛАВА 3
ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целями Программы являются:

разработка основных направлений развития логистической системы Республики Беларусь;

создание организационной схемы размещения логистических центров в стране и за рубежом;

формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в создание объектов и инфраструктуры логистической системы.

К основным задачам Программы относятся:

анализ состояния складской инфраструктуры;

классификация логистических центров;

разработка основных направлений создания и развития транспортно-логистических центров, оптово-логистических центров торговли потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения, зарубежных торгово-логистических центров;

предложение механизма создания льготного режима для потенциальных инвесторов и системы критериев их выбора;

разработка методических подходов к управлению логистической системой, нормативного правового и информационного ее обеспечения.

Для реализации Программы разработаны мероприятия.

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫВ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Каждый из объектов логистической системы призван обеспечить преобразование грузопотоков, переработку и перемещение товаров от товаропроизводителей товаропотребителю. Логистические объекты могут быть неоднородны и отличаться по ряду характеристик:

по обслуживанию товаропотоков различных уровней: внешнеторгового оборота или товарооборотов внутреннего сообщения;

по типу взаимодействующих через такой объект внешних систем: производство–логистика–транспорт, производство–логистика–потребитель, транспорт–логистика–транспорт, транспорт–логистика–потребитель и т. д.;

по видам транспортных средств, осуществляющих перемещение грузов.

Объекты логистической системы в зависимости от поставленных перед ними целей могут отличаться превалирующими видами деятельности (специализацией), набором осуществляемых функций, местоположением, размерами и архитектурно-планировочными решениями. Они могут представлять собой как специализированные или многопрофильные логистические комплексы, так и мультимодальные логистические узлы, формирующиеся при объединении комплексов. Единственно обязательным условием для всех логистических объектов является внедрение инновационных технологий в процессы производства и управления, а также повышенные требования к качеству услуг.

Для достижения цели формирования стройной структуры логистической системы на территории страны логистические объекты необходимо дифференцировать по уровню обслуживания товаропотоков и работы транспортных систем.

Предполагается, что основными логистическими объектами системы станут различные логистические центры. Создание логистических центров предполагается осуществлять с использованием двух основных подходов:

создание логистического центра «с нуля» – с поиском (приобретением) на рынке земельного участка и дальнейшим строительством комплекса;

модернизация (переоборудование) существующей промышленной или складской недвижимости в современные логистические центры.

ГЛАВА 5
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

Логистическая система Республики Беларусь включает совокупность логистических центров. В зависимости от отраслевой направленности будут формироваться транспортно-логистические и оптово-логистические (торговые) и многофункциональные логистические центры.

Транспортно-логистические центры предназначаются для оптимизации внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных, финансовых и сервисных потоков с целью минимизации общих логистических затрат. Одной из важнейших задач транспортно-логистических центров является обработка транзитного грузопотока. Кроме того, транспортно-логистические центры будут осуществлять разработку, организацию и реализацию рациональных схем товародвижения на территории республики и других государств на основе организации единого технологического и информационного процесса, объединяющего деятельность поставщиков и потребителей материальной продукции, различных видов транспорта, банков, страховых организаций, подразделений таможни, органов импортно-экспортного контроля, организаций оптовой и розничной торговли и т.д. Конечной целью деятельности транспортно-логистических центров является оказание полного цикла транспортно-логистических услуг промышленным и торговым организациям по рационализации перевозочного процесса и гарантированной доставке грузов в оптимальные сроки, маршруты, виды транспорта и груза. Транспортно-логистические центры могут быть территориальными и региональными, общего назначения и ведомственными, а также специализированными по отдельным видам грузов и условиям их хранения. Они предназначаются для обслуживания перевозок, обработки грузов по месту нахождения клиента и обеспечения транспортно-экспедиционных и логистических услуг.

Основной функцией оптово-логистических (торговых) центров является поставка оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства непосредственно потребителям или организациям розничной торговли. На территории оптово-логистических центров размещаются склады для хранения и переработки мелких и крупных партий грузов общего назначения, склады с особым температурным режимом, а также площадки для приема, переработки и хранения грузов и контейнеров. Оптово-логистические центры также могут быть республиканскими и региональными, специализированными на поставках товаров производственно-технического и потребительского назначения. Последние, в свою очередь, могут специализироваться на продовольственных или непродовольственных товарах.

Помимо основной функции – осуществления оптовых поставок оптово-логистические центры выполняют множество сопутствующих функций, таких, как изучение спроса покупателей, заключение договоров на поставку товаров, организация продвижения товаров от производителей в места потребления, обеспечение хранения товаров, формирование торгового ассортимента, оказание дополнительных услуг в процессе продажи и послепродажной эксплуатации, логистические услуги и т.д.

Разновидностью логистических центров являются многофункциональные логистические комплексы, которые включают также торгово-деловой, административно-деловой и выставочный центры. Многофункциональные логистические комплексы создаются как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом.

Многофункциональные логистические центры, создаваемые за рубежом, представляют собой комплекс объектов, созданный инвестором при содействии Правительства Республики Беларусь для использования в рамках товаропроводящей сети в целях планирования и управления продвижением товаров, в том числе белорусского производства, в процессе их реализации в стране назначения, обеспечивающий управление товарными, сервисными и информационными потоками и включающий в себя площади, предназначенные для соответствующих целей.

ГЛАВА 6
СОСТОЯНИЕ СКЛАДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Товарные потоки невозможны без концентрации товаров в специально создаваемых элементах инфраструктуры – складах. Потребность в складах существует на всех этапах движения товарных потоков.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом в Республике Беларусь на 405 единиц увеличилось количество складов, расположенных в специальных помещениях (составило 7392). В то же время на 29 единиц уменьшилось число складов во временно приспособленных помещениях (составило 1164) и на 15 – количество хранилищ для картофеля, овощей и фруктов (составило 29). Число складов-холодильников выросло на 15 единиц (составило 139), количество магазинов-складов увеличилось на 2 единицы (составило 59). Такое изменение обусловлено ростом объема оптового товарооборота, что потребовало расширения материально-технической базы оптовой торговли в Республике Беларусь.

В то же время средняя складская площадь на одно складское помещение имела тенденцию к сокращению. Так, если в 2004 году эта величина составляла 389 кв. метров, то в 2006 году – 282 кв. метров, в 2007 году – 276 кв. метров. При этом наименьшее значение этого показателя по регионам наблюдается по г. Минску и Гродненской области.

На 1 января 2008 г. не использовалось 102,7 тыс. кв. метров складских площадей в складах, расположенных в специальных помещениях (или 4,5 процента от их общей площади), – на 1 января 2007 г. – 103,5 тыс. кв. метров (или 4,6 процента). Во временно приспособленных помещениях в 2007 году не использовалось 2,5 процента площадей (в 2006 году – 2,8 процента). Что касается складов-холодильников и хранилищ для картофеля, овощей и фруктов, то в 2007 году не использовалось 13,9 и 3,2 процента соответственно от возможного объема единовременного хранения (в 2006 году – 8,6 и 8,1 процента соответственно).

В 2007 году складские площади организаций оптовой торговли продовольствием Республики Беларусь использовались на 97,2 процента, складские объемы – на 97,8 процента (в 2006 году – на 97,1 и 97,7 процента соответственно).

Недоиспользование складских площадей свидетельствует о некоторых недостатках в организации и состоянии складского хозяйства организаций оптовой торговли.

У ряда оптовых организаций в 2005–2006 годах произошло сокращение как количества складов, так и размера складских площадей. В 2006 году изменение показателя использования складских площадей к предыдущему году в оптовых организациях Министерства торговли (далее – Минторг) составляло 80,9 процента, ГО «Белресурсы» – 53,9, Белкоопсоюза – 107,2 процента. В указанный период возросло количество сдаваемых оптовыми организациями в аренду складских площадей.

В 2005–2007 годах в организациях ГО «Белресурсы» увеличивался средний объем переработки грузов в месяц и складской оборот. В целях улучшения показателя использования складских площадей, организации ГО «Белресурсы» сдавали в аренду складские, административные, производственные площади.

Организации Минторга и коммунальной собственности, основным видом деятельности которых является оптовая торговля непродовольственными товарами, в 2007 году в среднем сдавали 34 процента от общей площади в аренду. Однако по отдельным организациям данный показатель достигал от 36,5 до 66,6 процента. Так, удельный вес площади, сдаваемой в аренду, составил в 2007 году у открытого акционерного общества (далее – ОАО) «Брестодежда» 62,3 процента; у торгового открытого акционерного общества «Гроднокульторг» – 50 процентов. В то же время в основном в аренду сдаются именно складские площади. Следовательно, если рассматривать показатель удельного веса складских площадей, сдаваемых в аренду, от общей складской площади, то его значение будет превышать рассмотренные выше показатели. Сдача площадей в аренду повышает эффективность их использования. Достаточно высоким является удельный вес доходов от сдачи площадей в аренду в общей структуре доходов. Так, у ОАО «Белгалантерея» (г. Минск) данный показатель составил 47,6 процента, у ОАО «Брестодежда» – 41,6 процента. Это связано в первую очередь с высоким значением ставок арендной платы по сдаваемым в аренду площадям. В то же время сдача складских площадей в аренду свидетельствует о недоиспользовании имеющихся складских мощностей самими организациями оптовой торговли, наличии у них резервов по росту оптового товарооборота и других показателей.

Что касается использования складских площадей организациями оптовой торговли Минторга и коммунальной собственности, реализующими продовольственные товары, то можно отметить следующее. В 2006–2007 годах складские площади названных организаций практически не изменялись. В 2007 году на 5,2 процента увеличилась складская площадь у ОАО «Минбакалеяторг» (г. Минск), на 1,4 процента – у унитарного предприятия (далее –УП) «Партизанское» (г. Минск). Высокий удельный вес доходов от сдачи площадей в аренду в общем объеме валового дохода имело в 2007 году только УП «Партизанское» (33,1 процента).

Складская площадь организаций оптовой торговли Белкоопсоюза в 2006–2007 годах также практически не изменялась. Эти организации в 2007 году сдавали в аренду от 1,1 до 68,4 процента площадей (в основном – складские площади). Удельный вес доходов от сдачи площадей в аренду в валовых доходах в 2007 году составлял от 0,2 процента (Калинковичская межрайонная база) до 31,8 процента (Брестская межрайонная база).

Основными владельцами складов, обслуживающих внешнеторговые грузопотоки, являются Белорусская железная дорога (общая площадь складов – 365 тыс. кв. метров); Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» (общая площадь – 146 тыс. кв. метров) и Белорусский государственный концерн по нефти и химии (общая площадь – 226 тыс. кв. метров). Грузопоток, перерабатываемый на складах, по видам перевозок распределяется следующим образом: во внутриреспубликанском сообщении – около 60 процентов; на вывоз за пределы территории республики – 7,5 процента; ввоз из-за пределов территории республики – 30 процентов. Незначительную величину – около 2,5 процента составляет транзитный грузопоток.

Таким образом, основная часть функционирующих на территории Республики Беларусь складов по степени оснащенности и техническому состоянию может быть отнесена к складам класса «С» и «D». Имеющиеся склады используются организациями оптовой торговли недостаточно эффективно, средний коэффициент использования емкости складов составляет 0,52 (например, в США этот показатель – 0,92–0,95). Уровень механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ достаточно высок и составляет 95,2 процента. Однако для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ используются машины и механизмы с высокой степенью износа.

О недостаточно эффективном использовании складских помещений свидетельствуют и данные сравнительной характеристики складских площадей организаций оптовой торговли и торговых площадей организаций розничной торговли. Это соотношение показывает, что с 1 кв. метра складов обслуживается около 1 кв. метра розничных магазинов.

Анализ состояния складской инфраструктуры оптовой торговли показывает, что ее техническое состояние и изношенность материальной базы не способствуют использованию современных технологий товародвижения. Так, только 1/10 складских помещений, расположенных в г. Минске и Минском районе, – отремонтированные или новые склады, относительно соответствующие требованиям к современной складской инфраструктуре. В последние годы некоторыми организациями вневедомственной подчиненности были построены небольшие современные склады (в среднем 2–3 тыс. кв. метров) для собственных нужд – «Coca-Cola», «McDonalds», «Vitalur», «Euroopt», «Prostor'e». Из современных складов, где предлагаются в аренду складские площади, можно отметить лишь реконструированные склады компании «Hartia» (12 тыс. кв. метров) и вновь построенные компанией «JVDominik» склады площадью 2,7 тыс. кв. метров.

Как пример современной складской инфраструктуры можно привести крытый склад класса «В» (площадь 14,2 тыс. кв. метров) городской товарной станции Степянка, г. Минск; складские помещения Грузового двора станции Центролит, г. Гомель, – цех механический ангарного типа площадью 8,5 тыс. кв. метров – склад класса «А», склад грузовой прирельсовый площадью 2,8 тыс. кв. метров – класса «В»; склад класса «В» ОАО «Брестская областная база «Бакалея» – 21,9 тыс. кв. метров и др.

Тем не менее в Республике Беларусь пока не получили достаточного развития современные складские комплексы класса «А» и «В», работающие по логистическим технологиям товародвижения. Организации оптовой торговли не имеют своевременного технологического и программного обеспечения, ориентированного на потребителя.

Основным направлением повышения уровня технического оснащения складской инфраструктуры является реконструкция складов, для чего потребуются значительные инвестиции. Поэтому модернизация складов должна осуществляться поэтапно с привлечением собственных средств организаций, кредитов банков и средств инвесторов (в том числе иностранных).

Повышение эффективности использования складской инфраструктуры возможно за счет:

обновления средств механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и складских операций;

улучшения использования складских площадей за счет привлечения дополнительных товаропотоков.

Реконструкция и модернизация складской инфраструктуры в Республике Беларусь позволит увеличить экономические и сервисные выгоды от их использования. Об экономических выгодах можно говорить, когда использование одного или более складов ведет к непосредственному сокращению общих логистических издержек. Экономические выгоды тесно связаны с основными функциями, которые выполняют склады, – консолидация, разукрупнение, перевалка, доработка (отсрочка) и накопление запасов.

ГЛАВА 7
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

Одной из важнейших задач транспортно-логистических центров является разработка, организация и реализация рациональных схем товародвижения на территории республики и других государств на основе организации единого технологического и информационного процесса, объединяющего деятельность поставщиков и потребителей материальной продукции, различных видов транспорта, банков, таможенных и страховых организаций.

Программа ориентирована на стимулирование процессов создания транспортно-логистических центров общего пользования. Транспортно-логистические центры общего пользования могут осваивать:

неохваченные в настоящее время транспортно-логистическим обслуживанием экспортно-импортные грузы, предъявляемые для перевозки небольшими партиями;

транзитные грузопотоки, которые тяготеют к терминальной обработке на территории республики и перевалке с автомобильного транспорта на железнодорожный транспорт и наоборот;

контейнерные грузы.

Суммарный объем работы транспортно-логистических центров общего пользования может составить 25–30 млн. тонн грузов в год.

Транспортно-логистические центры общего пользования могут быть территориального и регионального назначения. Территориальные транспортно-логистические центры предназначаются для обслуживания перевозок, обработки грузов по месту нахождения клиентов и осуществления транспортно-экспедиционных услуг, основными из которых являются:

подготовка груза к перевозке (определение массы, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование и сортировка);

погрузка (выгрузка), консолидация, деконсолидация, хранение, перевалка, закрепление, укрытие и увязка груза;

организация перевозки груза различными видами транспорта;

оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;

страхование груза;

сопровождение при необходимости груза до грузополучателя и иные услуги по обеспечению сохранности груза.

Для оказания услуг территориальные транспортно-логистические центры общего пользования могут иметь:

оснащенные соответствующим оборудованием крытые склады для хранения и переработки мелких и крупных партий грузов, склады временного хранения и при необходимости склады с особым температурным режимом, а также площадки для приема, переработки и хранения грузов и контейнеров;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: