Замена старых труб новыми и устройство труб в существующих насыпях




При неудовлетворительном состоянии конструктивных элементов трубы (тела трубы, входных и выходных оголовков) и малой их проч­ности, как правило, практикуют замену старой трубы новой. При этом в зависимости от высоты насыпи, наличия специализированного обору­дования, возможности получения «окон», условий производства работ и т. п. применяют один из следующих способов сооружения трубы: открытый, комбинированный, штольневый, щитовой и продавливания на­сыпи (рис. 6.70).

Рис. 6.70.Варианты сооружения водопропускной трубы в насыпи:

а — открытым способом; б — в прорези; в — комбинированным способом; г — штольневым способом; д — щитовым способом; е — продавливанием;

1 — шпунтовое ограждение; 2 — фундамент трубы; 3 — сооружаемая труба; 4 — разгрузочный пакет; 5 — крепление прорези; 6 — крепление штольни; 7 — монтажная камера у низового портала трубы; 8 — стенка из брусьев; 9 — опорное кольцо из бетона; 10 — первое кольцо трубы из блоков; 11 — щит; 12 — упорная рама; 13 — домкраты; 14 — звенья трубы; 15 — ножевое кольцо

 

Открытый способ используют при небольшой высоте на­сыпи (до 5—6 м). При этом способе сооружение трубы в пределах су­ществующей насыпи производится в открытом котловане с естествен­ными откосами, который перекрывается временным разгрузочным па­кетом (рис. 6.70, а), длина которого определяет возможную глубину разработки котлована.

С целью уменьшения объема земляных работ и длины разгрузочного пакета над трубой можно устраивать прорезь с распорным креплением еестен (рис. 6.70, б). В поперечной прорези выполняют работы по сбор­ке трубы. Затем прорезь заполняют грунтом с постепенной разборкой крепления и тщательной утрамбовкой земли. В последнюю очередь сни­мают разгрузочный пакет.

В практике при высоте существующей насыпи 8—10 м применяют комбинированный способ сооружения трубы — сочетание открытого котлована в верхней части насыпи, перекрытого разгрузоч­ным пакетом небольшой длины, и прорези в нижней (рис. 6.70, в). Открытый и комбинированный способы могут быть использованы как при замене старых труб, так и при сооружении новых труб рядом с дефектными с последующей их разборкой.

Выполнение работ по замене трубы открытым способом сопровождается значительными трудностями, связанными с необходимостью перерыва движения поездов, демонтажа верхнего строения пути, разработки грунта земляного полотна с привлечением землеройной, транспортной и грузоподъемной техники. Альтернативой, исключающей все перечисленные недостатки, является бестраншейный способ прокладки водопропускных труб. Как правило, его применяют при высоте насыпи 10 м и более. К бестраншейному способу сооружения новых труб при реконструкции относят методы продавливания трубы через насыпь, горизонтального бурения и прокола.

Продавливание трубы через насыпь при наличии хороших грунтов — один из удобных способов реконструк­ции трубы (рис. 6.70, е). Рядом со старой трубой продавливают новую бесфундамент­ную (железобетонную или металлическую) при помощи домкратов и специальных опорных устройств. По мере продвижения тела трубы в на­сыпь промежуток между трубой и домкратами заполняют прокладками, толщина которых должна быть не больше максимальной длины выдви­гаемого штока домкрата. С перемещением трубы на длину очередной секции прокладки убираются и в освободившееся пространство произ­водится укладка новой секции. Передняя часть направляющей секции трубы для облегчения продвижения в насыпи оформляется в виде ноже­вого кольца с острыми краями.

В современных условиях в системе железнодорожного транс­порта применяется специальный комплекс для сооружения железобетонных водопропускных труб методом продавливания через насыпь, в со­став которого входят щит и домкратные станции. Средний темп продвижения трубы в насыпи составляет 2 м в смену. С помощью этого комплекса можно сооружать трубы отверстием 2 м и более в насыпях высотой до 12 м.

В настоящее время для устройства водопропускных труб на большой глубине оказывается целесообразным соо­ружение новых труб с проходкой выработки вдоль оси трубы одним из применяемых в тоннельном строительстве способов: проходкой штоль­ни или проходкой выработ­ки с помощью щитового комплекса.

Штольневый способ строительства трубы очень сложен и применяется редко. Он может использоваться как краткосрочное соору­жение для пропуска воды (рис. 6.70 г). Внутренние размеры штольни должны назначаться достаточными, а ее очертание должно быть удобным для сооружения фундамента и тела трубы, нанесения изоляции, а также для удаления деревянных элементов крепления по окончании построй­ки трубы и заполнения пазух между трубой и выработкой цементным раствором, каменными материалами или утрамбованным грунтом.

Щитовая проходка (рис 6.70, д) с разработкой грунта под защитой подвижной крепи — щита, отталкивающегося домкратами от собранной за ним части трубы (как при постройке тоннелей), являет­ся прогрессивным способом сооружения новых труб. Однако несмотря на известные преимущества (возможность ведения работ на большой глубине, высокий темп наращивания трубы, экономичность, безопасные условия производства работ, не требующие перерыва движения поез­дов и т. п.), щитовой способ постройки труб из-за отсутствия серийно изготовляемого горнопроходческого оборудования, пригодного для строительства водопропускных труб, пока широкого распространения не получил.

Из современных методов горизонтального бурения для сооружения новых труб находит применение метод шнекового бурения с одновременным продавливанием футляра трубы. Сооружение водопропускных труб диаметром до 2 м выполняют путем прямого бурения шнековой буровой машиной, которая позволяет бурить горизонтальные скважины с одновременным задавливанием в грунт трубы-футляра (рис. 6.71). Скорость бурения составляет 4–5 м/ч.

Рис. 6.71.Схема продавливания трубы с использованием

метода шнекового бурения:

1 – крепление передней стенки рабочего котлована; 2 – упор; 3 – труба; 4 – приямок для наращивания трубы; 5 – привод; 6 – шнековое устройство; 7 – рама; 8 – гидравлический домкрат

В последние годы в процессе адаптации технологии бестраншейного прокладки труб стали использовать стеклопластиковые трубы круглого сечения диаметром до 2 метров взамен металлических труб, подверженных коррозии, особенно на электрифицированных участках железных дорог. Комплекс испытаний стеклопластиковых водопропускных труб, проведенный НИИ Мостов и дефектоскопии ФАЖТ, подтвердил выводы об эффективности и целесообразности их применения для бестраншейной прокладки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: