ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Цель преддипломной практики - ознакомление студентов с характером и особенностями их будущей практической деятельности, а также подбор фактологического материала для выполнения выпускной квалификационной работы.
Основные задачи:
1. закрепление теоретических знаний по изученным
дисциплинам;
2. приобретение навыков практической работы с документами,
информацией;
3. приобретение навыков работы общения с персоналом
организации;
4. сбор информации о среде, экономических аспектах
деятельности и проблемах организации;
5. систематизация и анализ полученных данных для подготовки
выпускной квалификационной работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика проводится по окончании теоретической части обучения в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса.
Практика проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. Рекомендуется проходить практику в экономических подразделениях следующих организаций:
коммерческих предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, отраслей и направлений деятельности;
- органов государственной власти и местного самоуправления;
- некоммерческих организаций и учреждений;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- коммерческих банков;
- страховых компаний;
- аудиторских фирм;
- риэлтерских агентств и др.
Сроки и место прохождения практики, назначение руководителя от университета оформляются приказами по университету в установленном порядке.
Руководство преддипломной практикой студента осуществляют преподаватель кафедры и сотрудник организации, в которой он проходит практику.
|
Перед началом практики проводится организационное собрание со студентами. На собрании обсуждаются следующие вопросы:
производственно-методические;
- цель и задачи практики;
- содержание программы практики;
- права и обязанности студента-практиканта;
- требования к отчету о практике;
- порядок защиты отчета о практике;
организационные:
- время и место проведения практики;
- порядок получения необходимой документации;
- порядок и сроки предоставления студентами отчетной
документации.
Студенты обеспечиваются программами практики.
При прохождении преддипломной практики студент обязан:
- выполнять задания руководителя практики от организации;
- подчиняться действующим в организации правилам внутреннего
распорядка;
- изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и
техники безопасности;
- нести ответственность за выполнение порученной работы и ее
результаты;
- представить письменный отчет о прохождении практики и другие
необходимые материалы и документацию.
Преддипломная практика осуществляется на основе договоров на организацию практики, заключенных между университетом и предприятиями, учреждениями и организациями (см. Приложение 1).
Направление на практику оформляется командировочным удостоверением, которое, позднее, с проставленными отметками о прохождении практики, прилагается к отчету (см. Приложение 2).
По результатам преддипломной практики в установленный сроки представляется отчет по утвержденной форме.
Отчет оценивается дифференцированным зачетом. В случае отрицательной оценки допускается корректировка отчета в срок,
|
определяемый руководителем от университета. Положительная оценка по преддипломной практике является обязательным условием для допуска к защите выпускной квалификационной работы
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, могут быть направлены на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в соответствии с Уставом ТюмГУ и Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ТюмГУ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Во время прохождения преддипломной практики студент изучает основные вопросы работы организации и выполняет под руководством работника организации задания, которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего.
Изучение основных вопросов работы организации осуществляется по следующим направлениям:
1. Общая характеристика организации:
- цель и порядок создания организации;
- основное содержание устава и/или иных документов,
регламентирующих деятельность организации;
- организационная структура организации;
- функции отдельных структурных подразделений и их
работников.
Рекомендуется использовать Устав организации, положения о структурных подразделениях предприятия, должностные инструкции и т.п.
2. Экономические условия и особенности функционирования
организации:
|
внешняя среда организации: основные потребители, характеристика клиентуры, поставщики, конкуренты и т.д.
- внутренняя среда организации: менеджмент, персонал.
3. Основная деятельность организации:
- состав и характеристика продукции, работ и услуг организации:
-объёмы продукции, работ, услуг организации, их динамика;
- ценообразование на продукцию, работы, услуги;
- ценовая политика организации;
- система оплаты труда в организации;
- маркетинговые мероприятия организации.
4. Финансовое состояние организации:
- размер уставного капитала и его структура;
- структура активов и привлечённых ресурсов организации;
- структура доходов и расходов, рентабельность организации;
- порядок распределения прибыли;
- -ликвидность баланса, показатели и состояние.
5. Риски в деятельности организации:
- виды рисков, связанных с деятельностью организации;
- оценка рисков;
- управление рисками в организации, используемые методы.
6. Организация бухгалтерского учёта в организации:
- структура учетных подразделений;
- порядок отражения в учете конкретных операций;
- документальное оформление операций;
- структура бухгалтерского баланса организации;
7. Налогообложение организации:
- виды налогов, уплачиваемых организацией;
- порядок исчисления и уплаты налогов.
8. Отчётность организации:
- финансовая отчетность, состав, содержание, сроки ее
предоставления;
- статистическая отчетность, формы, содержание, порядок
предоставления.
Изучение указанных вопросов целесообразно провести за несколько периодов деятельности предприятия (2-3 года).
Во время прохождения практики студенты должны научиться: 1. Обрабатывать и анализировать экономическую информацию:
составлять аналитические таблицы, характеризующие деятельность организации;
читать балансы, оценивать состояние активов и пассивов;
оценивать соответствие деятельности организации нормативно-правовой базе;
документально оформлять результаты анализа, готовить индивидуальные и коллективные решения, оптимизировать их с учётом экономических последствий и требований деловой этики;
оформлять необходимую документацию, в т.ч. отчётную, бухгалтерскую и статистическую;
использовать современную оргтехнику, в т.ч. специальную. 2. Практически осуществлять операции, характерные для организации, в которой студент проходит практику.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Отчет о преддипломной практике должен содержать:
Титульный лист установленного образца (см. Приложение 3) с подписью руководителя от организации и печатью организации
Содержание - где отражается перечень вопросов, раскрываемых в отчете.
Введение - где отражаются цель, задачи и направления практической работы студента в организации.
Основная часть - где рассматривается, как в конкретной организации осуществляется работа по направлениям, указанным в содержании преддипломной практики.
По согласованию с руководителем от университета перечень вопросов, изучаемых во время прохождения преддипломной практики может быть откорректирован с учетом специфики деятельности организации - базы практики.
Заключение содержит основные выводы и результаты проделанной работы, возможно предложение конкретных мероприятий по совершенствованию деятельности организации.
Список литературы - при прохождении практики и подготовке отчета необходимо использовать нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации, а также ее внутренние документы и отчеты.
Приложения - где представляются различные документы и формы отчетности, которые оформляются в процессе работы экономических подразделений организации и наглядно иллюстрируют информацию, содержащуюся в отчете.
Наличие приложений, содержащих документы, заполненные условными данными (но не пустые бланки) обязательно и в основной части отчета должна быть ссылка на каждое приложение.
Договор и командировочное удостоверение установленного образца, оформленные надлежащим образом (являются обязательными сопроводительными документами к отчету о практике).
При написании отчета о практике необходимо соблюдать правила оформления, которые представлены ниже.
Отчет о преддипломной практике оформляется на листах формата А4. Содержание излагается грамотно, четко и логически последовательно. Работа выполняется машинописным способом с соблюдением полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Шрифт - Times New Roman, кегль - 14, межстрочный интервал - 1,5. Общий объем отчета о преддипломной практике - от 25 до 30 страниц (без учета приложений).
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (номер страницы на нем не проставляется), арабскими цифрами вверху справа.
Каждый раздел отчета начинается с новой страницы. Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами и располагают по центру страницы. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов во всех заголовках не допускаются. Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам.
Цифровой материал оформляется в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь свой порядковый номер и название. Название таблицы располагается по центру. В тексте обязательно должна быть сделана ссылка на нее, которая может быть оформлена следующим образом: «... результаты данного исследования приведены в таблице 2» или «... результаты данного исследования (таблица 2) показали, что...».
Таблица 2 Основные показатели деятельности организации
Показатели | Абсолютный прирост | Темп роста | ||
Объем реализованной продукции, млн. руб. | 374,24 | 388,0 | 13,76 | 1,04 |
Балансовая прибыль, млн. руб. | 79,44 | 92,88 | 13,44 | 1,17 |
Наряду с материалом, оформленным в виде таблиц, данные можно представлять в виде рисунков. Нумерация рисунков (также как и таблиц) допускается как сквозная по всему отчету, так и отдельно по разделам. Например, рис. 1.4. (первый раздел, четвертый рисунок). Но при этом необходимо помнить, что в отчете должен быть использован только один принцип нумерации таблиц и рисунков. Название рисунка в отличие от заголовка таблицы располагают под рисунком по центру.
Ссылки на литературу можно оформлять одним из двух способов:
1) в квадратных скобках, с указанием номера источника в списке литературы и страницы, например: [4, с. 28].
2) подстрочные ссылки, которые располагаются внизу страницы под чертой и включают в себя: фамилию и инициалы автора, название книги,
наименование издательства, год выпуска и количество страниц.
Отчет о преддипломной практике должен быть аккуратно оформлен и скреплен.
Отчёт, заверенный подписью руководителя от организации и печатью организации, со всеми сопроводительными документами передаётся руководителю практики от университета для проверки и защиты в сроки, установленные графиком учебного процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДОГОВОР №_
Тюмень «__ » ______ 2008 г.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет», именуемый в дальнейшем «Университет», в лице директора МИФУБ В.В. Зыкова, работающего на основании Доверенности № 01-1/1103 от 14.04.2008 года, и с другой стороны
(наименование предприятия, организации, учреждения), именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице
(Ф.И.О., должность)
действующего на основании___________ заключили настоящий договор о нижеследующем:
Предмет договора
Стороны принимают на себя обязательства организовать практику (производственную и преддипломную) студентов университета.