Подготовка специалистов в области менеджмента качества в России




 

Для проведения работы в области качества необходимы квалифици­рованные специалисты, способные выполнять все виды работ по обес­печению, контролю и улучшению качества.

Работа в области менеджмента качества в немалой степени зави­сит от уровня подготовки специалистов и координации их действий Функции координатора может успешно выполнить лишь такой сотрудник, который наряду с базовой инженерной подготовкой по профилю основного производства имеет специальную подготовку в области менеджмента и владеющий знаниями по управлению каче­ством.

Обучение приемам и методам работы по качеству не является изо­лированной дисциплиной, предназначенной исключительно для спе­циалистов в области качества. Данная проблема носит междисципли­нарный характер и касается всех сфер производственно-хозяйственной деятельности. Программа образования должна включать не только об­щетехнические, инженерные дисциплины, но и такие предметы, как психология, социология, иностранный язык, изучение национальных и профессиональных традиций и конечно специальные разделы мате­матики, экономики и т. д.

Преподавание основ всеобщего управления качеством в 80-е гг. вошло неотъемлемой частью в учебные планы многих университетов, школ бизнеса, а также колледжей и средних школ Западной Европы и США. Одним из первых в 1976 г. внедрил эти курсы Университет Линкопинга в Швеции (Linkoping Institute of Technology), который к 1983 г. уже имел профессуру по управлению качеством.[9]

Внимание вопросам подготовки специалистов в области качества уделяется большое внимание во всех странах с развитой рыночной, экономикой. В условиях конкуренции на рынке труда предпочтение отдается специалисту, имеющему хорошую базовую инженерную под­готовку и владеющему теорией и практическими приемами решения проблем качества в конкретных условиях производства.

Во всем мире резко возрос спрос на специалистов-профессиона­лов качества. Так, в Европе и США подготовка профессиональных менеджеров качества (Quality Professional) идет в основном по двум направлениям:[10]

- за счет получения специального второго высшего образования (инженер по качеству);

- за счет создания системы непрерывного обучения работников всех категорий, от которых зависит обеспечение качества продукции и услуг.

У нас в стране, по аналогии со вторым из указанных направле­ний, в МВТУ им. Н.Э. Баумана была сделана попытка ввести курс, содержащий необходимый объем знаний как о качестве в целом, так и о конкретных путях его достижения по-своему для каждой профес­сии и каждого должностного уровня.

Всех специалистов, проходящих такое обучение, по их отношению к работе по качеству на предприятии можно условно разделить на три категории:

- первая (QI) − специалисты службы качества, отдела техническо­го контроля, испытательных подразделений;

- вторая (Q2) − специалисты проектных и конструкторских под­разделений, производственных цехов и участков; технологи; руково­дители кружков качества;

- третья (Q3) − специалисты служб маркетинга, плановой, фи­нансово-бухгалтерской, кадровой, материально-технического снабже­ния, сбыта, технического обслуживания и т. д.

По должностям обучающиеся представляют укрупненно три уров­ня:

- первый (А) − высшее звено руководства предприятием (органи­зацией) - директор и заместители директора;

- второй (В) − руководители служб, отделов и цехов предприятия;

- третий (С) − цеховой персонал, специалисты служб.

Таким образом, можно было составить девять вариантов обучения с сочетанием различных тематических модулей.

Что касается первого направления − подготовки профессионалов по качеству, то в Европе эта работа проводится в соответствии с Ме­морандумом Генеральной Ассамблеи Европейской организации по качеству (ЕОК), принятом в 1993 г. Тогда он включал три квалифика­ционных уровня персонала по качеству:

- инженер по качеству,

- менеджер по системам качества,

- аудитор по качеству.

В настоящее время в перечень ЕОК входит 17 профессий, 13 из которых должны иметь университетское базовое образование (Приложение В).

Вопросам подготовки специалистов в области качества уделяется большое внимание не только за рубежом, но и в нашей стране. Задача по подготовке таких специалистов решается не только в отдельно взя­тых организациях, но и на региональном и межотраслевом уровне.

В Приложении Г представлена многоуровневая система подготовки кадров по менеджменту качества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В последнее время Минобразования и науки РФ, взаимодействуя с научно-технической общественностью России, принимает меры по усилению подготовки молодых специалистов по вопросам качества. Но все же это лишь первые шаги. Нужно добиваться, чтобы они стали новым и устойчивым началом. В числе ключевых вопросов, которые послужат формированию такого начала, можно выделить два:[11]

- создание системы постоянной и эффективной подготовки рабочих, специалистов и научных работников в области качества;

- внедрение содержательной основы процесса обучения в области качества на всех уровнях образования.

Дать полные ответы на эти вопросы в рамках данной статьи невозможно. Тем не менее допустимо предпринять попытку изложить подходы и рассмотреть ряд содержательных фрагментов, которые могут принести пользу при совершенствовании обучения и подготовки персонала в области качества.

Основные требования к направленности содержания подготовки кадров и повышению их квалификации в период обучения и производственной деятельности в зависимости от жизненных этапов могут быть сформулированы следующим образом.

Этап I — период дошкольного воспитания. Ребенку прививаются навыки аккуратности, опрятности в одежде, бережливости к игрушкам, созидательности, любовь к красоте окружающего мира природы и мира вещей. Последовательно внушается мысль, что он может и должен все делать красиво — качественно.

Этап II — период неполного среднего образования. На базе исходных научных сведений развиваются навыки аккуратности, опрятности, любви к красоте и т. п. Даются исходные представления о качестве как о стороне каждого предмета или явления природы, продукта человеческого труда, деятельности. Обращается внимание на историческую традицию высокого качества в России и мировых достижений в области качества. Подчеркиваются качественные составляющие, качественные проявления преподаваемых дисциплин, предметов.

Этап III — завершающий период общего среднего образования. Продолжается работа в направлении познания качества, определившегося на этапе II. Объясняется, что социальное, эстетическое, нравственное и экономическое значение высокого качества привело в наше время к развитию научных основ обеспечения и управления качеством — теория надежности, квалиметрия, статистические методы и др. Обеспечивается знакомство с основными положениями законодательной базы обеспечения качества и защиты прав потребителя. Даются основные знания о стандартизации, метрологии, единой системе измерений, сертификации.

Этот этап имеет исключительное значение, так как должен закончить формирование такой суммы знаний о качестве, которой будет руководствоваться молодой человек при выборе дальнейшего профессионального образования или деятельности. По этой причине содержание этого этапа требует глубокой проработки и отражения в учебных программах среднербразовательных школ с возможной постановкой вопроса о специальном экзамене, собеседовании или какой-либо иной форме проверки готовности выпускников школы к правильному выбору.

Этап IV — период овладения основами выбранной рабочей профессии. В этот период наряду: с приобретением знаний и навыков по технологическому профилю следует дать будущему рабочему знания о статистических методах контроля качества, о механизме управления качеством, о составе и структуре систем управления качеством и о формах и методах работы подразделений качества.

Этап V — период подготовки молодого специалиста в стенах вуза. Этап относится к подготовке специалиста как инженерного уровня для служб стандартизации, метрологии, управления качеством, маркетинга, так и для работы в специализированном производстве той или иной отрасли народного хозяйства.

Этап V — период "созревания" для занятий научной работой в области качества (имеется в виду учеба в аспирантуре). Этим раскрывается предназначение и характер этапа VI.

Этап VI — подготовка к профессиональной научной деятельности в звании кандидата наук в определенной области науки о качестве.

Этап VIII — период "созревания" для достижения наивысшей научной квалификации в области проблематики качества. Образовательная система, только что описанная поэтапно, сопровождается системой переподготовки и повышения квалификации в области качества. Только их единство может дать высокий эффект, так как время "старения" полученных знаний устойчиво сокращается быстрыми темпами.

Наш подход к организации системы непрерывного образования в области качества исходит из следующих принципиальных положений:

1) системное, комплексное приобретение знаний и навыков всеми участвующими в производственной, коммерческой, управленческой деятельности, во всех сферах бизнеса по обеспечению высокого качества продукции, товаров и услуг;

2) методическое обеспечение преемственности и эстафетного наращивания знаний и навыков в области качества;

3) глубокое раскрытие и эффективное использование природы и механизмов влияния на качество в интересах высокой эффективности при минимальных затратах;

4) объединение усилий научно-технической общественности и органов государственного управления образованием;

5) необходимость усиления подготовки преподавательских кадров как в вузах, так и в среднее школе по проблематике качества;

6) активизация подготовки научных кадров по управлению и обеспечению качества, стандартизации и сертификации.

Система непрерывного образования позволит упорядочить работу множества образовательных структур, которые стали активно создаваться в последнее время. Дело заключается в том, чтобы не упразднить или заменить отдельные структуры, а чтобы эти структуры, преодолев разобщенность, а в отдельных случаях и нездоровую конкуренцию, эффективно взаимодействовали между собой. Для работы в этих образовательных структурах в рамках системы следует организовывать переподготовку преподавателей и специалистов и эффективнее использовать их интеллектуальный потенциал. Система сыграет важную роль в переподготовке персонала предприятий, окажет практическую помощь в освоении всего нового в организации управления качеством.

Успешное создание и эффективное функционирование такой крупной системы потребует не только значительных усилий, но и решения многих новых методических, организационных, технических и кадровых вопросов.

Обучение качеству необходимо начинать с дошкольного возраста, и оно должно стать постоянным и всеобщим процессом, т. е. каждый гражданин России должен знакомиться со следующими уровнями познания качества:

- азбука качества;

- арифметика качества;

- элементарная математика качества;

- высшая математика качества;

- философия и методология качества;

- управление и обеспечение качества, в том числе прогнозирование, планирование, организация, мотивация, затраты, контроль, аудит, улучшение (конкурентоспособность), сертификатопригодность (разработка, создание, внедрение), сертификация (эксплуатация), реновация, утилизация.

При написании этого материала мы исходили из известного положения о том, что наряду с количеством все предметы и явления, созданные природой или трудом человека, объективно обладают и качеством, т, е. качество образования — это качество жизни.

С 90-х гг. прошлого века число вузов в стране увеличилось в два с лишним раза, а численность студентов — почти в 2,5 раза. Сегодня в них учится более 7 млн. студентов. Если в Советское время на 10 тыс. чел. населения приходилось около 170 студентов вузов, то сегодня — более 480. Основной прирост произошел за счет открытия негосударственных университетов и академий и увеличения числа коммерческих студентов.

В настоящее время более 90 вузов страны осуществляют подготовку инженеров-менеджеров по названной специальности в рамках специализаций: управление качеством в производственно-технологических системах, в социально-экономических системах, в сфере быта и услуг, в экологических системах, в информационных системах. По оценкам различных информационных агентств, в среднем по стране конкурс при поступлении на данную специальность составляет семь человек на одно бюджетное место. Сегодня российский кадровый рынок испытывает острый дефицит высококвалифицированных менеджеров в области качества.

Получение дополнительного образования в области качества по­зволяет российским производителям организовывать свою работу с учетом требований мирового сообщества, что способствует повыше­нию конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.

 

Заключение

 

 

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Статья 20 Федерального закона "О техническом регулировании" устанавливает, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом добровольная сертификация является формой добровольного подтверждения соответствия, а декларирование соответствия и обязательная сертификация - формами обязательного подтверждения соответствия.

Цели подтверждения соответствия перечислены в ст. 18 Федерального закона "О техническом регулировании". К таковым отнесено: удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

В настоящее время в РФ действуют 16 систем обязательной сертификации, основная из которых - ГОСТ Р, и около 250 добровольных системы сертификации. Сейчас только по Москве действуют около 400 органов по сертификации в системе ГОСТ Р и свыше 100 органов в добровольных системах.

Органы по сертификации в системе ГОСТ Р, созданные на базе ведущих организаций Госстандарта (ВНИИС, ВНИИНМАШ, ВНИИСтандарт, Ростест, ВНИИЦСМВ), охватывают практически все области сертификации.

Наряду с российскими, получили также аккредитацию в системе ГОСТ Р и зарубежные органы по сертификации (общество по сертификации в Европе " DIN GOST TUV", отделения и лаборатории швейцарской фирмы "SGS", Венгерское А/О "Мертконтроль", информационно-сертификационный Центр Госстандарта РФ в г.Прага).

В России можно выделить следующие наиболее крупные системы сертификации: ГОСТ Р, «Оборонсертифика», «Интерсертифика»,«Русский регистр», «Газпромсерт», «Мосстройсертификация», "СЕРТИФИКА-ТЕСТ", Институт Систем Качества.

Среди региональных центров по сертификации можно выделить Институт систем качества в г. Екатеринбурге, Центр «Остест» г. С-Петербург, ССЦ & NQA г.Томск, Приморский центр сертификации и стандартизации г. Владивосток.

Из зарубежных фирм, занимающихся сертификацией в России, наиболее крупными и известными являются транснациональные компании TUV (Германия), Bureau Veritas (Франция, Англия), SGS (Швейцария), Дэт Норске Веритас (DNV Норвегия)a, IQ-Net (международная), «Бюро Серт Интернэшэнл», Moody International (мультинациональная).

Развитие управления качеством на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. Управление качеством, возникшее в ответ на объективную потребность человечества в высококачественном продукте и технологиях, ориентируется в наши дни на достаточное качество жизни.

Мерилом качества жизни является качество образования: уровень научной, культурной и профессиональной подготовки выпускников вузов. Качество образования — важнейшая задача, которую можно решить путем реализации следующих направлений и мероприятий:

1) совершенствование технологии формирования контингента первокурсников на основе создания новой системы профориентации во всех регионах Российской Федерации, организации в вузах специальных школ, отделений и курсов, укрепления связей с профессиональными училищами и средними специальными учебными заведениями, а также создания центров непрерывного образования по управлению качеством;

2) переход на новую структуру образования, предусматривающую наряду с изменением содержания, форм и методов обучения существенное увеличение сроков реализации образовательных программ по управлению и обеспечению качества;

3) повышение качественного уровня профессорско-преподавательского состава за счет;

4) развитие международных связей системы высшего образования.

Вхождение России в мировое экономическое сообщество неминуемо требует пересмотра еще сохранившихся установок в мировоззрении и образовании в области качества. Сегодня недопустимо трактовать образование в области качества как некоторое приложение к образовательному процессу. Абсолютным архаизмом в настоящее время представляются попытки рассматривать проблемы качества и искать их решения только на технологическо-производственном поле, поскольку эти проблемы являются фундаментальным, системным определителем социальной политики, опорным обоснованием стратегии бизнеса и развития экономики страны в следующем столетии.

В настоящее время разрабатываются проекты новых государственных образовательных стандартов, определяющих минимум требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальностям: "Экологическое управление качеством", "Инжиниринг качества", "Информационно-интегрированные системы технологии управления качеством", "Менеджмент качества" (второй уровень профессионального образования).

На выходе также образовательный стандарт по подготовке бакалавров в области качества и магистерские программы, предусматривающие получение квалификации "менеджер систем качества".

В рамках дополнительного образования можно получить послевузовскую подготовку - менеджер систем качества или инженер в области качества - в зависимости от предшествующего образования, что соответствует второму диплому российского образования или диплому о смене профессиональной деятельности.

Первым шагом к построению системы образования в области качества должна стать Федеральная программа по непрерывному образованию в области качества. Основным компонентом федеральной программы является многоуровневая комплексная система непрерывного образования в области качества. Эта система должна реализовать Федеральную программу на уровне школьного, среднего специального, высшего образования при повышении квалификации, переподготовке и цикловой подготовке специлистов, подготовке кадров высшей квалификации, проведении научных исследований и разработок в области проблем качества. Многоуровневая система непрерывного образования в области качества должна строиться на основе принципов непрерывности и преемственности процесса образования, интеграции системы высшего и послевузовского профессионального образования, определенных Федеральным законом "О высшем и послевузовском образовании" от 22.08.96 №125 - ФЗ.

 

Список литературы

 

 

1. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 212 с.
2. Бойцов Б. В., Шленов Ю. В., Азаров В. Н., Крянев Ю. В., Капырин В. В. Комплексная система непрерывного образования в области качества // Режим доступа: https://www.allmedia.ru
3. Варакута С. А. Управление качеством продукции: учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2006. - 207 с.
4. Герасимов Б. И. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. – 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2007. – 270 с.
5. Горбашко Е. А. Управление качеством: учебник / Е. А. Горбашко. – М.: Издательство «Юрайт», 2012. – 463 с.
6. ГОСТ Р ИСО 10011-1-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка. – СПС-КонсультантПлюс, 2012.
7. ГОСТ Р ИСО 10011-2-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов. – СПС-КонсультантПлюс, 2012.
8. ГОСТ Р ИСО 10011-3-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок. – СПС-КоонсультантПлюс, 2012.
9. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – СПС-КонсультантПлюс, 2012.
10. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – СПС-КонсультантПлюс, 2012.
11. Гуськова Н., Салимова Т. Подготовка специалистов в области управления качеством: необходимость, проблемы и перспективы // Стандарты и качество, 2010, № 3. – Режим доступа: https://www.stq.ru
12. Ефимов В. В. Средства и методы управления качеством: учеб. пособие для вузов / В.В. Ефимов. – М.: КноРус, 2007. – 225 с.
13. Кане М. М., Иванов Б. В. Корешков В. И. Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
14. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
15. Мазур И. И. Управление качеством / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 400 с.
16. Миронов М. Г. Управление качеством: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 288 с.
17. Михеева Е. Н. Управление качеством: учебник / Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2012. – 532 с.
18. Окрепилов В. В. Менеджмент качества. В 2-х т. – СПб.: Наука, 2007.
19. Окрепилов В. В. Менеджмент качества: учебник. – СПб.: Наука, 2003. – 992 с.
20. Окрепилов В. В. Эволюция качества / В. В. Окрепилов. – СПб.: Наука, 2008. – 744 с.
21. Постановление Правительства РФ от 13.04.2005 N 214 "Правила организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи". – СПС-КонсультантПлюс, 2012.
22. Приказ Минпромэнерго РФ от 22.03.2006 N 54 "Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов". – СПС-КонсультантПлюс, 2012.
23. Ребрин Ю.И. Управление качеством: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 174 с.
24. Скрипко Л. Е. Экономическое управление качеством: теория и методология. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
25. Стандартизация и управление качеством продукции: учебник для вузов / В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 487 с.
26. Тебекин А. В. Управление качеством: учебник / А. В. Тебекин. – М.: Издательство «Юрайт», 2011. – 371 с.
27. Управление качеством: учебник для вузов / под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 352 с.
28. Шестопал Ю. Т., Дорофеев В. Д. Шестопал Н. Ю., Андреева Э. А. Управление качеством: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2011. – 331 с.
29. Щепетова С. Е. Менеджмент и экономика качества: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 512 с.
30. Экономика качества. Основные принципы и их применение / под ред. Дж. Кампанеллы. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.
31. www.raexpert.ru
32. www.nesq.ru

 

Приложение

 


[1] Стандартизация и управление качеством продукции: учебник для вузов / В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – с. 231-232.

[2] Тебекин А. В. Управление качеством: учебник / А. В. Тебекин. – М.: Издательство «Юрайт», 2011. – с. 356.

[3] Горбашко Е. А. Управление качеством: учебник / Е. А. Горбашко. – М.: Издательство «Юрайт», 2012. – с. 420.

[4] www.nesq.ru

[5] Кане М. М., Иванов Б. В. Корешков В. И. Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – с. 380.

[6] В соответствии со ст. ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

[7] www.raexpert.ru

[8] Источник: "Эксперт РА", по данным участников рэйтингов за 2011, 2010, 2009 и 2008 гг.

[9] Окрепилов В. В. Менеджмент качества. В 2-х т.; Т. 1. – СПб.: Наука, 2007.- с. 566.

[10] Гуськова Н., Салимова Т. Подготовка специалистов в области управления качеством: необходимость, проблемы и перспективы // Стандарты и качество, 2010, № 3. – Режим доступа: https://www.stq.ru

[11] Бойцов Б. В., Шленов Ю. В., Азаров В. Н., Крянев Ю. В., Капырин В. В. Комплексная система непрерывного образования в области качества // Режим доступа: https://www.allmedia.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: