Методы управления проблемными кредитами в коммерческом банке




Кафедра банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий

 

 

Курсовая работа по теме «Критерии проблемных кредитов»

Выполнила:

студентка 3 курса 172 группы

Денисова Владислава

Преподаватель:

Самойлова В.А.

Санкт-Петербург


2019


Оглавление

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования понятия "проблемные кредиты". 4

2. Классификация и учет проблемных кредитов. 13

3. Методы управления проблемными кредитами в коммерческом банке. 18

4. Этапы работы банка с проблемными кредитами. 24

Заключение. 30

 

 

 

Введение

Кредитные операции коммерческих банков сопровождаются высоким риском, поэтому важным показателем, характеризующим рынок кредитования, является качество ссудной задолженности банков. В результате ухудшения качества кредитного портфеля возникают проблемные кредиты - задолженность, по которой не выполняются обязательства со стороны заемщика в срок или в полном объеме или же стоимость обеспечения, по которой значительно снизилась.
Данный актив отрицательно отражается на деятельности коммерческого банка и может привести к значительным убыткам. Поэтому работа с проблемной задолженностью является одной из важнейших задач банковского менеджмента.
Проводя ссудные операции, коммерческие банки из года в год стремятся наращивать свои активы. Это позволяет им расти, развиваться и укреплять с вои позиции на рынке. Банки размещают все больше средств с целью получить больше доходов. Но с увеличением выданных кредитов увеличиваются и объемы проблемной задолженности.
Цель работы – анализ критериев проблемных кредитов.
Задачи работы:
1. Изучить сущность проблемных кредитов, их причин и форм.
2. Проанализировать процесс выявления проблемных кредитов.
3. Рассмотреть деятельность банков по минимизации объемов проблемных кредитов.


1. Теоретические аспекты исследования понятия "проблемные кредиты"

В процессе реализации банком кредитной политики при обеспечении возвратности кредита весьма значительную роль играет работа с "проблемными" кредитами. К "проблемным" относят кредиты, по которым заемщик не выполняет свои обязательства или произошло значительное снижение стоимости обеспечения. Управление "проблемными" кредитами является одним из важнейших аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с "проблемными" кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.

Проблемные кредиты чаще всего являются результатом возникновения у клиентов денежных проблем. Финансовый кризис у клиента может проявиться внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления.

Ухудшение качества кредита нужно выявить еще на ранней стадии, тогда у банка еще будет достаточно способов для выправления ситуации. В кредитной политике должны быть четко указаны действия банка в случае проблемных кредитов.

Существуют следующие признаки "проблемных" кредитов.

1. К организационным признакам относят:

- необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно значительны, если в кредитном договоре указаны условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;

- нежелание заемщика дать детальное разъяснение финансовой отчетности. В таком случае кредитному специалисту нужно тщательно провести анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;

- резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;

- радикальные изменения в составе руководителей предприятия-заемщика;

- возникновение нестабильности на рынке, где заемщик осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность;

- частые смены телефонных номеров, юридического адреса, места нахождения и т.д.;

- достаточно длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками организации;

- просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам.

2. Экономические (финансовые) признаки "проблемных" кредитов.

Финансовые признаки проблемного кредита проявляются при анализе финансовой отчетности заемщика и его бухгалтерской отчетности при проведении проверок на предприятии заемщика (данные проверки проводятся кредитным специалистом во время действия кредитного договора). В механизме возвратности кредита этот этап представляется наиболее ответственным. Экономические (финансовые) признаки проявляются в ухудшении показателей, полученных в результате анализа ликвидности, платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности.

Чтобы своевременно и оперативно выявить подобные негативные моменты кредитные специалисты ведут постоянный мониторинг кредитной сделки, анализируют хозяйственно-финансовую деятельность заемщика, проводят комплексные проверки наличия, состояния и достаточности принятого обеспечения в соответствии с требованиями нормативных документов, которые действуют в банке.

Существуют следующие источники информации о подобных кредитах и заемщиках: данные анализа финансового состояния заемщика, перечня документов на выдачу кредитов и обслуживания долга, плана мероприятий по обслуживанию кредитного договора; результаты проверок на местах, информация, полученная от других подразделений банка, информированных о кредитном портфеле головного офиса и филиалов банка, в т. ч. клиентских; сведения в средствах массовой информации и др.

Так же рассмотрим причины возникновения проблемных кредитов:

1. нецелевое использование кредита;

2. падение оборотов по кредиту;

3. проведение кредитования с нарастающим итогом;

4. поступление негативной информации о заемщике со стороны службы экономической защиты Банка, деловых партнеров, других банков;

моральное и физическое старение залогового имущества;

5. ухудшение финансового состояния Гаранта или Поручителя заемщика;

6. задержка или неполная выплата процентов за пользование предоставленными кредитными средствами.

В независимости от того, относят ли признаки "проблемного" кредита к финансовым или нефинансовым, ответственный кредитному специалисту необходимо предпринять следующие меры, которые помогут разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:

- провести полный анализ финансового обеспечения кредита заемщика и составить заключение;

- собрать полный объем информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;

- ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного отсутствия поступлений средств на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;

- проверить правильность юридического оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;

- изучить возможность получения обеспечения в случае, если кредит не обеспечен. Банк - финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывает финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк - это коммерческое юридическое лицо, которое: создано в целях извлечения прибыли, имеет право осуществлять банковские операции, имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, действует на основании специального разрешения (лицензии) Банка России, не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.

Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.

Процесс банковского кредитования разделяют на несколько этапов, при этом на каждом из них уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения:

1. рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;

2. изучение кредитоспособности клиента;

3. подготовка и заключение кредитного договора;

4. кредитный мониторинг.

Рассмотрение кредитной заявки.

Потенциальный заемщик приходит на беседу с кредитным инспектором с кредитной заявкой, которая включает в себя исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена.

В банках кредитная заявка идет на рассмотрение вместе с пакетом необходимых документов.

К ним относятся:

1. нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика;

2. финансовый отчет, включающий баланс предприятия заемщика и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс показывает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и убытков охватывает годичный период и дает подробную информацию о доходах и расходах компании, ее чистой прибыли, распределении и отчислении прибыли в резервы, выплатах дивидендов и т.д.

3. отчет о движении кассовых поступлений. Отчет отражает использование дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.

4. внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно;

5. данные внутреннего оперативного учета. Эти данные, которые содержатся в сводках, подготовленных для руководства компании - заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.

6. прогноз финансирования, включающий оценки будущих продаж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях;

7. налоговые декларации, как важный источник дополнительной информации;

8. бизнес-план.

Важнейшей частью анализа любой заявки и сопроводительных документов, а так же результатов бесед является определение наиболее верного и точного представления о заемщике и его кредитоспособности.

В конечном итоге, кредитный специалист принимает решение о продолжении работы с потенциальным заемщиком или отказе ему.

Оценка кредитоспособности подразумевает, прежде всего, использование показателей, которые охарактеризуют деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности.

В процессе оценки кредитоспособности используются различные источники информации:

а) материалы, полученные непосредственно от клиента;

б) материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

в) сведения, сообщенные теми, кто сотрудничал с клиентом (поставщики, кредиторы, потребители, кредитные организации и т.д.);

г) учетные и другие материалы частных и государственных учреждений (отчеты о кредитоспособности, справочники по инвестициям и т.д.).

Для анализа финансового состояния клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку используют множество различных методик.

Среди разнообразных методик обращает на себя внимание подход к этому вопросу Центрального банка РФ.

Определяя надежность коммерческих банков, ЦБ РФ применяет систему оценки их финансового состояния, базируясь:

- на расчете обязательных нормативов;

- на анализе общей финансовой отчетности, критериев проблемных коммерческих банков и системы показателей их деятельности.

Эти системы оценки используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные балансов банков, отчетов о прибылях и убытках (форма № 2), оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая отчетность, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, другие формы отчетности и другая имеющаяся информация о деятельности банка.

Заключение кредитного договора.

Кредитный договор - соглашение, по которому банк или другая кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.

Структура и форма кредитного договора.

По законодательству РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Структура же кредитного договора законом не регламентируется, и на практике он, как правило, имеет следующие разделы:

- вводная часть;

- общие положения;

- предмет договора;

- условия предоставления кредита;

- условия и порядок расчетов;

- права и обязанности сторон;

- прочие условия;

- юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.

В вводной части отражаются официальные наименования сторон, указанные в свидетельствах о регистрации и выдаче лицензии. При заполнении следует обратить внимание на правильность их написания. Так же фиксируется дата и место подписания сделки.

Договор считается заключенным, когда сторонами достигнуто согласие по всем его существенными условиями.

Первое условие: предмет договора.

В нем фиксируется договоренность сторон о сумме кредита. Она определяется финансовыми потребностями и возможностями кредитора и заемщика.

Второе условие: сроки и цели кредита.

В договоре фиксируется срок сделки, который определяет временные границы пользования кредитными средствами, погашения основной суммы кредита и %.

Срок кредита наступает на следующий день после календарной даты с момента заключения договора.

По срокам представления делятся:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (от 1 до 5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

Сроки получения и возврата кредита по договору могут начисляться с момента:

- заключения договора;

- перечисления денежных средств кредитором или заемщиком;

- поступление средств заемщику или кредитору.

В кредитном договоре должны быть четко определены даты получения и возврата кредита.

В случаях, когда срок возврата кредита договором не установлен или не определен моментом востребования, суммы кредита возвращаются заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления кредитором требований об этом.

В кредитном договоре должна быть указана не одна цель, а несколько или общее направление использования кредита.

Третье условие: ставки по кредиту.

При определении ставки по кредиту надо учитывать разные факторы.

Также как: а) стоимость для банка привлеченных средств (депозитов и кредитов); б) надежность заемщика и степень риска, связанного со ссудой; в) расходы по оформлению и контролю за погашением кредита; г) характер отношений между кредитором и заемщиком и др.

Установка ставки по кредиту является одной из наиболее трудных задач.

Существует ряд моделей установления ставки - это "стоимость плюс", "надбавки", "стоимость-выгодность" и др.

И наконец, заключительной части договора необходимо указать реквизиты банка - кредитора и заемщика:

- полное наименование сторон;

- юридический адрес;

- почтовый адрес;

- телефон (факс, телефакс);

- банковские реквизиты сторон;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- регистрационные реквизиты.

Источники погашения кредита бывают первичными и вторичными (или дополнительными). Под первичным источником понимают доход заемщика, для юридических лиц - это выручка от реализации продукции в безналичной и/или наличной формах, для физических лиц - это заработная плата и/или иные виды доходов. Вторичными источниками являются: средства, обещанные гарантом либо поручителем сделки, страховой организацией, выручка от реализации имущества (заложенного).

Порядок использования банками тех и других источников погашения различен. За счет доходов заемщиков погашение кредита регулируется срочным обязательством либо поручением на перечисление соответствующих средств, кредитным договором. Кредит может быть погашен в день наступления срока либо в иной определенный период (при условии, что есть в наличии средства на расчетном счете у клиента). Также может устанавливаться льготный курс погашения кредитов.

Погашение потребительского кредита: рассмотрение общих вопросов погашения потребительских кредитов поможет избежать ошибок. Если имеется просрочка по исполнению заемщиком его обязательств перед кредитором, то размер ежемесячного платежа, как правило, увеличивается на сумму штрафов и (или) пеней. То есть часть ежемесячного платежа используют для выплаты штрафов и (или) пеней, размер платежа в этом случае увеличивается на сумму данных санкций. При выявлении недостаточности средств заемщика, чтобы исполнить обязательства по договору полностью (в полном объеме), то, как правило, очередность погашения требований кредитора такова:

- сперва происходит возмещение издержек кредитора, которые связаны с получением исполнения обязательства заемщика;

- выплата % по кредиту;

- выплата основной части взятого кредита;

- выплата по санкциям (пеням, штрафам) за просроченные выплаты в счет % и за аналогичные выплаты в счет основной части кредита;

- необходимость обеспечения просроченных выплат в счет уплаты процентов и в счет основной части кредита.

Исходя из выше изложенного, можно понять, что проблемные кредиты играют весьма значительную роль в деятельности коммерческого банка. Необходимо тщательно и серьезно подходить к данному вопросу уже на ранней стадии. Наличие проблемных кредитов и неправильный подход к управлению такими кредитами может привести к нестабильному состоянию банка, а так же и к прекращению своей деятельности. Каждое мероприятие, направленное на снижение такого риска, может предотвратить возникновение проблемных кредитов. Поэтому необходимо серьезно подходить к такому вопросу, как управление проблемными кредитами.


2. Классификация и учет проблемных кредитов

Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты требуют применения таких процедур, как их классификация по степени риска, создание резервов под них, учет проблемных кредитов, а также списание кредитов. Указанные процедуры описываются ниже.

Классификация активов. Все большее число банков классифицируют кредитные риск по каждому кредиту в момент его предоставления. Исходная классификация и рейтинг позволяют банкам балансировать риск своих кредитных портфелей и сообщать о первоочередных направлениях проверок. При появлении каких-либо проблем классификации меняется в зависимости от степени риска и вероятности погашения кредитов. Банки сами классифицируют свои кредиты в соответствии с установленными органами надзора нормами. Такая классификация может быть скорректирована, если в результате проведенной регулирующими органами проверки будет установлено, что классификация была слишком «мягкой». Проблемные кредиты могут классифицировать также с точки зрения возможности их «спасения».

Создание резервов. После того как были выявлены проблемные активы, банку следует создать адекватные резервы против возможных убытков.

Правила создания резервов и списания кредитов могут быть и обязательными, и рекомендательными – это зависит от банковских правил, устанавливаемых органами надзора, а также от налогообложения. В странах, где отсутствуют жесткие нормы классификации активов, банки часто сами устанавливают уровень кредитов, по которым прекращают начисление процентов, размеры резервов по кредитам и убытки. Что приводит к неточным данным в финансовых отчетах, к накоплению неявных убытков и в конце концов к большим финансовым затратам.

Российские банки обязаны создавать резервы для покрытия просроченных кредитов. Кроме того, просроченные кредиты оказывают отрицательное воздействие на нормативы ликвидности. Существует компенсирующий фактор, суть которого состоит в том, что увеличение резервов на случай невозврата кредита ведет к уменьшению прибыли банка, а значит, и к уменьшению налога на прибыль. Сокращение расходов наличных средств в период экономической напряженности может оказаться важнее, чем негативное воздействие на показатели ликвидности. Однако по мере спада напряженности, банки захотят в кратчайший срок сократить размеры просроченных кредитов на своем балансе.

Учет проблемных кредитов. Если заемщик не погашает вовремя основную сумму кредита и проценты, то банк должен решить, стоит ли ему отражать кредит в учете по принципу накопления. В отсутствие смягчающих обстоятельств национальные банки в США в случае, если выплаты просрочены более чем на 90 дней, должны отказаться от принципа накопления, и вся сумма начисленных, но не полученных процентов должна быть списана со счета доходов банка. Если они не сделают этого, то размер их доходов будет завышен. И хотя это требование действует во многих странах, практика от страны к стране сильно различается.

Таблица 1 Классификация кредитной политики при управлении кредитами в США

Классификация Подход Отдел банков Частота Частота
Надежная Поддерживать и развивать выгодные отношения Деловой отдел годовая квартальная
Слабая Для компенсации увеличить обеспечение\залог Деловой отдел полугодовая квартальная
Нестандартная Переструктурировать или уйти для восстановления активов банка Отдел восстановления кредитов квартальная месячная
Сомнительная Закрыть кредит, чтобы избежать потерь Отдел восстановления кредитов квартальная месячная
Потери Закрыть кредит, чтобы избежать потерь Отдел восстановления кредитов квартальная месячная
Требования отказа от принципа накопления различаются от страны к стране: начиная от требования принятия немедленных мер в случая неплатежа, и заканчивая рекомендациями банку решать вопрос принятия мер самому или вообще не принимать никаких мер. Учет процентных платежей по кредитам, по которым не проводится начисление, также различен в разных странах. Некоторые банки относят их на счет доходов, более консервативные банки уменьшают их величину сумму основного долга. Учет может различаться также в зависимости от того, работает ли заемщик в частном или в государственном секторе. В некоторых странах кредиты предприятиям государственного сектора учитываются по принципу накопления, так как считаются, что государство, в конце концов, погасит долг. В некоторых странах это разрешено делать только в случае, если имеется правительственная гарантия. Это приводит к тому, что убытки начинают аккумулироваться, что приводит к неплатежеспособности банка и необходимости обращения за финансовой помощью со стороны государства, а также к вытеснению потенциально «здоровых» заемщиков.

Учет овердрафтов. Овердрафты из-за своей гибкости широко используются как в развитых, так и развивающихся странах. Однако управление ими особенно сложно, потому что в этом случае весьма непросто определить, что такое своевременное обслуживание долга. Овердрафтами широко злоупотребляют, капитализируя не заплаченные проценты, что ведет к завышению размера дохода, капитала и активов.

Списание кредитов. Политика банков в этой области очень сильно различается. Обычно решение о том, списывать или не списывать сомнительные или безнадежные долги, принимают сами банки, хотя в некоторых странах это является обязательным. Банки могут решить списать кредит в случае, если им не удается его «спасти» или из соображений налогообложения. Для ведения учета активов по их рыночной стоимости может применяться частичное списание кредитов. В некоторых странах банки не списывают даже безнадежные активы (создавая при этом 100-процнтный резерв) на том основании, что списание лишает их возможности взыскать сумму кредита с заемщика через суд, а заемщик после списания ведет себя так, как будто это обязательство более не существует. В странах, где от банков требуют исчерпать все юридические возможности погашения кредита, прежде чем он будет списан в налогонеоблагаемом порядке (такие положения существуют в законодательстве многих стран), процесс списания кредита растягивается на неопределенный срок.

В российских банках применяются следующая процедура списания безнадежной задолженности. По решению кредитного комитета, согласованному с советом банка, оформляется соответствующий протокол, на основании которого безнадежная ссудная задолженность, а также иная задолженность, нереальная для взыскания, может быть списана с баланса за счет резерва на возможные потери по ссудам, а при его недостатке – с отнесением на убытки. Решение о списании безнадежной задолженности может приниматься только на основании соответствующего решения судебных органов и\или органов исполнительного производства.

Списание ссудной задолженности с баланса банка, как известно, не является ее аннулированием. Указанная задолженность отражается за балансом в течении 5 лет с момента ее списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. При этом банк ежеквартально направляет должнику выписки, подтверждающие наличие просроченных основного долга и начисленных, но не полученных в срок процентов, соответствующих остаткам на внебалансовых счетах.

Суммы списанной задолженности по основному долгу и процентам списываются с соответствующих внебалансовых счетов при их погашении, а также по истечении 5 лет.

Кредит можно списать с баланса путем продажи всех прав на него третьей неаффилированной стороне, например коллекторскому агентству. Обычно, такая продажа осуществляется с большим дисконтом к балансовой стоимости, разница между двумя стоимостями отражается в отчете о прибылях и убытках и соответственно сокращается размер резерва.

Для банка преимущество заключается в том, что некоторые доходы все-таки извлекаются из кредита, а недостаток состоит в том, что передача всех прав на залог может превратиться в серьезную проблему, если документация оформлена неправильно. Существует вероятность того, что купленный кредит будет возвращен банку, если невозможно обеспечить чистоту передачи залога.

Учитывая, что для взыскания просроченной задолженности необходимо задействовать профессиональные навыки и умения, отличные от требующихся банковским работникам, (юристов с опытом ведения дел о банкротстве или телефонных операторов, умеющих справляться с неплательщиками) передача кредита в коллекторское агентство позволяет воспользоваться преимуществами специализации и экономии на масштабе, что в конечном итоге приводит к повышению стоимости проблемного кредита.

В настоящее время наиболее ликвидным рынком для просроченных кредитов является розничный сектор. Портфель может содержать от десятков до тысяч кредитов. Немногие банки обладают достаточным опытом продажи просроченных кредитов, чтобы быть уверенным в своей оценке портфеля. Соответственно, крупные коллекторские агентства предлагают передать им кредит на аутсорсинг. Коллекторское агентство берет за это плату для покрытия своих издержек, а полученный остаток от стоимости кредита делится между коллекторским агентством и банком.

Договор о такого рода сделке может оформляться по-разному, поэтому и отражение кредитов на балансе может быть различным. В большинстве случаев кредиты остаются на балансе банка.

В России общий итоговый объем плохих долгов до сих пор остается основной неизвестной в банковском уравнении. Ведь часто вместо того, чтобы признать кредит невозвратным и сформировать под него резервы, банки договариваются с заемщиком о его реструктуризации, ибо ищут схемы, позволяющие не отражать убытки в балансе, не снижать собственный капитал и ложиться в нормативы. Однако, по мнению экспертов, каждый третий такой кредит окажется дефолтным, да и сами банки не исключают, что половина реструктурированных ссуд может оказаться невозвратной.

К тому же, даже если реструктурированный кредит и будет без задержек обслуживаться заемщиком на новых условиях, поток платежей банку в краткосрочный перспективе все равно сократиться – иначе, зачем заемщикам идти на реструктуризацию? Чем больше банки реструктурируют долгов, тем меньше у них доходов, тем хуже у них ситуация с ликвидностью.

Только после того, как плохие активы будут выведены с балансов банков, оказание государственной помощи будет иметь смысл: у банка останется абсолютно здоровый кредитный портфель, доверие к нему со стороны клиентов и контрагентов на рынке будет восстановлено в полной мере, и ничто не будет препятствовать его дальнейшей кредитной деятельности.

В условиях кризиса любому государству приходиться поддерживать банковскую систему вливаниями капитала. Но наращивание банковского капитала с помощью государственных средств не может восстановить работоспособность банковской системы. Компании реального сектора накопили огромные долги, которые не могут обслуживать в изменившихся условиях, а частично не смогут вернуть никогда. Выход из этой ситуации – и банки, и заемщики должны поделить между собой бремя убытков и расчистить свои баланс


Методы управления проблемными кредитами в коммерческом банке

 

В современной экономической литературе отсутствует единый подход к определению проблемных кредитов коммерческого банка. Формулируя определение в широком смысле, можно дать следующую характеристику — обязательства юридических лиц, по которым выявлены признаки обесценения и/или выявлены факторы, которые могут повлиять на своевременность и полноту погашения. В узком смысле — задолженность по кредитным продуктам, часть которой находится на счетах учёта просроченных ссуд. Проблемные активы коммерческих банков являются одной из ключевых проблем современной банковской системы РФ. Согласно Положения Банка России № 254-П от 26 марта 2004г. в зависимости от финансового положения должника и качества обслуживания долга кредитные организации обязаны формировать резерв на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности в размере 0–100 % от остатка долга. Созданный резерв учитывается в качестве отрицательного фактора при определении финансового результата коммерческого банка. В связи с этим наиболее актуальным становится вопрос урегулирования проблемных активов. Своевременное выявление финансовых затруднений у заемщика в обслуживании долга и градации задолженности требует изучения и систематизации факторов возникновения проблемных кредитов. В американских банках действует целая система, помогающая выявить причины возникновения проблемных кредитов, а также спрогнозировать само их появление. Согласно этой системе, к возникновению сомнительных кредитов приводят факторы, зависящие и не зависящие от банка. К первым факторам относятся все аспекты, связанные с кредитным процессом, то есть с адекватным анализом кредитной заявки, кредитной документации и т. д. К независящим от банка факторам относятся неблагоприятные экономические условия, в которых оказался заемщик, форс-мажорные обстоятельства. Классификацию факторов, влияющих на вероятность неполного или несвоевременного возврата заёмщиком долга, можно представить с использованием следующих основополагающих критериев: 1) Взаимодействие с контрагентами. Данный критерий предполагает своевременность и качество исполнения своих обязательств Заёмщикам перед контрагентами, к этому критерию можно отнести следующие категории: 1.1 Взаимоотношения с Банком. К указанной категории можно отнести факторы, связанные с ретроспективным и текущим качеством обслуживания долга перед Банком: – наличие просроченной задолженности; – реструктуризация задолженности (повторная реструктуризация); – ухудшение категории качества обслуживания долга в рамках определения качества категории ссуды; – нарушений условий, предусмотренных кредитным договором; – непредставление финансовой отчётности в Банк с целью мониторинга платёжеспособности; – отказ залогодателя от предоставления сотруднику Банка доступа к заложенному имуществу; – инициирование Банком принудительного взыскания задолженности и/или обращение взыскания на заложенное имущество, направление требования о досрочном возврате всей суммы задолженности; 1.2 Взаимоотношение с прочими контрагентами. Данная категория характеризует своевременность исполнения обязательств заёмщика перед другими контрагентами. В рамках данной категории можно выделить следующие факторы: – наличие просроченной задолженности перед государственными структурами, внебюджетными фондами, работниками; – наличие текущей картотеки по расчётным счетам; – наличие исков по взысканию задолженности в связи с несвоевременным исполнением обязательств; – наличие возбужденных дел о несостоятельности (банкротстве) в отношении заёмщика, поручителя, залогодателя; – наличие действующего исполнительного производства в отношении заёмщика. 2) Экономические факторы. Текущая классификация предполагает выявление негативной информации, связанной с экономической деятельностью и выявленной в рамках мониторинга финансового состояния такие как; – ухудшение финансового положения заёмщика в рамках определения качества категории ссуды; – ухудшение показателей ликвидности, рентабельности, платёжеспособности, снижение оборотов по расчётным счетам; – увеличение доли безнадёжной дебиторской задолженности; – отклонении

фактических значений от показателей, предусмотренных бизнес-планом для текущего периода времени; – отсутствие источников денежных средств для обслуживания текущей ссудной задолженности; – снижение уровня обеспеченности ссуды в связи со снижением оценочной стоимости залогового имущества и отказа заёмщика в предоставлении дополнительного обеспечения; – фактическое прекращение финансово-хозяйственной деятельности. 3) Юридические факты. К указанной категории можно отнести наличие негативной информации в отношении юридического лица, являющегося заёмщиком: – смена юридического адреса компании на адрес массовой регистрации; – несогласованное с Банком изменение состава учредителей(мажоритарных акционеров) — юридического лица; – конфликт учредителей (мажоритарных акционеров); – отсутствие реальной деятельности компании; – возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве), уголовного дела в отношении руководителя компании. 4) Отраслевые факторы. В рамках данной категории можно выделить наличие факторов, которые могут повлиять на обслуживание долга, так как оказывают влияние на отрасль, в которой функционирует заёмщик, и являются специфическими в зависимости от конкретной отраслевой принадлежности. Управление проблемными кредитами становится одним из ключевых аспектов деятельности коммерческого банка. Основными задачами, стоящими перед системой управления проблемными активами банка, являются: – идентификация возможных источников возникновения проблемной задолженности в рамках действующих обязательств, так и в планируемых к выдаче в краткосрочном периоде; – выявление и регулирование отраслевой концентрации вероятности возникновения дефолта корпоративных заёмщиков; – оценка влияния портфеля проблемных кредитов на финансовый результат Банка в отчётном периоде; – определение источников покрытия кредитного риска в случае возможного дефолта контрагента; – разработка, реализация и оценка эффективности методов нейтрализации или урегулирования проблемной задолженности; – мониторинг погашения текущего портфеля проблемных кредитов. [1, С.29] Управление проблемными кредитами может осуществляться на макро- и микроуровне. Мак<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: