Государственное управление в сфере обеспечения рационального использования и охраны недр




Согласно ст. 36 Закона Российской Федерации «О недрах» систе­ма органов государственной власти, осуществляющих государствен­ное управление в сфере недропользования, включает, во-первых, органы общей компетенции, к которым следует отнести Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, и, во-вторых, органы специальной компетенции, к которым относится фе­деральный орган управления государственным фондом недр, органы государственного горного надзора, а также исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации осуществляет государственное управление отношениями недропользования посредством издания соответству­ющих указов, распоряжений и поручений Правительству Российской Федерации о выполнении соответствующих программ в области госу­дарственного геологического изучения недр и государственного регу­лирования отношений недропользования.

Некоторые вопросы недропользования применительно к обеспе­чению национальной безопасности отражены в Стратегии националь­ной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, согласно которой устойчивое обеспечение спроса достаточным ко­личеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособ­ности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратеги­ческих запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения признаются в качестве основных направ­лений обеспечения энергетической безопасности.

В свою очередь, Правительство Российской Федерации на осно­вании ст. 71, 72, 110-117 Конституции Российской Федерации и в соответствии с положениями ст. 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации осуществляет управление госу­дарственным фондом недр на территории Российской Федерации, в том числе обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользо­вания и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, а также координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвида­ции их последствий.

Среди принятых Правительством Российской Федерации про­граммных документов следует выделить Стратегию развития гео­логической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утверж­денную распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1039-р, определяющую основные направления развития геологической отрасли Российской Федерации в условиях интенсификации процессов глобализации, обострения конкурен­ции на международных рынках минерального сырья и сервисных услуг в области геологоразведочного производства, Энергетическую стратегию России на период до 2030 года, утвержденную распоря­жением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, определяющую основные направления государственной энергетической политики и стратегии в сфере управления государ­ственным фондом недр и охраны окружающей среды в результате негативного воздействия топливно-энергетического комплекса, а также Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденные распоря­жением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 494-р3, установившие цели, принципы и задачи государственного регулирования соответствующих видов деятельности, а также на­правления совершенствования системы управления минерально-сы­рьевым комплексом и государственным фондом недр России.

К числу специально федеральных органов исполнительной вла­сти следует отнести Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользова­нию, а также органы государственного горного надзора, которыми яв­ляются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, являющиеся органами государственного геологического надзора, и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, являющиеся органами государственного горного надзора.

Помимо этого, отдельными полномочиями, реализация кото­рых также направлена на обеспечение рационального использова­ния и охраны недр, обладает Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также ряд иных феде­ральных органов государственной власти.

В свою очередь, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законода­тельством участвуют в решении вопросов в области обеспечения ра­ционального использования и охраны недр посредством разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы, участия в проведении государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископа­емых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опас­ность, установлении порядка пользования участками недр местного значения, участия в определении условий пользования месторожде­ниями полезных ископаемых, организации и осуществлении регио­нального государственного надзора за геологическим изучением, ра­циональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и эко­логической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также регулирования других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

Среди основных функций государственного управления в сфере обеспечения рационального использования и охраны недр следу­ет выделить информационную функцию, включающую государ­ственное геологическое изучение недр (ст. 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах»), государственный мониторинг состояния недр (ст. 36.2), ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30-32), функцию государствен­ного учета и государственной регистрации (ст. 28), проведения го­сударственной экспертизы запасов полезных ископаемых (ст. 29), осуществление государственного надзора за рациональным ис­пользованием и охраной недр, а также государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (ст. 37-38).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: