Согласно ст. 36 Закона Российской Федерации «О недрах» система органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере недропользования, включает, во-первых, органы общей компетенции, к которым следует отнести Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, и, во-вторых, органы специальной компетенции, к которым относится федеральный орган управления государственным фондом недр, органы государственного горного надзора, а также исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Президент Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации осуществляет государственное управление отношениями недропользования посредством издания соответствующих указов, распоряжений и поручений Правительству Российской Федерации о выполнении соответствующих программ в области государственного геологического изучения недр и государственного регулирования отношений недропользования.
Некоторые вопросы недропользования применительно к обеспечению национальной безопасности отражены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, согласно которой устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения признаются в качестве основных направлений обеспечения энергетической безопасности.
В свою очередь, Правительство Российской Федерации на основании ст. 71, 72, 110-117 Конституции Российской Федерации и в соответствии с положениями ст. 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации осуществляет управление государственным фондом недр на территории Российской Федерации, в том числе обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, а также координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Среди принятых Правительством Российской Федерации программных документов следует выделить Стратегию развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1039-р, определяющую основные направления развития геологической отрасли Российской Федерации в условиях интенсификации процессов глобализации, обострения конкуренции на международных рынках минерального сырья и сервисных услуг в области геологоразведочного производства, Энергетическую стратегию России на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, определяющую основные направления государственной энергетической политики и стратегии в сфере управления государственным фондом недр и охраны окружающей среды в результате негативного воздействия топливно-энергетического комплекса, а также Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 494-р3, установившие цели, принципы и задачи государственного регулирования соответствующих видов деятельности, а также направления совершенствования системы управления минерально-сырьевым комплексом и государственным фондом недр России.
К числу специально федеральных органов исполнительной власти следует отнести Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, а также органы государственного горного надзора, которыми являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, являющиеся органами государственного геологического надзора, и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, являющиеся органами государственного горного надзора.
Помимо этого, отдельными полномочиями, реализация которых также направлена на обеспечение рационального использования и охраны недр, обладает Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также ряд иных федеральных органов государственной власти.
В свою очередь, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством участвуют в решении вопросов в области обеспечения рационального использования и охраны недр посредством разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы, участия в проведении государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, установлении порядка пользования участками недр местного значения, участия в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых, организации и осуществлении регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также регулирования других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Среди основных функций государственного управления в сфере обеспечения рационального использования и охраны недр следует выделить информационную функцию, включающую государственное геологическое изучение недр (ст. 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах»), государственный мониторинг состояния недр (ст. 36.2), ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30-32), функцию государственного учета и государственной регистрации (ст. 28), проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (ст. 29), осуществление государственного надзора за рациональным использованием и охраной недр, а также государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (ст. 37-38).