Порядок предоставления участков недр в пользование на условиях разрешительной системы, а также на условиях раздела продукции




Порядок предоставления участков недр в пользование на условиях разрешительной системы

В Российской Федерации действует лицензионная (разрешитель­ная) система предоставления участков недр в пользование. Согласно ст. И Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде ли­цензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного сро­ка при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Также лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перера­батывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Правовое регулирование предоставления участков недр в поль­зование на условиях лицензионной (разрешительной) системы осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», Положением о порядке лицензирования пользования не­драми, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314, Административным регламен­том Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установлен­ном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным приказом Минприроды РФ от 17 июня 2009 г. № 156, Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения), утвержденным прика­зом МПР Российской Федерации от 15 марта 2005 г. № 61, а также Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользова­ние участками недр, а также переоформления лицензий, утвержден­ным приказом Минприроды РФ от 29 сентября 2009 г. № 315.

Непосредственно порядок предоставления участков недр в поль­зование существенно различается в зависимости от вида пользования недрами и может предусматривать как проведение аукционных (кон­курсных) процедур, так и предоставление пользователю участка недр в заявительном порядке без проведения аукциона или конкурса.

В частности, аукционный (конкурсный) порядок применяется при предоставлении участка недр в пользование для целей разведки и добычи месторождений полезных ископаемых, а также для целей геологического изучения, разведки и добычи месторождений полез­ных ископаемых (совмещенное использование). В свою очередь, за­явительный порядок применяется при предоставлении участков недр:

1) для целей геологического изучения;

2) по факту открытия месторождения;

3) в целях строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) для добычи подземных вод.

Порядок предоставления участков недр на условиях раздела продукции

Соглашение о разделе продукции (СРП) является альтернативным способом предоставления участков недр в пользование, основанном на гражданско-правовых отношениях, и представляет собой договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, раз­ведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в со­глашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Правовые основания, условия и порядок предоставления участков недр на условиях раздела продукции регламентируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», вместе с тем в настоящее время указанная форма предо­ставления участков недр в пользование фактически не применяется. Действующие в настоящий момент соглашения о разделе продукции (Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьягинское месторождение) заключены еще до принятия данного федерального закона и подлежат исполне­нию в соответствии с определенными в них условиями, и положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» применя­ются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с эти­ми соглашениями.

Требования в области охраны окружающей среды, рационального использования и охраны недр при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Эколого-правовые требования, предъявляемые к пользователям недр на стадии подготовки и согласования технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр

В соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации «О не­драх» разработка месторождений полезных ископаемых и пользова­ние недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими про­ектами, цель которых в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки ме­сторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверж­денному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. № 118, заключается в разработке обоснованных тех­нических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное ис­пользование и охрану недр, а также выполнение требований законода­тельства Российской Федерации о недрах.

Документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части только после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, а также согласования указанного проекта с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Помимо выполнения вышеуказанных процедур пользователю недр также необходимо подготовить и утвердить проект рекультивации земель, а также проект восстановления ранее отработанных земель, поскольку одной из основных проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами является загрязнение земель в результате воздействия промышленных выбросов вредных веществ в результате хозяйственной деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса, загрязнение и захламление земель промышленными и бытовыми отходами, химиче­скими веществами, водная и ветровая эрозия, опустынивание, пере­увлажнение и заболачивание.

В свою очередь, работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, согласно ст. 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах» также проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государствен­ным фондом недр или его территориальном органе за счет средств поль­зователей недр.

 

Эколого-правовые требования, предъявляемые к пользователям недр на стадии ведения работ, связанных с пользованием недрами

На этапе ведения работ, связанных с пользованием недрами, действующим природоохранным законодательством и законода­тельством о недрах предусмотрена система организационно-право­вых мер, направленных на обеспечение рационального использова­нии и охраны недр, а также охраны иных компонентов окружающей среды при осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами.

Так, согласно ч. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации «О недрах» пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригород­ных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяй­ственным объектам или окружающей среде.

Непосредственно требования по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами содержатся в общем виде в ст. 22-24 Закона Российской Федерации «О недрах» и конкретизируются в подзаконных нормативных право­вых актах, в соответствии с которыми пользователь недр обязан обеспечить:

– соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

– безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

– соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосфер­ного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вред­ного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

– приведение участков земли и других природных объектов, на­рушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

– сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установлен­ном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.

– охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, об­воднения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или ослож­няющих их разработку;

– предотвращение загрязнения недр при проведении работ, свя­занных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

– безопасность жизни и здоровья работников этих предпри­ятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Помимо специальных эколого-правовых требований, предъяв­ляемых к пользователям недр при ведении соответствующих горных работ, законодательством о недрах предусматривается возможность отнесения редких геологических обнажений, минералогических об­разований, палеонтологических объектов и других участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность, к ка­тегории особо охраняемых геологических заповедников, заказни­ков либо памятников природы или культуры с запрещением любой деятельности, нарушающей сохранность указанных заповедников, заказников и памятников.

Эколого-правовые требования, предъявляемые к пользователям недр на стадии консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Согласно требованиям законодательства о недрах по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользо­вания недрами предприятия по добыче полезных ископаемых и под­земные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации, при этом до завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет от­ветственность и выполняет обязательства в полном объеме, возло­женном на него Законом Российской Федерации «О недрах».

При полной или частичной ликвидации или консервации пред­приятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее без­опасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации — также сохранность место­рождения, горных выработок и буровых скважин на все время консер­вации. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими ли­цензию, и органом государственного горного надзора.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

Раскройте понятие, содержание, принципы, объекты и субъекты права недропользования.

Перечислите основные виды пользования недрами и выделите особенности правового режима участков недр, предоставляемых в пользование.

Раскройте понятие и дайте общую характеристику государствен­ного управления в сфере обеспечения рационального использо­вания и охраны недр.

Раскройте порядок и выделите особенности предоставления участков недр в пользование на условиях разрешительной систе­мы, а также на условиях раздела продукции.

Перечислите требования в области охраны окружающей среды, рационального использования и охраны недр при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплу­атацию, эксплуатации, ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: