Обследование состояния оптико-пространственной ориентации




 

Комплекс «А»: задания, направленные на выявление особенностей соматопространственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.

Задание №1. Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование).

Ребенку предлагаются в хаотичном порядке варежки и ботинки. Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».

Задание №2. Копирование положений одной руки: вверх, в сторону, вперед, назад.

Задание №3. Копирование положений одной ноги: сги­бание в колене, отведение в сторону, вытягивание вперед, отведение назад.

Задание №4. Копирование несимметричных движений двух рук: правая рука поднята вверх, левая отведена в сто­рону; правая рука находится на поясе, левая поднята вверх; правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.

Задание №5. Копирование движений руки и ноги: левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону; правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене; левая рука — на плече, правая нога вытянута вперед.

Процедура проведения обследования по копирова­нию движений следующая: экспериментатор становится спиной к ре­бенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».

 

Комплекс «Б»: задания, направленные на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.

Задание №1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые: а) одноступенчатыми; б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора.

Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются предметы мебели, всегда находящиеся в помещении, и игрушки, расположен­ные на ковре.

Инструкции: «Сделай два шага вперед; отступи шаг на­зад; встань около шкафа; встань рядом с мишкой; встань позади мишки; встань впереди мишки»; «Встань около стола, а затем рядом с мишкой; встань около стула, а по­том перед мишкой; встань возле стула, а потом позади мишки».

Задание № 2. Манипулирование предметами в простран­стве: а) в соответствии с одноступенчатой; б) в соответствии с двухступенчатой инструкциями экспериментатора.

Инструкции: а) «Положи мячик перед собой; посади куклу позади себя; поставь пирамидку близко к себе; поло­жи мячик далеко от себя; поставь кубик дальше мячика; по­сади куклу между пирамидкой и мячиком»; б) «Поставь ку­бик ближе всех, а куклу посади дальше всех; поставь пира­мидку за куклой, а кубик перед куклой».

 

Комплекс «В»: задания, направленные на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.

Задание № 1. Построение линейного ряда в порядке, за­данном экзаменатором (копирование).

Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фигур, попеременно сменяющих друг друга (круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д.).

Задание № 2. Изображение графических знаков на чис­том листе бумаги: а) в заданных пространственных позици­ях; б) относительно друг друга с учетом заданных простран­ственных координат.

Процедура обследования следующая: а) каждому ребен­ку предлагается чистый лист бумаги и инструкции: «Нари­суй кружок в середине листа». «Поставь крестик наверху листа». «Нарисуй треугольник внизу листа»; б) каждому ребенку предлагается лист бумаги, в центре которого схема­тично изображен домик, в правой половине листа — схема­тичное изображение дерева.

Инструкции: «Нарисуй кружок сверху от домика». «По­ставь крестик снизу от домика». «Нарисуй квадратик меж­ду домиком и деревцем».

Задание № 3. Манипулирование элементами изображае­мой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).

Выполнение задания осуществляется поэтапно.

На первом этапе экспериментатор предлагает план-обра­зец расположения элементов фигуры на плоскости. Инст­рукция: «Посмотри, сначала в середину листа кладем туло­вище (овал), затем рот (треугольник), глаз (круг), хвост (треугольник), потом верхний плавник, нижний плавник (треугольники)».

На втором этапе ребенку предоставляются геометриче­ские фигуры, необходимые для создания аппликации. Ин­струкция: «Сделай сам».

Образец остается перед ребенком.

Задание № 4. Рисование пространственно организован­ной фигуры на листе бумаги («Дерево»).

Выполнение задания осуществляется в два этапа.

На первом этапе экспериментатор предлагает план-обра­зец изображения. Инструкция: «Смотри, запоминай». Да­лее следуют комментарии действий: «Проводим линию свер­ху вниз, это ствол. Теперь сверху вниз от ствола рисуем линии слева и справа, это ветки».

Второй этап — деятельность детей. Рисунок-образец ос­тается перед ребенком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: