Комплекс «А»: задания, направленные на выявление особенностей соматопространственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.
Задание №1. Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование).
Ребенку предлагаются в хаотичном порядке варежки и ботинки. Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».
Задание №2. Копирование положений одной руки: вверх, в сторону, вперед, назад.
Задание №3. Копирование положений одной ноги: сгибание в колене, отведение в сторону, вытягивание вперед, отведение назад.
Задание №4. Копирование несимметричных движений двух рук: правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону; правая рука находится на поясе, левая поднята вверх; правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.
Задание №5. Копирование движений руки и ноги: левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону; правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене; левая рука — на плече, правая нога вытянута вперед.
Процедура проведения обследования по копированию движений следующая: экспериментатор становится спиной к ребенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».
Комплекс «Б»: задания, направленные на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.
Задание №1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые: а) одноступенчатыми; б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора.
Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются предметы мебели, всегда находящиеся в помещении, и игрушки, расположенные на ковре.
Инструкции: «Сделай два шага вперед; отступи шаг назад; встань около шкафа; встань рядом с мишкой; встань позади мишки; встань впереди мишки»; «Встань около стола, а затем рядом с мишкой; встань около стула, а потом перед мишкой; встань возле стула, а потом позади мишки».
Задание № 2. Манипулирование предметами в пространстве: а) в соответствии с одноступенчатой; б) в соответствии с двухступенчатой инструкциями экспериментатора.
Инструкции: а) «Положи мячик перед собой; посади куклу позади себя; поставь пирамидку близко к себе; положи мячик далеко от себя; поставь кубик дальше мячика; посади куклу между пирамидкой и мячиком»; б) «Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех; поставь пирамидку за куклой, а кубик перед куклой».
Комплекс «В»: задания, направленные на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.
Задание № 1. Построение линейного ряда в порядке, заданном экзаменатором (копирование).
Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фигур, попеременно сменяющих друг друга (круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д.).
Задание № 2. Изображение графических знаков на чистом листе бумаги: а) в заданных пространственных позициях; б) относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат.
Процедура обследования следующая: а) каждому ребенку предлагается чистый лист бумаги и инструкции: «Нарисуй кружок в середине листа». «Поставь крестик наверху листа». «Нарисуй треугольник внизу листа»; б) каждому ребенку предлагается лист бумаги, в центре которого схематично изображен домик, в правой половине листа — схематичное изображение дерева.
Инструкции: «Нарисуй кружок сверху от домика». «Поставь крестик снизу от домика». «Нарисуй квадратик между домиком и деревцем».
Задание № 3. Манипулирование элементами изображаемой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).
Выполнение задания осуществляется поэтапно.
На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец расположения элементов фигуры на плоскости. Инструкция: «Посмотри, сначала в середину листа кладем туловище (овал), затем рот (треугольник), глаз (круг), хвост (треугольник), потом верхний плавник, нижний плавник (треугольники)».
На втором этапе ребенку предоставляются геометрические фигуры, необходимые для создания аппликации. Инструкция: «Сделай сам».
Образец остается перед ребенком.
Задание № 4. Рисование пространственно организованной фигуры на листе бумаги («Дерево»).
Выполнение задания осуществляется в два этапа.
На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец изображения. Инструкция: «Смотри, запоминай». Далее следуют комментарии действий: «Проводим линию сверху вниз, это ствол. Теперь сверху вниз от ствола рисуем линии слева и справа, это ветки».
Второй этап — деятельность детей. Рисунок-образец остается перед ребенком.