Протокол обследования слоговой структуры слова.
Комплекс «А»: задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов. Логопед предъявляет предметные картинки.
Инструкция: «Скажи, что это (кто это)».
Задание № 1. Произнесение односложных слов.
Речевой материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание № 2. Произнесение двусложных слов.
Речевой материал: а) слова типа СГСГ — муха, лиса, зода, вата, коты, ноты; б) слова типа СГСГС — петух, банан, диван, лимон, веник, вагон.
Задание № 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой материал: а) в начале слова — гном, хлеб, стул, блин, клен, внук; б) в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.
Задание № 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой материал: а) на стыке слогов — банка, банты, кофта, майка, тапки, танки, медведь; б) в начале слова — знаки, гномы, столы, слоны, шкафы, ступа.
Задание № 5. Произнесение трехсложных слов.
Речевой материал: а) слова типа СГСГСГ — панама, кубики, бананы, собака, машина, лопата; б) слова типа СГСГСГС — самолет, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.
Задание № 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой материал: яблоко, автомат, автобус, апельсин, виноград, карандаш, пистолет, цыпленок, конфеты, клубника, скакалка, будильник.
Задание № 7. Произнесение многосложных слов.
Речевой материал: а) слова без стечений согласных звуков — Буратино, помидоры, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны, пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед; б) слова со стечениями согласных звуков — светофоры, сковородка, полотенце, космонавты, учительница, воспитательница.
Комплекс «Б»: задания на отраженное (при необходимости замедленное) и сопряженное проговаривание сложных по структуре и малочастотных слов. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Логопед предъявляет предметные или сюжетные картинки.
Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».
Задание № 1. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов.
Речевой материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.
Задание № 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой материал: боты, дети, ива, кофе, киты, дома; венок, гамак, газон, дымок, кабан, салат.
Задание № 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.
Задание № 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой материал: 1) со стечениями согласных звуков на стыке слогов — овца, индюк, тыква, нитки, зайка, кактус, миска, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан; 2) слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова — клюква, плитка, звезда, гнездо, кнопка, спутник; 3) слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, Москва, Кремль, пингвин, актриса.
Задание № 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой материал: дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, калина, воробей, петушок, соловей, молоток, потолок, колосок.
Задание № 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой материал: 1) с одним стечением согласных звуков — комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник; 2) с двумя стечениями согласных звуков — квартира, звездочка, продукты, футболист, спутники, космонавт.
Задание № 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.
Речевой материал: 1) без стечения согласных звуков — зодолазы, чемоданы, самолеты, самокаты, бегемоты, телефоны, капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, гианино; 2) со стечениями согласных звуков — космонавты, выключатель, холодильник, экскурсовод, велосипедист, фотоаппарат.
Комплекс «В»: задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов (предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания).
Задание № 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец.
Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».
Примерный набор слов: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница.
Задание № 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон. Логопед предъявляет предметные картинки.
Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».
Примерный набор слов: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, голова, самолет, паровоз, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница.
Комплекс «Г»: задания на выявление возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.
Задание № 1. Завершение предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку. Логопед предъявляет предметные картинки.
Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь, тебе поможет картинка».
Речевой материал: а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый... (лимон); Катина... (панама); летит... (самолет); колючий... (кактус); отважный... (солдат); длинноносый... (Буратино)»; б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили... (Бима); мы полетим на... (самолете); я положу письмо в... (конверт); я хочу быть... (космонавтом); я мечтаю о... (велосипеде)».
При необходимости логопедом использовались невербальные или вербальные средства помощи: указующий жест рукой на картинку или вопрос «Мы полетим...на чем?».
Задание № 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.
Речевой материал: а) Бим дома. Бим спит. Бим отдыхает. Лохматый Бим. Бим подметает. Бим охотится; б) Бим едет на грузовике. Бим играет на пианино. Бим кормит цыпленка. Бим увидел пингвина. Бим покупает продукты. Бим работает милиционером.
Комплекс «Д»: задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений (предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания).
Задание № 1. Многократное воспроизведение конструкции с предъявлением образца.
Инструкции: «Послушай, повтори», «Еще раз послушай, повтори» и т.д.
Речевой материал: Скачет зайчишка. Едут танкисты. Комнатный цветок. Гном ест хлеб. Галина ест малину. Садовник поливает шиповник.
Задание № 2. Многократное воспроизведение синтаксической конструкции без постоянного предъявления эталона.
Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».
Речевой материал: Катина панама. Цветная бумага. Едет машина. Знаки на перекрестке. В космосе спутники. Под кустом лиса.