Комплекс «А»: задания на выявление просодической (длина слова или слоговой цепочки) и ритмической чувствительности к слову (наличие акцентной выделенности, количество структурных элементов).
Задание № 1. Определение длины слова.
Детям предлагаются для прослушивания слова односложной и многосложной слоговой структуры и плоскостные символы в виде коротких и длинных полосок (ленточек). Данному виду задания должно предшествовать предварительное объяснение назначения символов (большая полоска — для длинного слова, маленькая — для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».
Речевой материал: бах, пух, стук, самосвал, пароход, бегемот.
Задание № 2. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности.
Для прослушивания предлагаются слоговые последовательности и плоскостные символы в виде кружочков.
Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков».
Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым делением, но без акцентуации (ту-ту, ла-ла-ла).
Задание № 3. Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду.
Для прослушивания предлагаются цепочки слогов и плоскостные символы в виде цветков (цветок с бабочкой — для итоговой цепочки, содержащей акцент; цветок без бабочки— для слоговой цепочки без акцента). После предварительного объяснения следует инструкция: «Послушай песенку. Подними нужный цветочек».
Речевой материал: серии слогов, предъявляемых с акцентами и без акцентов (та-та-та, па -па-па, ту-ту- ту, ко- ко -ко).
Комплекс «Б»: задания на выявление особенностей восприятия дисритмии и структурных искажений в слове.
|
Логопед предъявляет предметные картинки. Для прослушивания предлагаются нормативные слова и квази-слова: а) с опорой на предметные картинки; б) без опоры на предметные картинки.
Задание № 1. Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове.
Инструкция: а) «Правильно говорит Буратино «Это но га » («но га»)?»; б) «Послушай, правильно говорит Буратино «Болит ру ка» («ру ка »)?».
Речевой материал: нормативные слова — нога, рука, голова, слоны; квазислова — но га, ру ка, го лова, сло ны.
Задание № 2. Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.
Инструкции: а)«Посмотри, скажи: здесь есть "сковородка ("касавотка")?»; б) «Послушай, скажи: есть такое слово "сковородка" ("касавотка")?».
Речевой материал: нормативные слова — машина, молоток, самолет, чемодан, пуговица, тумбочка, сковородка; квази-слова — представлены вариантами собственных искажений детей (тамалок, амасина, амает, масалет, сакарвотка и т.д.).
Картинный материал: тапки, тыква, гном, зонт, медведь, машина, газета, молоток, собака, радуга, пингвин, фонтан, магазин, сарафан, автобус, кузнечик, телефон, колобок, пароход, гусеница, барабаны, пуговицы, помидоры, самолеты, самокаты, телевизор, велосипед, сковородка и т.д.
Комплекс «В»: задания на выявление возможностей вероятностного прогнозирования.
Задание № 1. Завершение начатого слова.
Логопед предъявляет предметные картинки. Для прослушивания предлагаются незаконченные слова: а) с опорой на предметные картинки; б) без опоры на предметные картинки.
|
Инструкция: «Закончи мое слово».
Речевой материал: а) пуго..., чемо..., поду..., лопа..., поми..., само..., моло....; пу..., па..., ло..., са..., че...; б) соба..., руба..., пана..., каран..., газе...; мага...
Задание № 2. Преобразование квази-слов в нормативные.
Для восприятия на слух предлагаются квази-слова с нормативным началом, но измененной последующей структурой, которые медленно проговариваются экспериментатором. В случае затруднения логопед предъявляет предметные картинки.
Инструкция: «Послушай, угадай, какое слово спряталось в моем слове».
Речевой материал: чашак, шапак, пилак, лопама, тыв-ка, фрутки, магазан, молотак, стульчак.
Задание № 3. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки).
Предлагаются слово и 2-3 картинки, при этом название одной из них имеет общий фрагмент с предъявляемым словом (картинка для названного слова отсутствует).
Инструкция: «Скажи, здесь есть цветок?». Логопед предъявляет предметные картинки.
Речевой и картинный материал: 1) слово «пила», картинки — лапа, санки, дом; 2) слово «барашки», картинки — рубашки, носки, кошки; 3) слово «базар», картинки — забор, стол, дерево; 4) слово «листок», картинки — цветок, елка, гриб; 5) слово «крот», картинки — торт, хлеб, кот; 6) слово «радуга», картинки — гора, зонтик, елка; 7) слово «пугало», картинки — попугай, помидор, мухомор; 8) слово «луковица», картинки — пуговица, шапка, сапоги; 9) слово «ведерко», картинки — дерево, лопата, чайник; 10) слово «кабан», картинки — банан, банка, мышка.