Перечень основной учебной литературы




Курс, бакалавриат, заочная форма обучения

Дисциплина: Альтернативная коммуникация в коррекционной работе с

Детьми с ОВЗ

Преподаватель: доц. Матросова Т.А.

Дата Тематика занятия Задания
7.04.2020 Лекции (4 часа), презентация отдельным файлом: 1. Альтернативная коммуникация как способ общения с ребенком с ОВЗ. 2. Система жестов в работе с детьми с ОВЗ. Использование в работе с детьми с ОВЗ знаковой системы МАКАТОН. 3. Возможности использования системы Брайля в работе с детьми с ОВЗ. 4. Общение с ребенком с ОВЗ на основе использования технических средств. 5. Пиктограммно-идеограммное общение с детьми с ОВЗ. Практические (2 часа): 1. Альтернативная коммуникация как способ общения с ребенком с ОВЗ.     Подготовка эссе: Эссе – творческая работа в виде сочинения небольшого объема и свободной композиции, выражающая личное отношение по конкретному вопросу и отражающая собственную позицию студента. В ходе изучения дисциплины запланировано выполнение студентами нескольких эссе. Темы эссе: 1. Альтернативная и дополнительная коммуникация – основные понятия. 2. Группы пользователей поддерживающей коммуникации. 3.Средства поддерживающей коммуникации. 4.Коммуникация с помощью символов. 5.Альтернативная система обучения коммуникации «PECS».  
9.04.2020 Практическое занятие (6 часов): 1. Система жестов в работе с детьми с ОВЗ. Использование в работе с детьми с ОВЗ знаковой системы МАКАТОН. 2.. Возможности использования системы Брайля в работе с детьми с ОВЗ. 3.. Общение с ребенком с ОВЗ на основе использования технических средств. 4. Пиктограммно-идеограммное общение с детьми с ОВЗ. Доклады с мультимедийными презентациями: 1. Основные принципы работы по внедрению системы альтернативной коммуникации. 2. Диагностика потребностей в поддерживающей коммуникации. 3. Выбор подходящих средств поддерживающей коммуникации. 4. Наиболее распространённые группы людей, нуждающихся в альтернативной и дополнительной коммуникации. 5. Основные принципы работы по внедрению системы поддерживающей коммуникации. 6. Применение принципа пиктограмм в современном мире. 7. Этапы обучения детей по методике с пиктограммами Л.Б. Баряевой. 8. Логопедическая работа с безречевыми детьми. 9. Коррекционно-логопедическая работа с безречевыми детьми с умеренной умственной отсталостью в специализированных классах в школе VIII вида. Подготовка информационного сообщения: 1. Коммуникативные вспомогательные устройства. Речевые коммуникаторы 2. Высокотехнологичные вспомогательные устройства 3. Искусственная речь, как один из видов высокотехнологичного коммуникативного устройства. 4. Высокотехнологичные вспомогательные устройства 5. Технические устройства, относящиеся к «телекоммуникационным вспомогательным устройствам». Подготовка практических работ: Практическая работа – это задание, выполняемое студентами по теме, определенной преподавателем. В ходе выполнения практической работы у студентов вырабатываются практические умения, связанные с обобщением и интерпретацией теоретических сведений по проблеме. Результаты практических занятий могут быть впоследствии использованы студентами для освоения новых тем и при реализации практической деятельности.
  1. Моделирование ситуации общения учителя-логопеда с лицами с ОВЗ (разными категориями) в различных жизненных ситуациях (на усмотрение студента).
  2. Тренинговые технологии (тренировка в использовании жестовой речи, символов и т.д.).
  3. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства).
  4. Пересказ текста по плану в виде - мнемокартинок,- сюжетных картинок, вопросов.
Анализ конкретных ситуаций работы учителя-логопеда с лицами с ОВЗ. К зачету: Творческий проект: 1. История возникновения и развития метода глобального чтения, суть глобального чтения.
  1. Категории людей, для которых рассчитана методика глобального чтения. Основные преимущества и недостатки глобального чтения.
3. Раскройте содержание этапов обучения «методу целых слов», описанных в книге Т.С. Резниченко «Дорогу осилит идущий».  
     

Перечень основной учебной литературы

  1. Айгумова, З. И. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для бакалавров: Для вузов по гуманитарным направлениям и специальностям / [З. И. Айгумова, Н. Н. Васильева, И. В. Вачков и др.]; Под общ. ред. А. С. Обухова; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Юрайт, 2014. – 582, 1 с.: ил., табл.– Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 978-5-9916-3196-9. - 102 экз.
  2. Асланов, А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей: Учеб. пособие для вузов по специальностям: 031900 - Спец. психология, 031500 - Тифлопедегогика, 031600 - Сурдопедагогика, 031700 - Олигофренопедагогика, 031800 - Логопедия / А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова, С. А. Морозов; Под ред. А. Ю. Асанова. – Москва: Academia, 2003. – 215, 1 с.: ил., табл. – (Высшее образование). - Библиогр.: с. 213. – На рус. яз. - ISBN 5-7695-0966-X – 293 экз.
  3. Бакунова, И. В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». – Ставрополь: СКФУ, 2016. – 122 с.: ил. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458907, для авторизованных пользователей МПГУ (03.06.2016). –– На рус. яз.
  4. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. М. Борозинец; Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». – Ставрополь: СКФУ, 2014. – 256 с.: ил. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457155, для авторизованных пользователей МПГУ (03.06.2016) - Библиогр.: с. 214-216. – На рус. яз.
  5. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: Учеб. пособие для вузов по специальностям: 031500 (050712) - Тифлопедагогика; 031600 (050713) - Сурдопедагогика; 031700 (050714) - Олигофренопедагогика; 031800 (050715) - Логопедия; 031900 (050716) - Спец. психология; 032000 (050717) - Спец. дошк. педагогика и психология / М. В. Жигорева. – 2. изд. – Москва: Academia, 2008. – 238, 1 с.: ил., табл.; 22 см. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). – На рус. яз. - ISBN 978-5-7695-5610-4 - 35 экз.
  6. Логопедия: Учебник для дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – 5. изд., перераб. и доп. – Москва: Владос, 2007. – 703 с.: ил., портр. – (Коррекционная педагогика). - Посвящ. проф. М. И. Хватцеву. – Библиогр. в конце гл. – Библиогр. в персоналиях: с. 662-703. – На рус. яз. - ISBN 978-5-691-01357-7 – 216 экз.
  7. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие по специальностям 032000 - Спец. дошк. педагогика и психология, 031500 - Тифлопедагогика, 031600 - Сурдопедагогика, 031700 - Олигофренопедагогика, 031800 - Логопедия, 031900 - Спец. психология / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; Под ред. В. И. Селиверстова. – Москва: Владос, 2004. – 407 с.: табл. – (Учебное пособие для вузов). - Библиогр.: с. 397-403. – На рус. яз. - ISBN 5-691-01100-6 - 161 экз.
  8. Педагогика инклюзивного образования: Учебник для вузов: Для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова; Под ред. Н. М. Назаровой. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 333, 1 с. – (Высшее образование-Бакалавриат). – На рус. яз. - ISBN 978-516-011182-7 (978-5-16-106313-2) – 51 экз.
  9. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для вузов по специальностям: 031900 - Спец. психология, 032000 - Спец. дошк. педагогика / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. – 2. изд., испр. – Москва: Academia, 2005. – 173, 2 с.: табл. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 5-7695-1944-4 – 99 экз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: