Цели и этапы проведения социальной диагностики.
Суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи. Исходя из этого, целями диагностики состояния социального объекта являются:
- установление достоверности информации о нем и окружающей его среде,
- прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты,
- выработка рекомендаций для принятия организационных решений,
- выработка социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.
В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Необходимо дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров. Поэтому на локальном (личностном) уровне социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:
- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
- определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
- описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;
- ранжирование специфических свойств клиента.
Как процедуре социальной технологии - социальной диагностике присущи все основополагающие требования процесса технологизации. В технологии социальной диагностики выделяют ряд этапов:
1- предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик;
|
2- измерение и анализ показателей;
3- построение выводов, заключение по диагнозу.
Важнейшим элементом осуществления социальной диагностики является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов, характеризующих их сущность и дающих возможность иметь более или менее достоверное представление о предмете изучения.
Задачей общей диагностики является определение самых важных проблем "исследуемого социального явления, а специальная диагностика дополняет и углубляет ее результаты. В ней применяются уже более конкретные методы, позволяющие полнее учесть и отразить специфику каждой из рассматриваемых проблем, точнее определить причины их возникновения. Выявленные в процессе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, социальный диагноз, или научное заключение о состоянии исследуемого объекта.
Таким образом, при осуществлении социальной диагностики необходимо последовательно пройти несколько этапов:
• предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
• проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
|
• проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
• построение выводов, на основе которых делается заключение, т.е. диагноз.
Основные принципы социальной диагностики.
Социальная диагностика основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых при их осуществлении является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования, адекватно отражающих сущность происходящих процессов и социальных изменений в обществе, в его структурах или отдельных группах и дающих возможность определить реальные пути и средства решения назревших проблем. Эти основные исходные положения называются принципами социальной диагностики.
1. принцип объективности, который следует рассматривать в двух смыслах. Во-первых, независимость исследователя от влияния внешних факторов: желаний и предпочтений начальства, интеллектуальной моды и т.д. Во-вторых, социальный работник должен избегать влияния на результаты своего анализа внутренних факторов - собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Такое искажающее воздействие может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.
2. принцип причинной обусловленности. Все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии, и каждое явление находит свое основание в некоторых других и определяется ими как своими причинами.
3. принцип комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности.
|
4. принцип верификации (научной обоснованности и подтверждаемости) социальной информации, то есть установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.
Существуют также специфические социально-этических требования - принципы диагностики - при работе с клиентом.
1. Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.
2. Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.
3. Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
4. Принцип системности. Все, социальные проблемы определяет не одна причина, а несколько, часто даже система, сеть причин. В связи с этим, для того, чтобы определить источник жизненного затруднения клиента, и увидеть способы его разрешения, необходимо проводить анализ его микросоциальной среды, его семейных взаимоотношений; характерологических чертах клиента, о состоянии его здоровья и т.д.
5. Принцип клиентоцентризма. Рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента, индивидуального или группового.
Все принципы проявляются и взаимодействуют в неразрывной совокупности.