Методы социальной диагностики.




Принципы социальной диагностики - реализуются посредством применения специальных приемов, или методов, практического освоения социальной действительности, изучения конкретного события или явления. В зависимости от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач, могут использоваться различные методы исследования, имеющие как всеобщий, так и частный характер.

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность.

Существуют и дополнительные специальные требования, предъявляемые к выбору диагностических методов в социальной работе:

1) предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат;

2) метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения;

3) инструкция применения методов должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты;

4) обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.

Существует множество методов диагностики, которые применяются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность

Основные методы социальной диагностики:

1.Аналитический метод - это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается тщательному изучению^ диагностики.

2. синтетический метод - суть которого состоит в том, что изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, а потом на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления.

Каждый из основных методов, используемых в социальной диагностике, реализуется посредством применения и использования других специальных методов таких как, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциаций, методы моделирования (конструирования) и прогнозирования.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

1. Наблюдение - метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Существуют различные разновидности наблюдения: контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т.д..;

2. Беседа в социальной диагностике - метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:

- умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;

- создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

- искусное использование методов убеждения и внушения.

3. Анкетирование - метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.

4. Вопросник (опросник-личностный) - совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

5. Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

6. Социометрия - это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

7. Мониторинг - систематическое отслеживание, изучение состояния социальных явлений и процессов, сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их действительном положении, тенденциях их развития.

8. Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные, количественные и качественные, общие и специальные и другие/)

Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник - тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание - оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

9. Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

10. Зондажно-информационное обследование конкретного социума, сбор сведений о состоянии домовладения и инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения и т.д.;

11. Социально-исторические обследования, в том числе изучение истории заселения и освоения данной территории, процессов складывания и изменения состава местного населения и его занятий, религиозных и бытовых традиций местных жителей, причин смены населения и т.д.;

12. Информативно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан в СМИ, органы власти и т.д.;

13. Социальное картографирование, то есть показатели, характеризующие социально-пространственное распределение и динамику населения, зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символическую и реальную ценность. Социальная карта является эффективным инструментом для выявления пространственной картины размещения участков, территорий, интенсивно посещаемых гражданами, загрязненных участков города, районов социальной напряженности и т.п.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяет жизненный потенциал людей. Важнейшим критерием развития человека является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающий такие аспекты, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой валовый внутренний продукт. В совокупности эти показатели отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный человека уровень жизни. Они же являются важнейшим диагностическим методом в понимании социальных процессов, в оценке социальной политики государственной власти.

Существуют и другие методы социальной диагностики: метод фокус-групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод "Делфи", "докладная записка", методы активизации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ, метод "репертуарных решеток", выявление семантического пространства и др.

Эти и другие основные методы социальной диагностики позволяют сделать вывод о том, что выработанные наукой и практикой методические приемы и способы ее осуществления позволяют повысить объективность, достоверность и эффективность ее результатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: