Характеристика технологии разработки социальных проектов с учащейся молодежью




 

Различают технологию разработки социального проекта и технологию реализации социального проекта.

Обычно разработчики социального проекта проявляют склонность к инновациям, а на этапе реализации социального проекта возможности использования инновационных технологий определяются склонностью субъектов социального проектирования к инновациям. Часто представители различных социальных организаций и учреждений проявляют склонность к использованию рутинных технологий при реализации социальных проектов.

В зависимости от содержания поставленных целей и задач выделяют базовые и частные технологии социального проектирования. Базовые технологии образуют общую основу в проектировании социальных объектов, а частные технологии применяются в отдельных случаях воздействия на социальный объект.

При проектировании технологических процессов необходимо учитывать особенности функционирования и развития социального объекта. Управление реализацией социального проекта должно учитывать возможные естественные изменения социального объекта. В противном случае искусственное преобразование социального объекта может прийти в противоречие с естественными процессами преобразования социального объекта.

Проектирование технологии социальных преобразований должно учитывать различные уровни анализа социального объекта.

При этом можно использовать типологию систем действия, разработанную Т. Парсонсом. Он различает четыре системы действия: систему поведения организма, личностную систему, социальную систему и культурную систему. Данные системы действия оказывают взаимное влияние друг на друга. Преобразование одной из систем действия сказывается на функционировании остальных систем действия. Поэтому при проектировании изменений в одной из вышеуказанных систем действия следует учитывать последствия данных изменений для других систем действия.

Разработка и реализация проекта преобразования социальной системы

оказывает влияние на состояние системы поведения организма, личностной

системы и культурной системы. Следовательно, при проектировании изменений в социальной системе необходимо учитывать влияние процессов, происходящих в системе поведения организма, в личностной системе и культурной системе. В системе поведения организма должно быть обеспечено протекание физиологических процессов.

В личностной системе важную роль играют психологические процессы. Необходимо учитывать роль мотивации в процессе разработки и реализации социальных проектов. В процессе разработки и реализации социальных проектов должна быть создана и поддерживаться необходимая морально психологическая атмосфера среди участников проекта. Некомпетентные действия руководителей проекта могут устранить мотивы, которые побуждали участников проекта содействовать его реализации.

В культурной системе учитывается роль ценностных ориентаций субъектов. В процессе разработки и реализации проекта могут возникать ценностные конфликты. Поэтому для профилактики ценностных конфликтов целесообразно до начала разработки и реализации социальных проектов согласовать ценностные ориентации участников проекта.

Структура текстового описания проекта.Сравнение множества проектов показывает, что их текстовое описание строится примерно по одной схеме.

Сравним две структуры. Первая их них — типовая структура, применяемая при составлении федеральных целевых программ.

Паспорт программы: а) наименование; б) дата принятия решения о разработке проекта, программы; в) заказчик; г) основной разработчик программы; д) цели и задачи программы; е) сроки реализации; ж) перечень основных подпрограмм; з) исполнители подпрограмм и основных мероприятий; и) объем и источники финансирования; к) ожидаемые конечные результаты реализации программы; л) система организации контроля за исполнением программы.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения путем осуществления программы.

2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы, "t -

3. Система мероприятий программы.

4. Ресурсное обеспечение программы.

5. Механизмы реализации программы.

6. Организация управления программой и контроль за ее реализацией.

7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

Приложения: 1) объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам и содержанию расходов, источникам финансовых средств; с разбивкой по этой схеме по подпрограммам); 2) дополнительная информация по программе (графики, диаграммы, отечественный и мировой опыт, литература по теме и др.).

Вторая структура основывается на обобщении нескольких сотен конкурсных проектов, которые представлялись молодежными и детскими общественными объединениями в федеральный орган исполнительной власти начиная с 1995 г. (по итогам конкурса проекты-победители получали частичное финансирование из средств федерального бюджета).

1. Проблема, на решение которой направлен проект.

2. Цели проекта.

3. Описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта, и предъявляемые к ним требования.

4. Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты. Порядок использования полученных результатов и круг лиц, в интересах которых они должны использоваться.

5. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение.

6. Порядок осуществления руководства и контроля за выполнением данного проекта (включая список лиц, непосредственно ответственных на ее реализацию).

7. Смета расходов.

 

Технологии социального проектирования предусматривают два вида алгоритмов: алгоритм разработки социального проекта и алгоритм управления проектом со стороны руководителя.

Алгоритм разработки социального проекта, направленного на апробацию инновационной социальной технологии, включает в себя ряд обязательных этапов:

1. Инициация проекта - главной целью является определение необходимости внедрения инноваций или изменений. Именно на первом этапе определяется актуальность проекта - проблемное поле и целевая аудитория, выявляются ее потребности и формулируется основное противоречие, требующее своего разрешения в ходе реализации проекта.

2. Планирование проекта - формулирование главной SMART -цели и задач, на решение которых направлена реализация проекта.

3. Проведение SWОТ-анализа, т. е. определение сильных и слабых сторон объекта в достижении поставленной цели на момент разработки проекта, а также определение возможностей, возникающих при реализации проекта, и осознание угроз, возникающих в ходе реализации проекта, и способов их минимизации. Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом)[1].

4. Определение необходимости проекта - формулирование возможных последствий «незапуска» проекта.

5. Определение основных принципов реализации проекта относительно поставленной цели.

6. Описание сути социальной технологии, предлагаемой для достижения поставленной цели проекта.

7. Определение жизненного цикла проекта и этапов его реализации.

8. Разработка критериев результативности проекта [28].

Алгоритм управления проектом со стороны руководителя представляет собой цикл управленческих функций:

1) планирование проекта, в том числе в начале проекта - определение ресурсного обеспечения, выбор проектной команды и их мотивация, в дальнейшем - более детальное планирование проекта с учетом текущей ситуации;

2) организация работы по реализации проекта, либо координация работы;

3) контроль реализации каждого этапа проекта, т. е. сбор фактических данных о ходе работ и сравнение их с плановыми;

4) анализ результатов реализации каждого этапа проекта, в том числе анализ возможного влияния отклонений на ход реализации проекта в целом и выработка соответствующих управленческих решений;

5) внесение, в случае необходимости, корректив в существующие планы реализации проекта.

На этапе завершения проекта проводится детальный анализ достигнутых результатов, определяются дальнейшие перспективы проекта, в том числе внедрение в деятельность учреждения отработанных технологий через обучение им соответствующих специалистов либо отказ от технологии как неперспективной.

Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Они выделяются по- разному. Применительно к социальным проектам, вслед за В. Луковым, в качестве основных можно принять следующие этапы:

1. Разработка концепции проекта.

2. Оценка жизнеспособности проекта.

3. Планирование проекта.

4. Составление бюджета.

5. Защита проекта.

6. Предварительный контроль.

7. Этап реализации проекта.

8. Коррекция проекта по итогам мониторинга.

9. Завершение работ и ликвидация проекта.

Значительная часть работы проводится до фазы реализации проекта. Ниже представлена краткая характеристика и последовательность

шагов в процессе работы над социальным проектом [23].

Актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества социальная проблема, решению которой призван способствовать наш проект.

В крупных проектах разработчики сталкиваются с целой совокупностью проблем и проблемных ситуаций. Их необходимо по возможности упорядочить. Для этого может использоваться такая процедура, как построение «дерева проблем».

Социальные проблемы в реальности имеют разное значение: одни лежат в основе решения других. Иерархия проблем отражена в «дереве проблем»: корни «дерева» - ключевые проблемы, ствол - субключевые, ветви - производные второго, третьего и т.д. порядков. Проблемы последующих порядков не проистекают из проблем предыдущих порядков, а получают возможность разрешения по мере успешного решения предыдущей.

Определив, в чем замысел, и установив, на решение какой проблемы направлен проект, можно сформулировать цель проекта.

Цель есть то, чего хочет автор достичь в ходе реализации проекта.

Формулировка цели должна быть увязана с выявленной социальной проблемой.

Цель должна быть достижима в рамках данного проекта.

Цель должна формулироваться как безусловная.

Цель должна предусматривать итоговый результат.

Задачи проекта - конкретные действия, которые предстоит осуществить. Задачи прямо вытекают из цели проекта. Конкретность и обозримость результата реализации - отличительная сторона и главное требование к формулировке задач.

Обоснование проекта характеризует его реализацию в правовом, экономическом, организационном отношениях.

Нормативно-правовое обоснование:

· нормативно-правовой статус объекта;

· перечень нормативных документов, регулирующих данную сферу деятельности:

- международные документы;

- конституция РФ;

- федеральные законы;

- законы субъектов Федерации;

- федеральные и региональные целевые социальные программы;

- постановления правительства;

- инструктивные письма;

- приказы руководителя социальной организации;

- уставы социальной организации.

Финансовое обоснование:

· источники финансирования и регулярность поступления средств;

· бюджет проекта:

1. расходы единовременные;

2. расходы регулярные.

Организационное обоснование:

· описание помещений;

· перечень материально-технического оборудования;

· кадры: штатные сотрудники;

· сотрудники на договорных отношениях; внештатные, привлекаемые сотрудники.

Необходимо предусмотреть успех и не допустить провала проекта. Другими словами, установить степень риска. Чтобы избежать неудач, важно вести постоянный сбор и анализ информации по вопросам, связанным с проектом. Оценивая жизнеспособность проекта, необходимо выяснить особенности социальной среды, в которой планируется его реализовать.

Для корректного решения проблемы необходимо и адекватное её описание. Основная задача такого описания - предъявление проблемы, с одной стороны, как значимой и актуальной, а с другой - демонстрация принципиальной возможности её решения или, по крайней мере, значительного продвижения в её решении с помощью проектных методов и подходов.

Здесь важна демонстрация того, что авторы проекта видят корень, причину проблемы, для решения которой он и выполняется, а не только их следствия.

Прогнозы развития ситуации позволяют:

а) оценить значимость тех или иных проблем,

б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов,

в) сформировать «образ желаемого будущего».

В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются:

а) достаточный интеллектуальный уровень,

б) достаточный творческий потенциал,

в) умение и желание работать в команде.

«Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит:

а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач,

б) максимально задействовать ресурсы «аудитории»,

в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

Следующий этап работы над проектом составляет его планирование, задача которого - установить перечень и порядок мероприятий по реализации проекта. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат.

При планировании социального проекта предполагается ориентироваться на правила ресурсов, времени, места

Правило ресурсов: ресурсы, которые можно не использовать без большого ущерба для достижения цели, не следует использовать.

То, что ресурсы, которые можно привлечь для реализации проекта, ограничены, - исходное положение социального проектирования. Очевидно, что при недостатке ресурсов нужно с этим считаться в планировании мероприятий. Но нередко какой-то из видов ресурсов имеется в избытке и легко доступен. Возникает искушение воспользоваться этим обстоятельством.

Рациональное планирование должно противостоять такому искушению, поскольку привлечение излишних ресурсов деформирует проект и отвлекает усилия от других участков деятельности.

Правило времени: если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых проектов.

В долгосрочных проектах приходится проводить существенную коррекцию проекта на отдаленных по времени этапах. Снизить роль таких

корректирующих действий можно, придавая каждому более или менее длительному этапу реализации проекта самостоятельный характер.

Рубежный контроль в таком случае приобретает черты заключительного контроля для каждого из выделенных подпроектов.

Правило места: если проект не может быть осуществлен по единому стандарту и подходам на большой территории, то лучше его разделить на локальные проекты, определяя свои стандарты и подходы для каждой группы однородных территорий.

Крупные проекты нередко имеют разные возможности для реализации в зависимости от территории. Это создает проблемы усреднения показателей, которые в этом случае не могут выполнять роль контрольных. Тогда правильнее сформулировать задачи проекта раздельно для однородных территорий, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Правило последствий: поскольку всякий проект имеет позитивные и негативные последствия, надо стремиться к уменьшению до минимума негативных и развертывания до максимума позитивных последствий его осуществления.

Понимание того, что негативные последствия социального нововведения неизбежны, важно для ориентации проектных разработок. Продумывание превентивных мероприятий по предупреждению таких последствий составляет одну из задач планирования. При этом наиболее эффективны те превентивные мероприятия, которые опираются на внутренние свойства самого проекта, а не на дополнительные, внешние для него источники и средства. Очевидно, что проект, порождающий негативные последствия для людей, лучше не осуществлять.

Самый простой план строится как таблица, в которой строки отражают содержание действий, а столбцы - параметры, важные для организации дела.

План соединяет комплекс деятельности и комплекс ресурсов, а поскольку тот и другой имеют четкое количественное выражение, есть возможность формализовать работу по проекту и применить известные управленческие алгоритмы. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе и переводом его позиций в графическую форму.

Ориентиром в том, как вести эту работу, выступят рекомендации по составлению бизнес-планов. Таких рекомендаций много, но технологически они близки.

Бюджет это - основной финансовый документ, финансово- экономическое обоснование проекта. Без данного раздела не может обходиться ни один проект и никто не выделит средств.

Основными свойствами бюджета проекта можно назвать:

· обоснованность;

· логичность - взаимосвязанность с запланированными мероприятиями и иными действиями;

· соразмерность масштабу проекта;

· эффективность расходов;

· создание эффекта социальной и экономической устойчивости.

Наиболее удобная форма представления бюджета проекта - табличная.

Особую проблему составляет защита проекта, финансирование которого предполагает обращение к меценатам и в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Здесь поддержка во многом зависит от того, насколько удачным оказывается установление личного контакта. Поскольку это очень сложная задача с большой психологической нагрузкой на просителя средств, ему необходимо предпринять защитные меры.

Готовность проекта по ресурсам и достижение промежуточных и финальной фазы реализации подтверждается контролем. В технологии управления проектами принято выделять три вида контроля.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Его назначение - заранее проверить, насколько проект обеспечен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кадровое обеспечение.

Текущий контроль - это позволяет контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. Показатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проекта его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, качеству.

При завершении работ стоит задача дать интегральную оценку того, что достигнуто при реализации проекта в целом. С этой целью проводится заключительный контроль.

Все выделенные виды контроля находятся внутри проекта: их производят те, кто работает в самом проекте, кто управляет им. Внешние проверки, которые могут осуществлять инвесторы, налоговая служба, прокуратура и т. д., не являются контролем, направленным на обеспечение реализации проекта.

Контроль призван зафиксировать состояние проекта на заранее обозначенных вехах, чтобы, во-первых, убедиться в том, что дело идет, а не стоит, во-вторых, принять корректирующие решения, в-третьих, зафиксировать назревающие проблемы, которые не могли быть должным образом оценены на этапе разработки проекта, и предусмотреть их своевременное разрешение.

Этап реализации социального проекта полностью зависит от того, насколько успешно проведены подготовительные работы, т. е. насколько сумели концептуально осмыслить проект, перевести концепцию в планы работ, финансирования и ресурсного обеспечения и оценить жизнеспособность проекта. На этом основании можно представлять свой проект обществу и защищать его.

В зависимости от характера и масштабов проекта необходимо избрать структуру управления им на этапе реализации.

Управление проектами может осуществляться разными способами, которые в основном сводятся к трем управленческим структурам: функциональной, матричной и проектному управлению [15].

Мониторинг проекта не представляет собой формы его внутреннего контроля, хотя широко и плодотворно используется в этих целях.

Его назначение - фиксация динамических изменений проекта и его среды под влиянием их взаимодействия. Даже в краткосрочных проектах возможны заметные изменения в условиях жизнеобеспечения проекта по сравнению с первоначальными. В среднесрочных и долгосрочных проектах это неизбежно.

Регулярные исследования по однородным параметрам дают динамическую характеристику проекта и его контекста, которая не может быть в полной мере предугадана на стадии разработки. Проект способен порождать по мере своего осуществления непредвиденные обстоятельства, которые сами становятся по отношению к нему внешними факторами.

Разумеется, здесь может выявиться и какая-либо неожиданная опасность для общества. Но в такой же мере мы вправе говорить, что проект может порождать и непредвиденные позитивные процессы и явления, которые дают основание для его расширения, развития, структурного усложнения и т. д.

На завершающем этапе контрольная функция соединяется с подведением общих итогов работы над проектом. Заключительный контроль позволяет зафиксировать завершение работы по проекту. Эта стадия предусматривает и осмысление реализации проекта.

 

Пока проект не ликвидирован, он не завершен. Ликвидация проекта - это действия по прекращению всех вытекающих из него прав и обязательств. Прежде чем менеджеры проекта сложат с себя обязанности, они должны представить полный отчет о завершении работ по проекту тем, кто их нанял. Этот отчет считается принятым после соответствующего утверждения или при отсутствии претензий в течение определенного срока (обычно месяца со времени представления). Если для осуществления проекта создавалась специальная структура, она должна быть также ликвидирована. Проект как подразделение в какой-либо организации ликвидируется приказом по организации.

Использование различных методов подготовки проекта не только делает его более продуманным, реалистичным и конкурентоспособным, но и создает благоприятные условия для формирования команды проекта.

Подводя итоги, отметим, что осуществление социального проекта требует широкого спектра контактов (часто межведомственного уровня), привлечения значительных информационных, людских, материально-технических, финансовых ресурсов.

Технология социального проектирования – это совокупность методов и приемов «изготовления» текста документа, в котором описываются процессы достижения социально-значимых целей с учетом человеческих, материально-технических, финансовых, организационных ресурсов, что в свою очередь является актуальным и эффективным средством социализации молодых людей, формированием самостоятельности и ответственности за свои мысли, чувства, действия, поведение, заботы о ближнем и дальнем окружении человека.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!