Сущность социального проектирования и типология социальных проектов





Социальное проектирование как способ формирования созидательной активности молодежи в современном обществе

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, ГМП в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:

§ вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

§ развитие созидательной активности молодежи;

§ интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Одним из основных методов реализации приоритетных направлений работы с молодежью признается метод разработки и осуществления социальных проектов.

Социальное проектирование представляет собой гибкую модель развития мышления, формирования умений программирования деятельности, организации взаимодействия субъектов общественных отношений. Это такое «социальное средство», которое способствует формированию умений целеполагания, нахождения оптимальных путей достижения сформулированных целей, эффективного использования доступных ресурсов. Социальное проектирование способствует развитию умений определять потребности людей, реальный спрос на рынке товаров и услуг, описывать исходное и желаемое состояние объекта, определять процессы изменения состояния объекта, оценивать результаты своего труда.

Определяя потребности людей и изготавливая продукцию (оказывая услуги), человек входит в отношения зависимости – несет ответственность. Он, например, выполняет определенные обязанности и, таким образом, становится подотчетным. Или самостоятельно принимает решение и совершает действия – самоопределяется на выполнение долга. Объектом ответственности могут быть другие люди, будущие поколения, общности, животные, окружающая среда и т.п. Интегративный опыт деловой ответственности молодые люди приобретают в процессе проектирования и реализации проектной идеи.

Кроме формирования чувства ответственности за принятые решения в ходе проектирования и реализации проектной идеи решается комплекс актуальных задач, включающих:

§ развитие самостоятельности,

§ объективное оценивание своей деятельности,

§ развитие коммуникативных умений,

§ развитие способности работать в группе (при коллективном проекте),

§ обучение анализу своей деятельности,

§ формирование умений правильно описывать процесс своей деятельности,

§ развитие способности презентовать свою деятельность.

Социальное проектирование можно считать системообразующим фактором социализации, самореализации, решения собственных проблем, придающим им интегративный характер и практическую направленность. Проектирование важно и потому, что самый ценный и прочный опыт формируется самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Привлекательность этого метода состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом и в ходе реализации проектной идеи у молодежи развиваются организационные и рефлексивные способности.

Для формирования созидательной активности молодежи в процессе социального проектирования необходимо решить, как минимум, три задачи:

ü вызвать интерес и сформировать положительное отношение к социальному проектированию;

ü побудить принять участие в деятельности проектирования и реализации проектной идеи, учитывая потребности, интересы и потенциал молодежи;

ü формировать и развивать чувство ответственности за свои поступки и действия в ходе проектирования, реализации проектной идеи в совместной деятельности с другими.

Специфическиеформы проявления созидательной активности связаны с глубинными процессами внутренней деятельности, где особенно остро происходит борьба за себя как деятельного субъекта, за введение себя в общественно значимое состояние, в культурный мир общества. Достигается это в процессах самопознания и самообнаружения, самопонимания, личностного и профессионального самоопределения, саморегуляции. Они являются факторами, воздействующими на созидательную активность. Созидательно активный молодой человек уже заключает в себе определение – целеобразующего, социального проектирующего субъекта.

Сущность социального проектирования и типология социальных проектов

Социальное проектирование — это научно-теоретическая и одновременно предметно - практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Субъекты социального проектирования: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы. Неотъемлемая черта субъекта проектирования — его социальная активность.

Объекты социального проектирования:

· человек как индивид общества со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;

· разнообразные элементы и подсистемы социальной структуры общества (социальные группы, трудовые коллективы);

· разнообразные общественные отношения (управленческие, нравственные, политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, эстетические).

Современное социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Участие населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений представителей власти или частных лиц — одно из фундаментальных основ практики социального проектирования во многих странах. Включение общества в разных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов значительно повышает гражданскую активность населения.





Читайте также:
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.