Цели, принципы, сущность, задачи и функции маркетинга




Понятие и сущность маркетинга

Философия, методология, объекты, назначение

И система маркетинга

Предпринимательство определяют как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях и спросе конечного потребителя на продукцию, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, логистики, менеджмента, ориентированных на лучшие новации.

Эффективным средством и базой предпринимательства является маркетинг, который используется для разработки и принятия предпринимательских решений и играет ключевую роль в системе предпринимательской деятельности (см. табл.1.1).

Современный маркетинг – это сложное социально-экономическое явление, которое следует рассматривать как совокупность четырех динамичных факторов деятельности:

- маркетинг как философия взаимодействия и координация предпринимательской деятельности;

- маркетинг как концепция управления;

- маркетинг как средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде;

- маркетинг как метод поиска решений.

Философия маркетинга требует, чтобы предпринимательская деятельность базировалась на теории индивидуального выбора, исходящего из принципа приоритета потребителя. Маркетинг является одновременно системой мышления и системой действия, переводящей принцип приоритета покупателя на оперативный язык средств и методов управления.

Методология маркетинга строится на классических принципах, сформулированных Ж.Ж.Ламбеном в виде четырех центральных идей, на которых основывается рыночная экономика.


Таблица 1.1.

Маркетинг – база предпринимательства

Современный маркетинг сложное социально-экономическое явление, которое следует рассматривать как совокупность четырех динамичных факторов деятельности: - маркетинг как философия взаимодействия и координация предпринимательской деятельности - маркетинг как концепция управления - маркетинг как средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде - маркетинг как метод поиска решений Назначение маркетинга формирование и постоянное развитие процесса обмена, чтобы сделать этот обмен взаимовыгодным для участвующих   Маркетинг является одновременно системой мышления и системой действия, переводящей принцип приоритета покупателя на оперативный язык средств и методов управления
Философия маркетинга предпринимательская деятельность базируется на теории индивидуального выбора, исходящего из принципа приоритета потребителя   Теория индивидуального выбора характер вознаграждения определяется индивидуальными мотивами и предпочтениями людей, основанными на системе ценностей, культуре и вкусе   Принцип приоритета потребителя потребитель занимает в капиталистической экономике центральное положение   в конечном счете, потребитель решает, что должна производить экономика   Методология маркетинга Первый принцип природа человека определяет его стремление получать вознаграждение от жизни   преследование личного интереса каждым индивидом формирует, в конечном итоге, благосостояние всего общества Второй принцип характер вознаграждения определяется индивидуальными мотивами и предпочтениями людей, основанными на их системе ценностей, культуре и вкусе Третий принцип только с помощью свободного и конкурентного обмена люди и организации достигнут своих целей наилучшим образом Четвертый принцип люди ответственны за собственные действия и способны самостоятельно решать, что для них хорошо, а что нет     Объекты маркетинга Товары   Услуги   Идеи   Организации   отдельные лица и места Система маркетинга Поставщики субъекты маркетинговой среды, в функцию которых входит обеспечение фирм и их конкурентов необходимыми ресурсами Конкуренты фирмы или физические лица, выступающие в качестве соперника к другим предпринимательским структурам. Посредники фирмы или отдельные физические лица, которые помогают предприятиям-производителям продвигать их продукцию. Потребители фирмы или отдельные физические лица приобретающие товары и услуги, находящиеся на рынке.  
       

Первый принцип базируется на том, что природа человека определяет его стремление получать вознаграждение от жизни. Преследование личного интереса каждым индивидом формирует, в конечном итоге, благосостояние всего общества.

Второй принцип возникает из утверждения, что характер вознаграждения определяется индивидуальными мотивами и предпочтениями людей, основанными на их системе ценностей, культуре и вкусе.

Третий принцип основывается на том, что только с помощью свободного и конкурентного обмена люди и организации, с которыми они взаимодействуют, достигнут своих целей наилучшим образом.

Четвертый принцип означает, что люди ответственны за собственные действия и способны самостоятельно решать, что для них хорошо, а что нет. Средства маркетинга могут лишь корректировать этот выбор.

Объектами маркетинга могут быть: товары, услуги, идеи, организации, отдельные лица и места.

Главное назначение маркетинга – формирование и постоянное развитие процесса обмена, чтобы сделать этот обмен взаимовыгодным для участвующих в нем партнеров. Реализация назначения достигается через систему маркетинга. Ф. Котлер определяет систему маркетинга как комплекс наиболее существенных рыночных отношений и информационных потоков, которые связывают фирму с рынками сбыта ее товаров. Маркетинговая система включает в свой состав следующие элементы: поставщики, конкуренты, посредники, потребители и фирму, деятельность которой является предметом анализа. Формирование и функционирование маркетинговой системы происходит в определенной окружающей среде, которая создается под влиянием факторов и условий рыночного пространства и ограничений со стороны социально-экономических, политических, культурных, демографических и экологических факторов.

Поставщики – субъекты маркетинговой среды, в функцию которых входит обеспечение фирм и их конкурентов необходимыми ресурсами.

Конкуренты – фирмы или физические лица, выступающие в качестве соперника к другим предпринимательским структурам. Конкуренты своими действиями на рынке могут оказать воздействие на результаты деятельности предприятия-соперника.

Посредники – фирмы или отдельные физические лица, которые помогают предприятиям-производителям продвигать их продукцию. Различают торговых, логистических, маркетинговых и финансовых посредников. К торговым посредникам относят оптовых и розничных торговцев. Логистические посредники занимаются услугами в системе складирования, транспортировки, товародвижения. Маркетинговые посредники оказывают помощь в системе взаимодействия фирмы с субъектами маркетинговой системы. Финансовые посредники осуществляют банковские, кредитные, страховые и другие финансовые услуги.

Потребители – фирмы или отдельные физические лица приобретающие товары и услуги, находящиеся на рынке.


Цели, принципы, сущность, задачи и функции маркетинга

 

Главной целью маркетинга должно быть согласование спроса и предложения.Цели маркетинговой деятельности тесно связаны с целями фирмы. К основным целям фирмы можно отнести: завоевание рынка; рентабельность, финансовую устойчивость; обеспечение социальных факторов производства; создание и укрепление позиций на рынке и престижа фирмы.

Маркетинговые цели можно разделить на экономические и психографические (см. табл. 1.2.). Первая группа целей тесно связана с генеральными целями предприятия (прибыль, рентабельность, надежность и др.). Вторая группа ориентирована на достижение результата воздействия маркетинговых мероприятий на менталитет и потребительское поведение.

Профессор Е.П. Голубков предлагает следующую структуру целей маркетинговой деятельности. Общая цель – обеспечение целей развития компании путем проведения эффективной маркетинговой политики. Цель для отдельных товаров и рынков – получение определенной прибыли (доли продаж) на определенном рынке при реализации определенных товаров. Цель отдельных элементов комплекса маркетинга для соответствующего товара и рынка – продукт, цена, продвижение продукта, доведение продукта до потребителя.

Принципы маркетинга – это наиболее значимые положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение.

Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировалось на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка.


Таблица 1.2

Цели, принципы, сущность и задачи маркетинга

Главная цель маркетинга Согласование спроса и предложения
    Маркетинговые цели Экономические цели прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость и др.  
Психографические цели цели, ориентированные на достижение результата воздействия маркетинговых мероприятий на менталитет и покупательское поведение потребителя  
  Структура целей маркетинговой деятельности Общая цель обеспечение целей развития компании путем проведения эффективной маркетинговой политики   Цели для отдельных товаров и рынков получение определенной прибыли (доли продаж) на определенном рынке при реализации определенных товаров   Цели отдельных элементов комплекса маркетинга для соответствующего товара и рынка продукт, цена, продвижение продукта, доведение продукта до потребителя  
Принципы маркетинга Наиболее значимые положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение  
Сущность маркетинга Производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировалось на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка
Назначение маркетинга Формирование и постоянное развитие процесса обмена, чтобы сделать этот обмен взаимовыгодным для участвующих в нем партнеров  
  Задачи маркетинга Главные задачи маркетинга выявить, количественно оценить и реализовать существующие и потенциальные возможности предприятия и рынка с целью сбалансирования спроса и предложения   Основные задачи по достижению целей маркетинга - задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса - задачи, относящиеся к сфере предприятия или фирмы - задачи, относящиеся к окружающей среде и общественным образованиям  

 

 


В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:

- производить только то, что нужно потребителю;

- выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей;

- организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;

- концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности фирмы;

- использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей;

- применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка;

- ориентировать деятельность предприятия на долговременную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке;

- учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла;

- помнить о первичности рынка по отношению к планам организаций и отраслей;

- придерживаться взаимодействия и межотраслевой координации планов в целях сбалансированности спроса и предложения;

- стремиться к активности, в определенных ситуациях к агрессивности, в процессе поиска и формирования конкурентных преимуществ и имиджа фирмы или товаров на рынке.

Анализ целей маркетинга позволяет сформулировать основные задачи по их достижению:

- задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса;

- задачи, относящиеся к сфере предприятия или фирмы;

- задачи, относящиеся к окружающей среде и общественным образованиям.

Задачи маркетинга, относящиеся к сфере рынка, исходя из конъюнктуры спроса, показаны в таблице 1.3.

Таблица 1.3.

Задачи маркетинга, относящиеся к сфере рынка,

исходя из конъюнктуры спроса

Конъюнктура спроса Задачи маркетинга
Полный спрос Поддерживать удовлетворение потребности
Падающий спрос Создать потребность
Скрытый спрос Развить потребность
Приостанавливающийся спрос Оживить потребность
Колеблющийся спрос Синхронизировать спрос
Чрезмерный спрос Отрегулировать спрос

 

Главные задачи маркетинга заключаются в том, чтобы выявить, количественно оценить и реализовать существующие и потенциальные возможности предприятия и рынка с целью сбалансирования спроса и предложения.

Функции маркетинга нацелены на организацию и осуществление процесса обмена между фирмой и ее клиентами. Под термином «функция» понимается термин «действие». Сущность понятия «функция маркетинга» характеризуют утверждения: комплекс видов специализированной деятельности в процессе маркетинга, направления маркетинговой деятельности, обособившиеся в процессе специализации. Можно выделить четыре блока комплексных функций с рядом подфункций (см. табл. 1.4.).


Таблица 1.4

Функции маркетинга

 

Маркетинговая деятельность реализуется с помощью следующих функций и подфункций
Аналитическая функция   Производственная функция   Сбытовая функция   Функция управления и контроля  
  · Изучение рынков   · Изучение потребителей   · Изучение фирменной структуры   · Изучение товара   · Планирование маркетинга   · Анализ внутренней среды предприятия   · Организация производства новых товаров, разработка новых технологий и продуктов   · Организация материально-технического снабжения   · Управление качеством и конкурентоспособностью продукции   · Организация системы товародвижения   · Организация сервиса   · Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта   · Проведение целенаправленной товарной политики   · Проведение целенаправленной ценовой политики   · Планирования маркетинга   · Информационное обеспечение маркетинга   · Коммуникационное обеспечение управления маркетингом   · Организация контроля маркетинга  

 


1. Аналитическая функция: изучение рынка; изучение потребителей; изучение фирменной структуры; изучение товара; анализ внутренней среды предприятия.

2. Производственная функция: организация производства новых товаров, разработка новых технологий; организация материально-технического снабжения; управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

3. Сбытовая функция: организация системы товародвижения; организация сервиса; организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта; проведение целенаправленной товарной политики; проведение целенаправленной ценовой политики.

4. Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии; информационное обеспечение управления маркетингом; коммуникативная политика маркетинга; организация контроля маркетинга.


Определение маркетинга

 

В основе термина «маркетинг» лежит слово «market», что означает «рынок». Маркетинг согласно его широкому пониманию — это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом.

В основе этого определения лежат следующие ключевые понятия: нужды, потребности и запросы; товары; потребительская ценность, удовлетворенность и качество; обмен, сделка и взаимоотношения; рынок.

Нужды, потребности и запросы. Самое важное из понятий маркетинга — нужды человека. Нужда — это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом. У людей множество самых разнообразных нужд. Их можно разделить на физические — нужда в пище, одежде, тепле и безопасности; социальные — в общении и привязанностях; индивидуальные — потребности в знаниях и самовыражении. Эти нужды не изобретены маркетологами, они обусловлены человеческой природой. Иерархия потребностей по Маслоу показана на рис. 1.1.

Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Потребности принимают форму объектов, способных удовлетворить нужды. Человеческие потребности растут по мере развития общества.

Запросы – это потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью. Взаимодействие нужд, потребностей и запросов человека показано на рис. 1.2.


 

 


Потребности

В самоутверждении

И саморазвитии

 
 


Потребности в уважении

(самоуважение, признание окружающих,

статус)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: