Монти Винченцо — Биография




Винченцо Монти (итал. Vincenzo Monti; 19 февраля 1754 года, Альфонсине — 13 октября 1828 года, Милан) — итальянский поэт и филолог; сначала роялист и враг французской революции, потом обличитель папства, автор патриотических поэм и трагедий. Переводчик «Илиады» Гомера.

Учился в Ферраре. Дебютировал «Видением Иезекииля» (1776) и был принят в члены римской академии Аркадии. В Риме Монти издал первый сборник своих стихотворений (1779), частью написанных в античном духе, частью во вкусе Оссиана, и выступил соперником Альфиери в ряде трагедий: «Аристодем» (1787), «Галеотто Манфреди» (1788), «Кай Гракх» (1796). Последние две ценились в Италии столь же высоко, как лучшие из произведений Альфиери и Фосколо.

В 1793 г. умерщвление народом Бассвиля, делегата Французской республики, послужило Монти поводом к созданию поэмы «Bassviliana» — одного из лучших его творений; написана она, по примеру Данте, звучными терцинами.

Долго преклонявшийся перед римским двором и восстававший против «революционной французской гидры» Монти, переехав в Милан (1797), стал славословить разум и свободу, проклинать злодеяния папства (в «Fanatismo»), поносить «тирана, гнусного Капета» (в «Superstizione»), обличать тень роялизма, плодящую крамолы в республике («Il Pericolo»); в «Канцоне» по случаю конгресса в Удине превозносится восходящее солнце — Бонапарт. Эта бесцеремонная измена всем прежним верованиям восстановила против Монти писателя Джанни и других из враждебного лагеря и породила страстную между ними полемику.

Занятие Италии Суворовым заставило Монти в числе прочих бежать во Францию. Возвратясь в Италию после битвы при Маренго, он был назначен в павийский университет профессором красноречия. Льстивая ода, обращенная к Наполеону по случаю коронования в Милане, доставила Монти должность историографа нового королевства.

Он продолжал восхвалять императора и его победы в благозвучных гимнах и поэмах, злоупотребляя мифологическими намеками и монотонными появлениями вещих теней. Из этих произведений наиболее удачны «Bardo della selva nera» (1806), лирическая поэма, и «Hada di Federico» (1807) — в честь победы Наполеона над Пруссией. Не зная греческого языка, Монти с помощью учёных эллинистов принялся за перевод «Илиады» и создал нечто далекое от оригинала по духу, но написанное чудными стихами. После падения Наполеона Монти удержал положение историографа и встретил возвращение «законных властей» со свойственной ему лестью («Mistico omaggio», «Invito a Pallade», «Il ritorno d’Astrea»). Когда австрийское правительство вознамерилось путем печати воздействовать на общественное мнение, во главе журнала «Biblioteca italiana» был поставлен Монти, который и принялся обличать писателей, неугодных правительству.

Наиболее значительное прозаическое сочинение Монти, «Correzioni al Vocabulario delia Crusca» (1817—1824, Милан), написанное им в сотрудничестве с его зятем, Джулио Пертикари, остроумно трактует грамматические вопросы и значение итальянских диалектов, изобилуя нападками против академии делла Круска, которая благородно отомстила поэту, приняв его в свою среду.

Конец своих дней Монти мирно провёл в кружке литературных меценатов, которым посвящены его лебединые песни: «Il cespuglio delle quatro rose», «Il Sollievo alla melancolia» и т. д.

Учился сначала в семинарии в Фаэнце, затем в Феррарском университете, но, в конце концов, предпочел заниматься не медициной, а литературой. В 1775 г. был принят в академию «Аркадия». В 1776 г. опубликовал небольшую поэму «Видение Иезекииля», благодаря чему добился покровительства кардинала Шипионе Боргезе. В 1778 г. он обосновался в Риме и скоро завоевал широкую известность – этому способствовали комплиментарные сочинения, посвященные папе Пию VI и другим влиятельным лицам, в частности поэма «Красота вселенной» (1781), которую Монти написал по случаю бракосочетания папского племянника, и небольшая поэма «Ферониада» (начата в 1784 г.) – о попытке осушения понтийских болот, предпринятой Пием VI. Большой резонанс имели патриотические стихи и тираноборческая трагедия «Аристодем» (1787). В 1793 г. Монти написал свою знаменитую кантику «На смерть Уго Басвиля», более известную как «Басвилиана», в которой в аллегорических картинах и видениях изобразил жестокости якобинцев во Франции, казнь короля Людовика XVI и в то же время воспел светскую власть папы. В 1797 г. Монти покинул Рим, жил в Болонье и Венеции, где познакомился с Уго Фосколо. В это время его уже вдохновляли революционные идеи. В 1798 г. он написал три антипапские и антимонархические кантики «Фанатизм», «Суеверие» и «Опасность». В 1799 г. Монти бежал от австро-русских войск в Париж, а с 1801 г. поселился в Милане и в следующем году получил кафедру риторики в Павийском университете, которую занимал до 1804 г. Конец 1790-х – начало 1800-х годов насыщены филобонапартистскими настроениями. Наполеона Бонапарта, призванного, по мнению Монти, принести на многострадальную итальянскую землю мир и культурное возрождение, поэт воспел в оде «На освобождение Италии» (1801), поэмах «Прометей» (1797), «Благодеяние» (1805), «Певец Черного Леса» (1806), в трагедии «Кай Гракх» (1801) и в своей лучшей поэме «Маскерониана» (1801), написанной на смерть математика и поэта Лоренцо Маскерони. После падения наполеоновской империи поэт восславлял Габсбургов в театральных действах «Мистическое подношение» (1815) и «Возвращение Астреи» (1816). К 1825 г. относятся идиллия «Свадьба Кадма и Эрмионы» и «Речь о мифологии», в которой Монти защищает классицистическую поэзию от романтиков. Один из самых популярных в Италии начала XIX в. трудов Монти – перевод «Илиады» Гомера, выполненной в неоклассицистической манере (1810-1825). По словам Леопарди, Монти «обладал слухом и воображением, но был лишен сердца». Тем не менее, благодаря формальному совершенству своих стихов и богатой фантазии, в начале XIX в. он общепризнанно считался ведущим поэтом Италии. Многие испытали его влияние, в том числе Фосколо, Леопарди и Мандзони. (1754-1828)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: