Ый год жизни: Доверие – недоверие к миру.
Потребность в безопасности и комфорте, присущая этой стадии, неудовлетворённая близкими значимыми людьми в столь раннем возрасте, связана с дальнейшей реализацией её химическим путём в дальнейшей жизни. Неблагополучно пройденный кризис 1-го года жизни - это, как правило, основа механизма алкогольной и табачной зависимости.
Видели вы выражение лица ребёнка, сосущего материнскую грудь? - Абсолютное беззаботное блаженство и счастье в слиянии с матерью! Зависимые от алкоголя и табака личности символически возвращают себя в подобное состояние, беря в рот сигарету или опрокидывая рюмку. Через призму изменённого состояния сознания мир становится более дружелюбным и открытым, и зависимый стремится слиться с ним.
Й год жизни: Автономия – зависимость.
Неудовлетворённая потребность в автономии способствует стойкой фиксации на втором полюсе (зависимость) и формирует самоотношение путём усвоения уничижительного отношения значимых фигур и проявляется в поступках, цель которых угодить другому, подавляя свои способности. Это является базовой личностной предпосылкой стратегий созависимости и зависимости. Родители, стремясь побыстрее приучить ребёнка к горшку и не проявляя должного терпения и понимания в этот период, используют чувство вины и стыда для воспитания ребёнка, чем и формируют несамостоятельность, неприспособленность ребёнка, а также чувство вины, стыда и, как следствие, в дальнейшем неверие ребёнка в собственные силы, в первую очередь, в силы управлять собственным организмом. Так и вспоминается анекдот, ярко иллюстрирующий зависимое поведение: Мама с балкона зовёт ребёнка: «Изя! Иди домой!» «Мама, я замёрз?» «Нет, ты хочешь кушать!» Не выходящая из слияния мама, не позволяет это сделать и ребёнку. Именно здесь, на фазе автономия - зависимость формируется второй пласт и составная часть зависимых состояний – глубинное нарушение самооценки, проявляющееся в её стойком снижении, крайней хрупкости и неустойчивости.
|
Неблагополучно пройденный кризис 3-го года жизни - это, как правило, основа механизма наркотической и игровой зависимости. Это совершенно противоположно алкогольной зависимости. Здесь удовлетворяется потребность в отделении, в автономии, недополученная в детстве. Именно поэтому алкоголики и наркоманы презирают друг друга, им не по пути: одни ищут компании для слияния, вторые же ищут способ изолироваться от всех.
Й год жизни: Инициатива – вина.
Развитие интеллекта и инициативы в этот период связано с экспериментированием ребёнка, происходящим через метод проб и ошибок. Терпение значимых взрослых, окружающих ребёнка в этот период, и поощрение самостоятельности при разумных ограничениях приводит к благополучному разрешению кризиса. Правильная организация пространства для формирования чувства безопасности (например, убрать вазу наверх, чтобы ребёнок её не разбил, не порезался) будет лучшим ходом, нежели винить ребенка, если он что-то не так сделал. Родители же, как правило, спешат обвинить и пристыдить ребёнка, и зачастую это происходит так, что у ребёнка складывается ощущение непоправимости содеянного. Фразы типа «Ну, что ты опять натворил?!», «И зачем ты туда полез?» «Кто тебя просил это делать?!», «Уйди с глаз моих, чтоб я тебя не видел!» «Вечно от тебя одни проблемы!» крепко остаются в подсознании ребёнка и, наоборот, формируют безынициативность и постоянное чувство вины, преобладающее над стремлением к самостоятельности и ответственности.
|
Чтобы в дальнейшем эти чувства быстро как-то компенсировать, человеку нужно либо снова изменённое состояние сознания в виде алкоголя и наркотиков, либо формируется пищевая, любовная, игровая зависимости.
й год жизни: Компетентность – неполноценность.
Затруднения в адаптации и социализации могут формировать у ребенка хроническое чувство неполноценности, ощущение зависимости собственного эмоционального состояния от значимого Другого и внешнего мира. Если родителями в первую очередь и другими значимыми людьми, окружающими ребёнка, одобряются и признаются результаты труда и усилия, потраченные на них; ребёнка поддерживают, тогда возникает ощущение значимости и нужности. Если наоборот, ребёнка мало того не поддерживают, а ещё «навешивают» ярлыки (неудачник, нюня, копуша и т.п.), возникает постоянная потребность в систематическом получении позитивной оценки и одобрения своих действий. Это проявляется в хронически нереализованной потребности зависимого субъекта быть совершенным и лучшим, а также в избегании чувства своей несостоятельности, что легко впоследствии достигается при приёме психоактивных веществ и компенсаторном повышении самооценки в состоянии опьянения.
Изначальные причины формирования эмоциональной зависимости лежат в неполноценных детско-родительских взаимоотношениях, выражающихся в недостатке любви и поддержке ребенка от родителей, в осуждении, игнорировании, негативных оценках и разных формах насилия над рёбёнком: психологическом, сексуальном, физическом и экономическом.
В нашей стране подавляющая часть населения воспитывалась и продолжает воспитываться в атмосфере, где те или иные виды насилия считаются не только рядовыми вещами, но и якобы полезными для формирования личности ребенка, а на самом деле приводящими к эмоциональной зависимости. Именно поэтому риск обращения к наркотикам стоит практически перед каждым ребенком.