или Пожизненные каторжные работы как альтернатива смертной казни




Казнить нельзя помиловать,

Всю страну всколыхнуло убийство 9-летней девочки, совершённое 9 октября в Саратове. Задержанного по подозрению в преступлении 35-летнего, ранее судимого за изнасилование и разбой мужчину толпа разъярённых сограждан чуть не линчевала. От сотрудников полиции понадобилось немалое профессиональное мастерство, чтобы не допустить самосуда над предполагаемым преступником.

И вот уже набирает силу социологический опрос, запущенный на странице официальной группы Государственной думы в социальной сети «ВКонтакте». За возвращение смертной казни для детоубийц и педофилов выступает большинство опрошенных. По состоянию на 16.00 14 октября в опросе проголосовало 143 950 человек. Из них 79,16% за возвращение смертной казни для детоубийц и педофилов; 17,38% — против и 3,46% — за другие варианты. Приговаривать к смертной казни за убийства детей призвал бывший детский омбудсмен Павел Астахов, детский омбудсмен в Саратовской области Татьяна Загородняя и депутаты Госдумы от региона Ольга Алимова и Евгений Примаков. Петицию с требованием вернуть смертную казнь за такие преступления, которую запустил житель Саратова, подписали уже больше 26 500 человек. В целом, российское общество настроено решительно «ЗА » возвращение смертной казни. Это очень характерная примета времени после прошедшего 10 октября Всемирного дня борьбы со смертной казнью.

Оба автора неоднократно принимали участие в боевых столкновениях с открытым врагом. Доводилось и уничтожать противостоящего противника – лично и составом своих подразделений. Не столь часто, но каждый такой случай оставался зарубкой в памяти. Тут всё понятно, и по-честному: не мы их – так они нас. Другое дело, когда враг обезоружен и повержен. И дело тут совсем не в «европейских ценностях». «Остальным сдающимся давай пощаду: грех напрасно убивать. Они такие же люди» (Александр Суворов).

Потому, на наш взгляд, и нет единства общества по данному вопросу. Не всё здесь просто и однозначно.

Мы были воспитаны хоть и в безбожном, но с тысячелетней традицией христианства, обществе. Наиболее радикальное высказывание Иисуса о смертной казни касается преступлений против детей: «лучше было бы ему, если бы мельничный жёрнов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:2). Но и тут Христос не призывает к смертной казни, а лишь рассуждает, насколько тяжким является такое преступление против детей. В Основах социальной концепции Русской православной церкви сказано: «Отмена смертной казни даёт больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют её на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей» [1].

Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас выступил против возвращения смертной казни в России, мотивируя это тем, что «из-за длительного моратория на ее применение сложились устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым такому наказанию».

По данным на сентябрь 2016 года, в 60 странах мира около 22 500 человек ожидали приведения в исполнение смертного приговора. Наибольшее число «ожидающих», примерно 2500, находилось в тюрьмах США. В среднем ежегодно в мире смертной казни подвергаются от 1000 до 1500 человек[2].

С другой стороны, пожизненное лишение свободы не стало достойной заменой смертной казни, и люди справедливо возмущаются тем, что справедливости здесь нет: безутешным родителям останется всю жизнь оплакивать убиенного извергом ребёнка, а душегуб будет долгие десятилетия сидеть с относительным комфортом в камере, читать книжки, питаться трёхразово (за наш с вами счёт, уважаемые налогоплательщики). И периодически заявлять администрации учреждения – да надоело всё, смерти хочу, – твёрдо зная, что никакой смерти ему, пока Бог не отмерит, от людей не будет, ни в виде казни, ни в виде возможности совершить самоубийство. А за стенами тюрьмы будут множиться ряды изуверов, твёрдо знающих, что при любой творимой ими мерзости суд не вынесет им смертный приговор.

На 1 августа 2019 года в 7 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы отбывало наказание 1 998 чел.

На наш взгляд, разумной и справедливой мерой воздаяния преступнику за преступления против личности может стать такое уголовное наказание как пожизненные каторжные работы. Что же это такое? Давайте разберёмся.

В дореволюционной России КАТОРГА (каторжные работы) – есть тяжелый принудительный труд, выполняемый преступниками как наказание в пользу государства. В России каторжные работы впервые официально были введены при Петре I. Как наказание они делились на временные и вечные. В конце 19-го – начале 20-го века каторжные работы отбывались на заводах Кабинета Его Величества, где центральным их местом является Зерентуйская каторжная тюрьма, на казённых солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и других, на острове Сахалин (заключались в прокладывании дорог, труде на каменноугольных копях, устройстве портов, сооружении домов и мостов), а также при постройке Сибирской железной дороги. Всего каторжан в 1892 г. в России было 14 484 чел. (около 13% всего населения мест заключения в России). Ни высокий чин, ни принадлежность к высшему сословию не являлись иммунитетом от наказания каторгой.

Первые каторжные отделения в СССР были организованы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1943 г. «О мерах наказания изменникам Родины и предателям и о введении для этих лиц, как меры наказания, каторжных работ». Условия отбывания наказания для них характеризовались более жесткими режимными требованиями и повышенной изоляцией. Каторжане (изменники, предатели) содержались отдельно от остальных осужденных и использовались на наиболее тяжелых подземных работах в угольных шахтах, при добыче золота, олова, железной руды, гранитного камня и т. д. Они не имели права носить и иметь при себе «вольную» одежду, им выдавали спецодежду, которая оптимально подходила для работы под землей независимо от времени года. Известно, что приговоры к каторжным работам в СССР были применены в отношении около 29 000 человек. В Советском Союзе бессрочной каторги не было, только на срок от 15 до 20 лет. Отделения каторжных работ существовали в ИТЛ в Воркуте, Казахстане, Норильске, Тайшете, на Колыме. В 1948 г. осуждённые к каторжным работам были переведены в Особые лагеря МВД, созданные в том же году.

Международное право не препятствует применению каторжных работ. Пункт третий статьи восьмой Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (вступил в действие 23 марта 1976 года, в СССР был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года) гласит: «a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду; b) в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3 а не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание». [3] В современном уголовном законодательстве России такой вид наказания, как каторга либо каторжные работы отсутствует. Тем не менее, принудительный труд для заключённых предусмотрен статьёй 103 Уголовно-исполнительного кодекса России: «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений». [4].

Из развитых стран каторжные работы (в том числе пожизненные) существуют в Японии.

На наш взгляд, введение такого наказания как пожизненные каторжные работы в отношении лиц, виновных в совершении особо тяжких преступлений против личности (об иных речь пока не идёт!), могло бы стать разумной и справедливой альтернативой предложению ввести смертную казнь. Разумеется, при рассмотрении дел судом присяжных. И – как обязательное условие! – возможность смягчения наказания (в том числе, заменить обычным пожизненным заключением или лишением свободы на определённый срок) лишь после 25 лет отбывания наказания.

А вы как считаете, уважаемые читатели?

 

Валерий Медведь, полковник в отставке,

Сергей Доценко, подполковник запаса,

ветераны боевых действий


[1] https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/ix/

[2] Здесь и далее цифровые данные из Википедии.

[3] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml

[4] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/b4882f15b933502a36b094b08742431a8567d650/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: