Документ 5. Из Положения о выборах в Государственную думу. 3 июня 1907 г.




Первое Положение о выборах в Государственную думу было утверждено императором 6 августа 1905 г. Оно устанавливало порядок выборов в так называемую "булыгинскую Думу". Этот избирательный закон стал одной из причин бойкота, а в дальнейшем и краха "булыгинской Думы". Второй избирательный закон был установлен совокупностью нескольких законодательных актов, последовавших за Манифестом от 17 октября 1905 г. Манифестом было обещано немедленное расширение круга избирателей и "дальнейшее развитие начала общего избирательного права". Во исполнение Манифеста в 1905 - 1906 гг. был издан ряд указов, внесших существенные изменения и дополнения в Положение о выборах. Важнейшим из них был именной царский указ от11 декабря 1905 г., предоставивший избирательные права некоторым категориям рабочего класса, увеличивший число избирателей от жителей городов. Новый избирательный закон был опубликован после издания Манифеста о роспуске II Государственной думы, которая "призвана была содействовать... успокоению России...", но не оправдала надежд царского правительства и отказалась одобрить его аграрные законы.

1. Выборы в Государственную думу производятся: 1) по губерниям и областям... и 2) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Варшаве, Киеву, Лодзи, Одессе и Риге.

2. Выборы в Государственную думу от губерний, управляемых по Общему учреждению, а равно от губерний Тобольской и Томской, от области Войска Донского и от городов: С.-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и Риги производятся на основаниях, указанных в статьях 6 - 147. <...>

Глава первая. Общие положения

6. Избрание членов Государственной думы по губерниям и областям (ст. 1, п. 1) производится губернским избирательным собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых в каждом уезде: 1) съездом землевладельцев; 2) первым съездом городских избирателей; 3) вторым съездом городских избирателей;

4) съездом уполномоченных от волостей и 5) съездом уполномоченных от казачьих станиц в губерниях, где таковые имеются. <...>

7. Избрание членов Государственной думы от указанных в статье 2 городов производится посредством прямой подачи голосов. <...>

9. В выборах не участвуют: 1) лица женского пола; 2) лица моложе двадцати пяти лет; 3) обучающиеся в учебных заведениях; 4) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; 5) бродячие инородцы и 6) иностранные подданные. 10. Кроме указанных в предшедшей (9) статье лиц, в выборах не участвуют также: 1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы... 2) отрешенные по судебным приговорам от должности - в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою всемилостивейшею манифеста или особоговысочайшего повеления; 3) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте 1 сей (10) статьи или влекущих за собой отрешение от должности; 4) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее; 5) состоящие под опекой; 6) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность которых признана несчастною; 7) лишенные духовного сана или звания за пороки, или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат, и 8) осужденные за уклонение от воинской повинности.

11. Не принимают участия в выборах: 1) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники - в пределах подведомственных им местностей, и 2) лица, занимающие полицейские должности - в губернии, области или городе, по которым производятся выборы. Никто не может

иметь на выборах более одного голоса. Каждый избиратель может осуществлять свое право на участие в выборах лишь в одном съезде... или разряде... избирателей. Лица, владеющие избирательными цензами в пределах двух или более уездов, или городов, указанных в статье 2, осуществляют свое право на участие в выборах в съезде или разряде, ими избранном. <...>

Глава вторая. Об избирательных съездах

27. Съезды избирателей созываются в губернском или уездном городе, по принадлежности, под председательством: съезды земледельцев и уполномоченных от волостей - уездного предводителя дворянства, съезды городских избирателей, а также съезды уполномоченных от рабочих - под председательством городского головы губернского или уездного города, по принадлежности, или лиц, их заменяющих. Для уездов указанных в статье 2 городов образуются в сих городах отдельные съезды городских избирателей уезда. В случае невозможности для предводителя дворянства или городского головы председательствовать в каком-либо из отделений избирательного съезда... председательство в оном возлагается на особое лицо, приглашаемое губернатором из числа избирателей.

Российское законодательство Х - ХХ вв.: В 9 т. - М.: Юридическая литература, 1994. - Т. 9. -С. 58 - 64.

 

1. Почему опубликование данного закона одновременно с роспуском II Государственной думы называют "государственным переворотом"? Почему роспуск I Государственной думы не был "государственным переворотом"?

Так как Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Государственной Думы и об одновременном изменении избирательного закона это расценивалось с юридической точки зрения как государственный переворот и прямое нарушение ст.87 и ст.86 Основного свода законов.

Ст.86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора.

Ст.87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект, или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

Роспуск I Государственной Думы НЕ являлся переворотом в связи со следующими фактами:во- первых по всем юридическим нормам роспуск думы прошел законно ссылаясь на Главу 10 ст.105 «Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов распущена указом Государя Императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва» из которой следует, что государь принял решения не нарушая «Основного свода законов», а так же в Манифесте о роспуске I Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы "сохранен без изменений"

2. Этот закон назвали "бесстыжим". Что он менял в избирательной системе? Какие цели преследовало правительство, идя на такой шаг?

· Такое название было связано с тем, что новый избирательный закон сильно ограничивал представительство (число избирателей) в Государственной думе для основной массы населения России (рабочих, крестьян и жителей национальных окраин), а избиратели с высоким имущественным цензом получили фактический контроль над выборами на большинство парламентских мест.

· резко возрастало количество выборщиков от земледельческой курии (помещики) — 50% всего числа выборщиков:

· городская курия была разделена на 2 разряда на основе имущественного ценза: 1-й разряд крупных налогоплательщиков имел в 1,5 раза больше вы­борщиков, чем 2-й разряд средних и мелких налогоплательщиков (соответст­венно 15% и 11% всего числа выборщиков):

· от крестьянской курии число выборщиков сокращалось в 2 раза (с 43% до 22%);

· что касается рабочей курии, то в выборах могли участвовать только са­мостоятельные квартиросъемщики. Самостоятельные рабочие курии с пра­вом посылать по одному обязательному депутату в Государственную думу остались только в 6 губерниях: Петербургской, Московской, Владимирской, Костромской, Харьковской, Екатеринославской. Всего число выборщиков по рабочей курии сократилось с 268 до 113.
Таким образом, 1 выборщик приходился на 230 душ населения землевла­дельческой курии, на 1 тыс. — 1-й городской курии, на 15 тыс. — 2-й город­ской курии, на 60 тыс. — крестьянской курии, на 125 тыс. — рабочей курии.

То есть один голос помещика приравнивался к четырем голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян, 543 — ра­бочих. Было резко сокращено представительство от национальных окраин: от Польши — 12 депутатов вместо 36, от Кавказа — 10 депутатов вместо 29 и т.д. Полностью лишены были представительства Семиреченская, Закаспий­ская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ферганская, Акмолинская, Семипала­тинская, Уральская губернии. Общее число депутатов Государственной думы сократилось с 524 до 442 человек.

Новый закон, казалось бы, никого прямо не лишал избирательного права (только в отношении Средней Азии было признано, что эта область еще «не созрела» для выборов). Но, тем не менее, существенно менялся удельный вес отдельных групп населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: