Скрытые смыслы в структуре текста. Сценарии и фреймы.




Текст 1.

Из чехова.

Прагмалингвистический анализ. Коммуникативный сбой.

Ложные ожидания указывают на ментальные сценарии в сознаии и подсознаии человека

Упрощение. Схема событий. Поиск схемы речевого общения.

Кто эти люди. Какую они видят цель разговора?

Перечислить речевые действия (начало разговора, просьба выслушать, долго не говорить о сути разговра...)

Скажите, что предполагал читатель в начале разговора?

Это ничего не значащий разговор? Назвать авторские ловушки, уводящие в сторону от реальных событий.

Назвать сценарий речевого общения.

Валентин Петрович Передеркин, молодой человек приятной наружности, одел фрачную пару и лакированные ботинки с острыми, колючими носками, вооружился шапокляком и, едва сдерживая волнение, поехал к княжне Вере Запискиной…

Ах, как жаль, что вы не знаете княжны Веры! Это милое, восхитительное создание с кроткими глазами небесно-голубого цвета и с шёлковыми волнистыми кудрями.

Волны морские разбиваются об утес, но о волны ее кудрей, наоборот, разобьется и разлетится в прах любой камень… Нужно быть бесчувственным балбесом, чтобы устоять против ее улыбки, против неги, которою так и дышит ее миниатюрный, словно выточенный бюстик. Ах, какою надо быть деревянной скотиной, чтобы не чувствовать себя на верху блаженства, когда она говорит, смеется, показывает свои ослепительно белые зубки!

Передеркина приняли…

Он сел против княжны и, изнемогая от волнения, начал:

— Княжна, можете ли вы выслушать меня?

— О да!

— Княжна… простите, я не знаю, с чего начать… Для вас это так неожиданно… Экспромтно… Вы рассердитесь…

Пока он полез в карман и доставал оттуда платок, чтобы отереть пот, княжна мило улыбалась и вопросительно глядела на него.

— Княжна! — продолжал он. — С тех пор, как я увидел вас, в мою душу… запало непреодолимое желание… Это желание не дает мне покоя ни днем, ни ночью, и… и если оно не осуществится, я… я буду несчастлив.

Княжна задумчиво опустила глаза. Передеркин помолчал и продолжал:

— Вы, конечно, удивитесь… вы выше всего земного, но… для меня вы самая подходящая…

Наступило молчание.

— Тем более, — вздохнул Передеркин, — что мое имение граничит с вашим… я богат…

— Но… в чем дело? — тихо спросила княжна.

— В чем дело? Княжна! — заговорил горячо Передеркин, поднимаясь. — Умоляю вас, не откажите… Не расстройте вашим отказом моих планов. Дорогая моя, позвольте сделать вам предложение!

Валентин Петрович быстро сел, нагнулся к княжне и зашептал:

— Предложение в высшей степени выгодное!.. Мы в один год продадим миллион пудов сала! Давайте построим в наших смежных имениях салотопенный завод на паях!

Княжна подумала и сказала:

— С удовольствием…

А читательница, ожидавшая мелодраматического конца, может успокоиться.

 

Сценарий речевого общения. Как мы предсказываем, даем советы и воздействуем на мысли и поступки людей.

Пример из художественной литературы

Комментарий. Покажем, как в романе Терехова «Немцы» адвокат рассуждает о будущем клиента, о том, какие варианты будущего его ожидают, как сложатся его отношения с дочерью в зависимости от житейских обстоятельств.

Текст 2.

 

Годы прошли, и вот – она идет к вам, а вы – седой и моложавый, такой загорелый, как вот я сейчас, катаетесь на квадроцикле, подтягиваетесь двадцать раз, особняк под пальмами, квартира в Лондоне и тотчас
же – еще одна квартира в Лондоне, уже для нее, – запах денег и власти, и ключики от мира вот они, у вас, но вам для нее не жалко: дочка подрастет, повзрослеет, постучится, и вы – весь мир откроете ей… А если время не оправдает ваших надежд? И не сыграет за вас? А просто пройдет, равнодушно всех сминая, как проходит, – он протяженно произнес, – в абсолютном большинстве случаев, и вы где-то в скромной двушечке с небольшой кухней, а может, и – сдали квартиру и перебрались на шесть соток, в домик, туалет за сараем, сильно потрепало вас, очень болит нога, ничего не сделаешь, время настало чему-то все время болеть – у вас болит нога, да-а… И в спину вступает. Не каждое утро и встанешь… В новой семье тоже все как-то непросто у вас… Не задалось, да уж ничего не изменишь… Сынок, например, новый попивает, либо – очень простой такой получился человечек… А все это – особняки, Средиземноморье, машины марки «мерседес», это все как раз получилось там, у вашей бывшей супруги, и у вашей дочери есть, а вы – сидите на табуретке, боретесь с мухами, отдыхаете от прополки картофеля, но опрятный, конечно, следите за чистотой рубашек, вот только если зубы немного подзапустили… Так это разве удержишь при ограниченности средств… Звуки раздаются при еде такие… щелкающие… Стесняетесь при посторонних кушать. Яблоко приходится вот так тоненько нарезать. А вы – очень любите яблоки! …Ну хорошо – один раз! – заедет. Но так, что лучше бы и не заезжала. Так, что станет ясно: в следующий раз – на ваши похороны. Да и то если не будет в Бразилии в это время, там один перелет… Юные девы, мы с вами это знаем, жестоки. Понимаем почему: короток их день. Они и спешат, пока не стемнеет…[2].

Комментарий. В этом тексте художественного произведения, как в бесчисленных других романах, рассказах, письмах, разговорах, содержится так называемая невидимая и неосознаваемая «темная материя» подразумеваемых смыслов. Особые методики исследования, в частности, прагмалингвистический анализ проясняют основные схемы, понятия, предписания, матрицы, регулирующие общение и заполняющие в явной и скрытой формах коммуникативное пространство. Этих матриц очень много, их «видимо невидимо».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: