СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ




СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ

К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

 

 

Учебно-методические материалы

 

Ответственный редактор – член-корреспондент АПСН,

кандидат педагогических наук

Полковник Уваров Л.Н.

 

Москва 1996

 
 

 


УДК 355.121

 

В настоящих учебно-методических материалах рассматривается сущность и содержание социально-психологической адаптации молодых офицеров к военной службе, вопросы управления этим процессом со стороны командиров и начальников. В них также анализируются адаптационные затруднения молодых офицеров и предлагаются способы психологической коррекции этих затруднений.

Учено-методические материалы предназначены для слушателей академии, изучающих учебную дисциплину «Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера)», а также офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и повышения квалификации академии.

 

Библ. 27 назв.

 

Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского, 1996

 
 

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение............................................................................................... 4

 

 

1. Сущность социально-психологической адаптации

молодых офицеров в условиях военной службы........................ 6

 

2. Управление социально-психологической адаптацией молодых

офицеров в воинской части......................................................... 14

 

3. Психологическая коррекция адаптационных затруднений

молодых офицеров………………………………………….… 18

 

Заключение........................................................................................ 30

Литература …….................................................................................. 31

 

_____________________________________

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Системный анализ службы различных категорий военнослужащих показывает, что успешность социально-психологической адаптации является важнейшим фактором, обусловливающим эффективность всей их воинской деятельности. Так, глубина и темпы адаптации молодых офицеров имеют вполне реальное воплощение в виде результатов учебно-боевой деятельности, как личной, так и возглавляемых ими подразделений. Следует подчеркнуть и ту особенность, что период «вхождения» молодого офицера в новую социальную среду, освоения первичной офицерской должности связан с завершением устойчивой социализации. Анализ войсковой практики показывает, что существует связь между затруднениями в ходе адаптации молодых офицеров и отклонениями от служебных и моральных норм в их служебной деятельности. Уклонения от службы, межличностные конфликты, суицидальные явления, другие формы отклоняющегося поведения - все это следствие дезадаптации.

В силу этого проблема социально-психологической адаптации выступает как значимая и в теоретическом, и в практическом плане. Понимание закономерностей ее протекания позволяет на научной основе как преодолевать трудности воинской службы у отдельных военнослужащих, так и способствовать улучшению морально-психологического климата воинских коллективов. Все это обусловливает положительное влияние на состояние дел в подразделениях и частях, способствует повышению их боеготовности.

Особенностью адаптации молодых офицеров является то обстоятельство, что они после прибытия в часть из военных училищ оказываются в новой обстановке, когда неизмеримо возрастает их личная ответственность не только за свои дела и поступки, но и за поведение подчиненных.

Не всем из молодых офицеров удается безболезненно преодолеть сложный этап по вхождению в офицерскую семью, характеризуемый привыканием к новым служебным условиям. Многие из них испытывают значительные трудности в социально-nпсихологической адаптации к требованиям службы в части.

 

 

Необходимо четко представлять себе, что главной целью управления адаптацией является максимальное сокращение времени адаптационного периода молодых офицеров за счет воздействия на факторы, влияющие на процесс управления социально-психологической адаптацией. Главными из них являются личностные особенности офицеров, уровень социально-психологического развития воинского коллектива, а также стиль и методы руководства командиров и непосредственных начальников.

Среди перспективных средств, помогающих успешно решить некоторые существенные проблемы личностной социально-психологической сферы, в том числе и приспособления к различным условиям, является психологическая коррекция затруднений социально-психологической адаптации молодых офицеров. Разнообразие ее видов, многообразие методологических подходов, широкий спектр методик делают психологическую коррекцию мобильным, восприимчивым к новым сферам применения средством, позволяющим эффективно решать многие психологические проблемы.

 

___________________________________________

 

 

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: