СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ
К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Учебно-методические материалы
Ответственный редактор – член-корреспондент АПСН,
кандидат педагогических наук
Полковник Уваров Л.Н.
Москва 1996
![]() |
УДК 355.121
В настоящих учебно-методических материалах рассматривается сущность и содержание социально-психологической адаптации молодых офицеров к военной службе, вопросы управления этим процессом со стороны командиров и начальников. В них также анализируются адаптационные затруднения молодых офицеров и предлагаются способы психологической коррекции этих затруднений.
Учено-методические материалы предназначены для слушателей академии, изучающих учебную дисциплину «Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера)», а также офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и повышения квалификации академии.
Библ. 27 назв.
Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского, 1996
![]() |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................... 4
1. Сущность социально-психологической адаптации
молодых офицеров в условиях военной службы........................ 6
2. Управление социально-психологической адаптацией молодых
офицеров в воинской части......................................................... 14
3. Психологическая коррекция адаптационных затруднений
молодых офицеров………………………………………….… 18
Заключение........................................................................................ 30
Литература …….................................................................................. 31
_____________________________________
ВВЕДЕНИЕ
Системный анализ службы различных категорий военнослужащих показывает, что успешность социально-психологической адаптации является важнейшим фактором, обусловливающим эффективность всей их воинской деятельности. Так, глубина и темпы адаптации молодых офицеров имеют вполне реальное воплощение в виде результатов учебно-боевой деятельности, как личной, так и возглавляемых ими подразделений. Следует подчеркнуть и ту особенность, что период «вхождения» молодого офицера в новую социальную среду, освоения первичной офицерской должности связан с завершением устойчивой социализации. Анализ войсковой практики показывает, что существует связь между затруднениями в ходе адаптации молодых офицеров и отклонениями от служебных и моральных норм в их служебной деятельности. Уклонения от службы, межличностные конфликты, суицидальные явления, другие формы отклоняющегося поведения - все это следствие дезадаптации.
В силу этого проблема социально-психологической адаптации выступает как значимая и в теоретическом, и в практическом плане. Понимание закономерностей ее протекания позволяет на научной основе как преодолевать трудности воинской службы у отдельных военнослужащих, так и способствовать улучшению морально-психологического климата воинских коллективов. Все это обусловливает положительное влияние на состояние дел в подразделениях и частях, способствует повышению их боеготовности.
Особенностью адаптации молодых офицеров является то обстоятельство, что они после прибытия в часть из военных училищ оказываются в новой обстановке, когда неизмеримо возрастает их личная ответственность не только за свои дела и поступки, но и за поведение подчиненных.
Не всем из молодых офицеров удается безболезненно преодолеть сложный этап по вхождению в офицерскую семью, характеризуемый привыканием к новым служебным условиям. Многие из них испытывают значительные трудности в социально-nпсихологической адаптации к требованиям службы в части.
Необходимо четко представлять себе, что главной целью управления адаптацией является максимальное сокращение времени адаптационного периода молодых офицеров за счет воздействия на факторы, влияющие на процесс управления социально-психологической адаптацией. Главными из них являются личностные особенности офицеров, уровень социально-психологического развития воинского коллектива, а также стиль и методы руководства командиров и непосредственных начальников.
Среди перспективных средств, помогающих успешно решить некоторые существенные проблемы личностной социально-психологической сферы, в том числе и приспособления к различным условиям, является психологическая коррекция затруднений социально-психологической адаптации молодых офицеров. Разнообразие ее видов, многообразие методологических подходов, широкий спектр методик делают психологическую коррекцию мобильным, восприимчивым к новым сферам применения средством, позволяющим эффективно решать многие психологические проблемы.
___________________________________________
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ