АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ В




УСЛОВИЯХ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Впервые мысль о наличии адаптационных процессов была высказана французским натуралистом Ж. Бюффоном, который еще в первой половине 18 века считал, что основной механизм приспособления определяется прямым влиянием условий среды на меняющиеся соответствующим образом организмы. Позднее, в начале 19 века эта идея была подвергнута тщательному изучению Ж. Б. Ламарком, Г. Спенсером, Ч. Дарвиным. Именно этот научный импульс стал началом серьезного изучения проблемы адаптации, которая в дальнейшем вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в медицину, психологию, социологию, а затем и в кибернетику, космонавтику, экологию и др. науки

Возникновение научного термина «адаптация» относится ко второй половине 18 века. Введение его в научный оборот связано с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления органов чувств человека, выражающихся в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя [10].

В психологии изучаются несколько видов адаптации, основными из которых являются сенсорная и социально-психологическая. Сущность сенсорной адаптации состоит в приспособлении чувствительности к интенсивности действующего на органы чувств раздражителя (например, восстановление зрения, ухудшившегося с наступлением темноты). Cоциально-психологическая адаптация (СПА) представляет собой взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Иногда не разделяют понятия «социальная» и «социально- психологическая адаптация», определяя социальную адаптацию как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса [15]. В работах некоторых отечественных ученых социально-психологическая адаптация, наряду с профессиональной рассматривается как разновидность адаптации социальной [19]. Анализируются профессиональная, организационная, материально-бытовая, социально-психологическая адаптации [9]. Военный социолог Л.Г. Егоров определяет, что социальная адаптация может происходить в виде профессионально-функциональной (профессиональной), общественно-политической и адаптации в сфере быта [6]. Самые разнообразные подходы к социально-психологической адаптации мы находим в трудах зарубежных ученых, представителей различных психологических школ и течений.

 

Так представитель интеракционизма, изучающего различные стороны социальных взаимодействий, Л.Филипс считает, что социальная адаптация обусловлена как внутренним, так и средовыми факторами. При этом адаптивность, как способность к адаптации, выражается двумя типами ответа личности на воздействие среды. Первый из них — принятие и эффективный ответ на социальные ожидания. Второй — гибкость при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление, когда человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Основными признаками эффективной адаптированности он считает адаптированность в сфере социально-экономической активности, где человек приобретает знания, умения, навыки и добивается компетентности и мастерства.

В рамках этого же направления выделяется подход известного американского социального психолога Т. Шибутани различающего термины «адаптация» (adaptation), как комбинации приемов, позволяющих преодолеть затруднения и «приспособление» (adjustment) к конкретной специфической ситуации. Общая адaптация в рамках такого подхода реализуется через ряд приспособлений (ситуативных адаптаций).

В русле когнитивистской ориентации, изучающей протекание психических процессов у человека, интересен взгляд французского психолога Ж. Пиаже. Он считал, что адаптация осуществляется с помощью двух механизмов: ассимиляции, при которой индивид пытается приспособить новую ситуацию существующим структурам, и аккомодации, при которой сам индивид изменяется, приспосабливаясь к новой ситуации. При этом определяющую роль в социальном поведении личности среднего уровня играют процессы аккомодации, а для более развитой личности — процессы ассимиляции. Существенным дополнением взглядов Ж.Пиаже является подход американского психолога Д.Векслера, считавшего, что способность успешно меряться силами с окружающим миром составляет сущность такого понятия, как «интеллект».

Характерным для поведенческого подхода является взгляд английского психолога Г. Айзенка, который считает, что адаптация личности есть такое состояние, когда потребности индивида с одной стороны, и требования социальной среды с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии индивида и социальной среды. При этом внутренние конфликты личности, связанные с необходимостью гармонизации, не затрагиваются, а основным средством достижения такой гармонии является социальное научение.

Свое описание социально-психологической адaптации дал видный германо-американский психолог К.Левин, представитель гештальт-психологии.


 

 

Это направление изучает психику человека с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Он считал, что к адаптированности человека приводит преодоление внутрипсихических конфликтов, многообразие которых по своей формальной структуре можно подразделить на четыре типа:

- конфликт типа «желаемое-желаемое», возникающий при выборе равножелательных возможностей (ситуация «Буриданова осла», стоящего между двумя стогами сена на равном удалении и умирающего от голода из-за неспособности выбрать к какому из них идти есть);

- конфликт типа «нежелаемое-нежелаемое» связан с необходимостью выбора между двумя равно нежелательными возможностями (выбор меньшего из двух зол);

- конфликт «желаемое – нежелаемое», представляющий собой ситуацию, в которой стремление человека к какой-либо цели удерживает страх или другой отрицательный момент, связанный с реализацией желаемого;

- «двойной» конфликт возникает при одновременном существовании двух тенденций: влечения и избегания. Для него характерны ситуации, при которых одна из возможных линий поведения представляет собой желаемый путь к нежелаемому результату, а другая - нежелаемый путь к желаемому результату. В итоге обе линии поведения можно оценивать как в равной степени привлекательные, так и непривлекательные [12].

Наибольший вклад в разработку внутреннего механизм адаптации внесли представители психоанализа, изучающего проблемы бессознательной психической активности. В классической схеме, предложенной выдающимся австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом, Ego («я») борется с Id («Оно») и Super-Ego («Сверх-Я»), порождая механизмы защитной адаптации, то есть адаптации с помощью «применения» психологической защиты [25]. При этом психологическая защита представляет собой ряд специфических приёмов переработки переживаний, нейтрализующих патогенное приемов влияние, которое эти переживания могут оказывать на сознание человека. К таким феноменам относятся о т р и ц а н и е (попытка игнорировать реальное событие, которое беспокоит личность), p e г p с с и я (возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более присущ детскому поведению), р а ц и о н а л и з а ц и я (нахождение приемлемых причин и оснований для неприемлемых мыслей и действий), и д е н т и ф и к а ц и я с а г р е с с о р о м (проявляется в имитации поведения того, кто оказывает отрицательное давление), п р о е к ц и я (приписывание другому человеку чувств и намерений, которые исходят от самого приписывающего) и т.д.

 

Наиболее всесторонним, синтезирующим различные взгляды на проблему социально-психологической адаптации, является подход к определению этого процесса, предложенный известным армянским психологом А.А. Налчaджяном. Он считает, что СПА — это социально-психологический процесс, приводящий личность при благоприятном течении обстоятельств к состоянию адaптированности. В свою очередь адаптированность он понимает как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [12].

Рассмотренные подходы к проблеме социально-психологической адаптации позволяют высветить сущностный аспект СПА молодых офицеров к условиям службы в воинской части. Под с о ц и а л ь н о – п с и- х о л о г и ч е с к о й а д а п т а ц и е й м о л о д ы х о ф и ц е р о в к условиям службы в воинской части следует понимать социально-психоло- гический процесс согласования взаимных ожиданий молодого офицера и социальной группы (главным образом первичного воинского коллектива), позволяющего без длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно осуществлять воинскую деятельность, удовлетворять свои социогенные потребности, в полной мере реализовать те ролевые ожидания, которые предъявляет к нему воинский коллектив, переживать состояние самоутверждения и творческого самовыражения.

К анализу СПА молодых офицеров в условиях военной службы может быть применён системно-функциональный механизмов психической адаптации индивида и на основе его использования предложена системно-функциональная модель СПА молодых офицеров (см. рис. 1).

Принципиальным отличием функциональной деятельности системы психической адаптации человека от всех других самоуправляющихся систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека. Благодаря этому осуществляется координирующее, направляющее вмешательство сознательной интеллектуальной активности человека в саморегулирующиеся процессы адаптации.

В общей системе СПА выделяется ряд взаимосвязанных подсистем: подсистема поиска и переработки информации; подсистема эмоционального реагирования, мотивационная подсистема, подсистема практической деятельности [1].

 

       
   
Ф У Н К Ц И И
 

 


ПОДСИСТЕМЫ

 

Рис. 1 Системно-функциональная модель СПА молодых офицеров

Каждая из этих подсистем имеет свое специфическое предназначение. Важную роль в обеспечении успешной СПА играет подсистема поиска и переработки информaции. Сущность ее состоит в том, что человек находится в адаптированном состоянии лишь тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона. Если при этом и вырабатываются новые алгоритмы поведения, то их образование для индивидуума сравнительно просто и не требует перехода на другой режим работы. Именно по прибытии в часть молодой офицер стремится получить максимум информации о требованиях к службе, предъявляемых в данном коллективе, о ценностях и нормах офицерского коллектива части и подразделения, об особенностях служебных и личных взаимоотношений, об общественном мнении по значимым вопросам жизни воинского коллектива, об авторитетных людях и т.д. Полученная информация сравнивается и соотносится с имеющимся опытом и системой сложившихся ценностей. На основании этого сравнения принимается решение о стиле поведения в новых условиях.

Вместе с тем, несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации по величине,

 

объёму и скорости ее поступления является одним из условий дезадаптации личности, возможной его невротизации. В этом находит отражение общая закономерность всех стабильно функционирующих информационных систем: чем полнее объем информации, возможности контроля ее достоверности и использования, тем больше оснований для нормального, осуществления функциональной деятельности системы.

Подсистема э м о ц и о н а л ь н о г о р е а г и р о в а н и я связана с переживаниями молодого офицера, общим состоянием удовлетворенности (неудовлетворенности) взаимоотношениями с товарищами о службе, начальниками и подчиненными, своим положением в коллективе. Эти переживания оказывают большое влияние на психическое самочувствие личности, влияют на успешность воинского труда офицера. Следует учитывать, что эти эмоции влияют на психическое состояние подчиненных молодого руководителя, так как именно подчинённые чутко улавливают колебания в настроениях начальника и выполняют свои обязанности тем успешнее, чем более положительно расположен к ним командир.

Эмоциональное состояние молодого офицера оказывает влияние на его товарищей по службе, особенно на близких друзей и приятелей, для которых он является значимым и которые переживают за него. Эмоциональное воздействие на начальников молодого офицера является своеобразной обратной связью, сигнализирующей об уровне успешности его вхождения в строй. В прямой зависимости от эмоционального состояния адаптирующегося офицера находятся и его внеслужебные, главным образом, семейные взаимоотношения.

M o т и в а ц и о н н а я подсистема характеризуется ценностными ориентациями молодого офицера, степенью совпадения целей и ценностей молодого офицера с целями и ценностями воинского коллектива. Если эта степень большая, то адаптант принимает групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации, то есть практически полной его адаптации с коллективом. Если групповые нормы и требования не принимаются, то адаптация затруднена. Ведущим мотивом в период адаптации является отношение офицера к военной службе, которое может быть активно-положительным, пассивным и активно-отрицательным. В случае активно-положительного отношения к службе молодой офицер стремится быстрее преодолевать трудности вхождения в коллектив и овладения воинской специальностью. Он быстро обучается навыкам управленческой деятельности и становится умелым командиром, учителем и воспитателем подчиненных. При пассивном отношении к службе молодой офицер испытывает значительные трудности в адаптации, так как его безразличное отношение к выполнению должностных обязанностей становится заметным не только начальникам и сослуживцам, но и


 

подчиненным. Такому офицеру трудно завоевать авторитет в коллективе и занять свое место в армейском строю. Если молодой офицер активно не приемлет нормы и ценности воинского коллектива или относится отрицательно к военной службе как таковой, то его адаптация может затянуться очень надолго или закончиться увольнением из рядов Вооруженных Сил.

И наконец, отличительной чертой подсистемы п р а к т и ч е с к о й деятельности является то, что, получив необходимую для ориентации эмоционально окрашенную информацию и опираясь на конкретный тип мотивации, молодой офицер принимает решение на действие в адаптационной ситуации. При этом он вырабатывает определенный стиль во взаимоотношениях с сослуживцами, который зависит от типа личности, прежнего опыта адаптивного поведения и конкретных условий службы.

Таким образом, системный анализ СПА молодых офицеров позволяет заключить, что это процесс сложный и многогранный. В зависимости от социально-психологических условий процесс СПА может быть связан с различной степени трудностями. Более того, для молодого офицера это еще и многофункциональный процесс. К числу основных функций СПА молодых офицеров относятся:

- социализации (социально-психологическая адаптация выступает одним из важнейших аспектов социализации и предпосылкой интернализации (принятия) социальных норм, ценностей установок конкретного коллектива, группы);

- интегративная (она позволяет интегрироваться военнослужащему в такой сложный и специфический социальный организм, каковым является воинский коллектив);

- оптимизации (успешная адаптация является необходимым условием и средством оптимизации взаимодействия военнослужащего и служебной среды, стабилизации социального положения системы «личность — среда», что повышает слаженность и сплоченность воинского коллектива, улучшает морально-психологический климат в нём);

- развивающая (она способствует социальному развитию военнослужащего и окружающей среды, ибо как социальное окружение обогащает человека, так и он привносит в коллектив, группу много ценного и полезного);

- нормативная (социально-психологическая адаптация является способом передачи и сохранения социального, профессионального опыта, без чего не могут складываться и существовать коллективные традиции, социальные нормы, обычаи и т.п.).

Существенно дополняет понимание СПА молодых офицеров процессуальный анализ. В этой связи СПА можно рассматривать как социально - психологический процесс наряду с такими, как

 

 

военно-профессиональное становление военнослужащих, формирование слаженности и сплоченности коллективов, групп, расчетов, включенность военнослужащих в состязательный процесс, стимулирование и мотивация социальной активности, гармонизация личных интересов, преодоление различных противоречий и конфликтов и т.д. При этом социально-психологический процесс рассматривается как последовательная, динамическая пространственно-временная смена состояний социальной системы и её элементов, ведущая к изменениям социально-психологических положения и качеств личности, группы, коллектива.

Таким образом, адаптация молодых офицеров к новым для них условиям службы представляет собой сложный социально-психологический процесс, состоящий во взаимодействии личности вчерашнего выпускника военного училища и новой социальной среды. Системно-функциональный анализ СПА молодых офицеров позволяет вычленить сущностные характеристики этого процесса.

Научный социально-психологической подход в управлении адаптацией предполагает понимание целей, особенностей, содержательной стороны этого процесса, умения использовать эффективные методы управления адаптацией молодых офицеров.

 

 

_____________________________________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: