УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ




АДАПТАЦИЕЙ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ

В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

 

Управление СПА молодых офицеров представляет собой процесс целенаправленной деятельности командиров, штабов, органов по работе с личным составом, состоящую в организации воздействий на элементы системы СПА в целях обеспечения наиболее полного вхождения молодых офицеров в коллектив воинской части, овладение ими воинской деятельностью в минимальные сроки. В содержании управления адаптацией молодых офицеров выделяют две стороны: организационную и психолого-педагогическую. Организационная заключается в подготовке и и принятии решения на приём молодых офицеров в часть, постановке задач непосредственным командирам и начальникам, контроле и оперативном управлении адаптацией, оценке результатов деятельности по вводу в строй молодых офицеров. Психолого-педагогическая сторона включает воздействие на коллективное мнение и настроение, формирование традиций по встрече и вводу в строй молодежи, регулирование межличностных взаимоотношений и т. д.

В управлении процессом адаптации, прежде всего, приходится сталкиваться с личностными особенностями молодых офицеров. При этом надо иметь в виду особенности нервной системы военнослужащего (сила, подвижность), его темперамента. Так, офицерам с сильной нервной системой присущи низкий уровень тревожности, самоуверенность, повышенная самооценка, быстрое привыкание к новой обстановке. Преобладающей эмоцией у них является эмоция радости при невысокой выраженности эмоции страха. У этих военнослужащих преобладают направленность на себя, мотивы собственного благополучия, стремление к личному первенству.

Иная картина процесса адаптации наблюдается у молодых офицеров со слабой нервной системой. Им зачастую свойственен высокий уровень тревожности (как общей, так и ситуативной), неуверенность, недовольство собой, у них отсутствует способность быстро переключаться на новые виды работы. Таким офицерам присущи заниженная самооценка, робость, застенчивость. Они постоянно находят поводы для переживаний. В то же время преобладающей направленностью этих военнослужащих является ярко выраженная установка на решение задачи, у них устойчивы мотивы увлечения процессом деятельности.

Характеризуя различие в адаптации офицеров с различным темпераментом, следует иметь в виду, что «чистых» темпераментов нет, как нет темпераментов «плохих» и «хороших». Вместе с тем, можно отметить адаптивную гибкость сангвиников. Более медленно, но стабильно адаптируются флегматики. Наибольшие трудности возникают перед

 

 

холериками и меланхоликами. Их реакция не адекватна изменениям среды: у офицеров с преобладанием холерического темперамента эмоции «выплескиваются» на окружающих, что не всегда им нравится, а преимущественно меланхолики осуществляют «самоагрессию», что может привести к психическим расстройствам.

Именно поэтому начальникам молодых офицеров с преобладанием черт холерика целесообразно проявлять твердость и постоянную, ровную требовательность, вырабатывать у них способность управлять своими поступками и поведением. Помогая в адаптации сангвиникам, необходимо вырабатывать у них аккуратность в работе и умение доводить начатое дело до конца, поддерживать активность бодрость, жизнерадостность. Управляя адаптацией молодых офицеров имеющих флегматичный темперамент, следует поддерживать у них работоспособность, уравновешенность, настойчивость и добиваться устранения безразличия, вялости и медлительности. Особого внимания требуют офицеры с преобладанием меланхолического темперамента, в работе с которыми особенно необходимы такт, доброжелательность помощь в преодолении мнительности, неверия в себя и людей [20].

Обязательной составной частью информации, необходимой для правильного прогноза адаптивного поведения и управления им, являются сведения об адаптивном опыте молодого офицера, который он имел до прибытия в часть. Этот опыт включает в себя то, как он чувствовал себя в семье (отношения с родителями, старшими и младшими братьями и сестрами), в школе (отношения с учителями и одноклассниками, опыт вхождения в новые коллективы при смене школ, если приходилось переезжать с родителями), в военном училище (к военной службе, взаимоотношения с командирами, сослуживцами и подчиненными, если таковые были). Командир должен определить направленность опыта молодого офицера (положительную и отрицательную) в четырех сферах: со старшими (родителями, старшими детьми в семье, учителями командирами в училище); в среде сверстников; с младшими (младшие сестры и братья, подчиненные в училище) и коллективом в целом (наличие авторитета, высокого или низкого статуса, адекватного ожиданиям и самооценке личности внутри групповой роли).

При этом можно использовать такие методы, как беседа, опрос, изучение документов, работа с письмами родителей.

Как правило, молодые офицеры имеющие богатый положительный опыт адаптации к новым условиям, и по прибытии в часть быстрее вливаются в коллектив, обладающие же малым, а особенно отрицательным опытом адаптации военнослужащие склонны к дезадаптации.

 

Вторым из факторов, влияющих на управление адаптационным процессом, является уровень социально-психологического развития воинского коллектива. При этом важны как знание командиром истинного морально-психологического климата в коллективе (владение информацией о формальной и неформальной структурах воинского коллектива, знание совокупности господствующих групповых ценностных образований, характера и динамики межличностных взаимоотношений в коллективе и т.д.), так и умение влиять на этот климат.

При управлении адаптацией следует учитывать важность первого впечатления молодых офицеров о воинской части, ее коллективе, обычаях и традициях. На этом этапе важно постараться организовать торжественную встречу выпускников военных училищ, их представление офицерскому коллективу части, познакомить их с ее боевыми традициями, активно привлекая при этом ветеранов и наиболее авторитетных и уважаемых офицеров. Положительным является пример воинских частей, в которых при представлении молодого офицера подчиненным старшие начальники рассказывают им о достижениях их нового командира при обучении в училище, приобретенной им военной специальности, спортивных успехах и т.д. На этом этапе имеет смысл обеспечить офицеру посильную нагрузку, не перегружать нарядами и задачами, связанными с отрывом от основной деятельности, постараться избегать такого метода воспитания, как принуждение, особенно в форме наказания.

Однако, самым важным для адаптации является формирование и обеспечение позитивной направленности всех элементов социально-психологической структуры воинского коллектива (общественного мнения, межличностных взаимоотношений, групповых настроений и др.). Следует иметь в виду, что при неблагоприятных социально-психологических условиях в коллективе (наличие негативных настроений среди офицерского состава, низкий уровень сплоченности, процветание негативных социальных явлений, особенно пьянства) возникает ситуация, когда наиболее успешно адаптируются молодые офицеры с асоциальной направленностью и часть из них, имеющая пассивное отношение к службе. Большинство же офицеров с активно-положительным отношением службе будут неадаптированы до тех пор, пока не завоюют авторитет, прежде всего у подчиненных и начальников, своим отношением к делу и успехами в возглавляемом ими подразделении. Иначе обстоят дела, если в части сложился здоровый социально-психологический климат. Он способствует более быстрой адаптации офицеров с положительной военно-профессиональной направленностью. С молодыми же офицерами, негативно относящимися своей профессиональной деятельности, необходимо вести кропотливую работу по изменению этой установки.

 

 

И наконец, третьим фактором, влияющим на управление адаптацией, является стиль и методы руководства командиров и непосредственных начальников частями и подразделениями. При этом решаются две основные задачи: оптимизация функциональных отношений руководителя с молодыми офицерами (непосредственное руководство) и совершенствование образа деятельности самого руководителя (руководство, опосредованное личным примером).

Оптимизацию функциональных отношений командира (начальника) можно проанализировать путем соотнесения властных и демократических начал в стиле руководства. Это соотношение должно гибко изменяться в зависимости от ведущих мотивов, характерных для того или иного молодого офицера. В случае, если в структуре мотивации подчиненного преобладает активно-положительное отношение к военной службе, стиль руководства должен быть преимущественно демократическим, следует смело делегировать ему полномочия и сводить уровень контроля до минимально допустимого. Если же молодой офицер не нацелен на службу, руководителю надо сделать крен в сторону авторитарных методов управления. Однако и в этом случае необходимо разделять требования к человеку как подчиненному и как к самостоятельной личности, ни в коем случае не унижая его достоинства.

Деятельность руководителя, его личностные качества оказывают существенное влияние на процесс СПА. В случае, если они не соответствуют системе социальных ожиданий подчиненного, это сказывается на авторитете начальника, а также на степени его стимулирующего воздействия на адаптационный процесс в целом. Вот почему глубокие профессиональные знания и умения, высокая компeтентность в межличностном общении, способность принимать на себя ответственность в сложных ситуациях, высокая нравственность является качествами командира (начальника) при управлении социально-психологической адаптацией молодых офицеров.

Таким образом, СПА молодых офицеров в условиях военной службы является одним из важных объектов управленческой деятельности командира (начальника). Успешное осуществление этой деятельности предполагает всесторонний учет таких факторов, влияющих на процесс адаптации, как личностные особенности молодых офицеров, уровень социально-психологического развития воинского коллектива, а также собственный стиль и методы руководства частью (подразделением).

 

 

___________________________________________

 

 

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ

 

 

Как показывает практика, несмотря на большую работу, проделываемую командирами и начальниками по управлению СПА, молодые офицеры все-таки испытывают значительные затруднения, приводящие их к дезадaптации. Эти затруднения часто не удается снизить, используя только организационно-управленческие меры. В решении этой задачи важное место отводится специальной психокopрекционной работе, проводимой войсковыми психологами.

Затруднения в ходе адаптации связаны как с социальными факторами (например, общая ситуация в стране), так и с находящимися в сфере личности и ее ближайшего окружения (личностные особенности военнослужащих, атмосфера в семье, профессиональная компетентность молодых офицеров и т.д.). Эти затруднения заключаются в субъективном переживании офицером ситуации, когда усилия, затрачиваемые на достижение состояния адаптированности, значительно превышают полученный результат и проявляются объективно в упyщениях по службе, проблемах в служебных и внеслужебных взаимоотношениях.

Затруднения СПА молоды офицеров характеризуются избытком эмоционального и интеллектуального напряжения, который проявляется в форме стресса, доминантных состояний, фрустрации и тревоги [14].

Стресс —это психическая реакция человека на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Одним из важных условий возникновения и развития стресса является наличие угрозы или пред- видение ее человеком. Установлено, что стресс-реакция предшествует развитию как адаптации, так и функциональных нарушений. Основные симптомы хронического стресса: бессонница, грудная боль (часто вызывается спазмами мышц, а не сердечнососудистыми заболеваниями), кашель (или постоянное характерное покашливание для очистки горла), неудовлетворенность в личной жизни, эмоциональный дисбаланс (перепады настроения).

Доминантные состояния — разновидность стрессовых реакций, в которых напряженность сознательно или безотчетно бывает смещена в сторону внимания. Наиболее распространенным видом доминантного состояния является состояние ожидания тех или иных важных событий. Одним из признаков, характерных для этого состояния, является мысленное проигрывание предстоящей деятельности с целью формирования ее более конкретного образа, своеобразное моделирование оптимальных способов выполнения предстоящих действий.

 

В таком состоянии находится молодой офицер перед первым представлением подчиненным, перед проведением первых занятий по боевой подготовке, перед проведением первых регламентных работ. Особое состояние бывает перед первым заступлением на боевое дежурство, начальником караула. При этом возможно как мобилизующее воздействие этого состояния, так и деморализующее, подобное тому, которое переживают спортсмены и называют «перегореть перед стартом».

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) психическое состояние острого переживания неудовлетворённoй потребности. Классическим примером фрустрации является состояние лисы из басни И.А.Крылова «Лиса и виноград»: «Око видит, да зуб неймет». Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью ее реализации. Так, молодой офицер испытывает острую потребность самоутвердиться в новой должности, иметь высокий авторитет в коллективе, быть уважаемым и любимым подчиненными. Однако для реализации этих актуальных потребностей ему может не доставать опыта работы, умения общаться с подчиненными и других необходимых психических образований, что является тем барьером, который создает фрустрационную ситуацию.

Тревога — переживание неясной угрозы, которое также тесно связано с изменениями привычной обстановки, в которой бывший курсант, а ныне молодой офицер, находился в течение нескольких лет учебы в военном училище. Снижение интенсивности чувства тревоги свидетельствует о достаточности, соответствии поведенческих и физиологических форм реакции в ответ на нарушение равновесных взаимоотношений организма со средой.

Крайней степенью выраженности адаптационных затруднений является социально-психологическая дезадаптация, основным признаком которой может служить переживание офицером длительных внешних и внутренних конфликтов без нахождения психологических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.

Как показали исследования этой проблемы, к основным разновидностям социально-психологической дезадаптации можно отнести:

a). Устойчивую ситуативную дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в социальных ситуациях, хотя и предпринимает такие попытки. Именно в этом психическом состоянии находится большинство в социoмeтрическом отношении изолированных лиц или отвергаемых членов малых групп. Ответом на это состояние, как правило, бывает специфический защитный комплекс, одним из признаков которого является неадекватное осознание своего социометрического статуса.

 

б). Временную дезадаптированность, устраняемую с помощью адекватных адаптивных предметных социальных и интрaпсихических (внутрипсихических) действий.

в). Общую устойчивую дезадаптированность, которая является состоянием постоянной фрyстрированности. Её наличие активизирует ставшие паталогическими (паталогизированными) защитные механизмы. Вследствие многократного применения паталогизированных защитных механизмов формируются специфические виды психических комплексов —неврозы и психозы [12].

В разрешении затруднений важная роль принадлежит деятельности войсковых психологов по психологической коррекции, которая проводится, если в ходе психологической диагностики выявлено наличие психологических проблем, не выходящих за пределы психологической нормы. Психологическая коррекция (ПК) затруднений СПА молодых офицеров в условиях военной службы — это процесс психологического воздействия, направленного на помощь в таком изменении их поведения, деятельности, общения и внутреннего мира, которое позволит осуществить успешную социально-психологическую адаптацию к условиям военной службы короткие сроки. Основными видами ПК являются индивидуальная и групповая.

При проведении индивидуальной психокоррекции можно выделить два ее направления. Первое направление представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоуправления, укреплению самообладания. Второе — нормативно-ценностная коррекция, состоящая во внесении определенных исправлений в индивидуально-личностную систему норм и поведенческих эталонов, которым воин следует в своей службе и быту [12].

В рамках первого направления в целях улучшения психической саморегуляции молодого офицера следует усиливать психическую обратную связь. Для этоrо используются, чаще всего, спокойные деловые беседы, в ходе которых обсуждаются конкретные проблемы. Подобная беседа ничего не даст, если проводящий коррекцию безапелляционно изложит свой взгляд на имеющуюся проблему, даст советы, вместо того, чтобы побудить военнослужащего к самостоятельности. При этом недостаточно воздействовать лишь на познавательные компоненты саморегуляции. Многие трудности носят аффективный эмоциональный характер и проистекают из неадекватного эмоционального реагирования. Коррекция в этом случае заключается в развитии так называемых «контролирующих эмоций» — радости, вины, стыда и формирование адекватной реакции на поощрение (похвалу) и взыскание (критику). Лишь в этом случае может возникнуть положительно окрашенный эмоциональный

 

контакт, являющийся необходимым условием появления именно контролирующих эмоций, а не их антиподов — реакции подавленности гнева или агрессивности.

В рамках второго направления объектами коррекционной работывыступают, как правило, нормативные комплексы, обусловливающие отказ от выполнения служебных обязанностей, выраженный в той или иной форме в диапазоне от скрытого внутреннего сопротивления до явной халатности.

Главной формой индивидуальной психокоррекции является диалог. Это определяется тем, что проникнуть во внутренний мир личности нельзя путем «безучастного нейтрального анализа». Невозможно это методом «вчувствования», слияния с ним, так как мир этот таинственен и неизмеримо глубок. Лишь в ходе общения с человеком можно способствовать его свободному раскрытию [22].

Диалог развивается на нескольких уровнях. Первый уровень связан преимущественно с выслушиванием собеседника. Человек «выговаривается» и главное изменение в этой ситуации состоит в переходе от негативных, деструктивных эмоциональных состояний клиента в положительные и конструктивные. На втором уровне происходит преобразование душевного состояния клиента в ходе взаимного сознательного разрешения жизненной проблемы, ее осмысления. Психологу при этом следует проявлять активность в беседе, способствуя выявлению сущности внутреннего конфликта. Он часто выступает в роли духовного Я клиента. На третьем уровне достигается катарсис (духовное очищение и просветление) личности [22].

В ходе развития диалога очень важно пространственное размещение собеседников, которое должен контролировать психолог. Так, дистанция и взаимное расположение не должны быть особенно близкими на первых этапах контакта. Такие позиции, как «глаза в глаза» или «друг против друга», на стадии первичного контакта способны спровоцировать либо конфронтацию, либо слишком быстрое сближение и полное перенесение ответственности за результат на психолога, что затруднит проведение психокоррекционной работы. Диалогический подход реализуется и через структурирование времени определенным образом. Общим принципом является следующий: время сессии принадлежит клиенту. Он может молчать, вести ничего не значащую беседу, рассуждать на общие темы, не касаясь волнующих его чувств или идти навстречу новому опыту переживаний. В любом случае психолог обязан ровно поддерживать человека, уважать его сопротивление, вместе с ним идти по пути обретения новых знаний и опыта.

Особую роль в диалоге имеет молчание психолога, применяемое в трёх случаях. Во-первых, с целью демонстрации прав клиента на

 

высказывание, во-вторых, как метод углубления контакта, в-третьих, как фрyстрирование клиента в целях борьбы со сверхзавивимостью [18].

Организационной формой индивидуально-психологической коррекции затруднений социально-психологической адаптации в условиях военной службы чаще всего выступает психологическая консультация, задачи которой сводятся к выработке специальных рекомендаций по изменению тех или иных психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование личности в воинском коллективе и во внеслужебной среде, предложении различных стратегий её поведения в потенциально психотравмирующих ситуациях. Понятия, которыми оперирует при этом психолог, независимо от его теоретической ориентации — это жизнь и ее смысл, место человека в жизни, долг, ценности, индивидуальность и др.

Большой вклад в дело оздоровления обстановки в частях вносит индивидуальная консультация лиц, обратившихся к психологу с целью позитивного решения конфликтных ситуаций, сложных жизненных проблем, приобретения психологических знаний. Выявление военнослужащих с отклонениями от нормального процесса социально-психологической адаптации с последующей психокоррекцией и обучение обращающихся в консультацию методам контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния также входит в обязанности психолога. Психолог-консультант при этом выступает не как учитель, а лишь как помощник в совместном творческом процессе.

В процессе консультирования можно выделить типичные способы поведения психолога и соответствующие им роли, которые можно расположить вдоль оси: «недирективное — директивное поведение». В первом случае психолог представляет информацию клиенту по интересующему его вопросу, оставляя «за скобками» вопрос о том будет ли клиент использовать эту информацию последующем или нет. В случае директивного поведения консультант занимает позицию руководителя или является инициатором действий. Возможные роли и соответствующие им функции психолога в ситуации консультирования, расположенные по мере усиления их директивности следующие:

- «специалист по рефлексии» — поднимает вопросы для размышления (рефлексии);

- «специалист по процессам» — наблюдает за процессами решения затрагивает вопросы, отражающие обратную связь;

- «ищущий факты» — собирает данные и стимулирует мышление;

- «выявляющий альтернативы» — находит альтернативы и ресурсы для клиента и помогает оценить последствия их использования;

- «помощник в решении проблем» — участвует в решениях;

- «инструктор и преподаватель» — обучает клиента, предлагает про граммы самосовершенствования;

 

- «пропагандист» — настоятельно предлагает пути решения, или направляет процесс решения проблем.

Преимущественная ролевая позиция, ставшая привычной в психокоррекционной деятельности психолога, определяет стиль этой деятельности, обычно выявляемый дихотомично — директивный-недирективный.

Задаче оказания помощи молодым офицерам может служить технологическая модель индивидуальной психокоррекции затруднений социально-психологической адаптации, основанная на интегративном подходе и комплексном применении гуманистически ориентированных методик, включающая коррекцию эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности офицеров. Она выступает важным средством решения задач служебной деятельности и повышения психологической устойчивости молодых офицеров к воздействию индивидуально-личностных и средовых факторов.

В рамках этой модели субъектом воздействия выступает войсковой психолог, а ее объектом — молодой офицер в адаптационной ситуации. Предмет психологической коррекции: интеллектуальная, эмоциональная и мотивационная сферы личности офицера. При этом особая роль отводится воображению. Воображение в данном случае «…может быть определено как способность к внутреннему схематическому представлению об объектах и действиях, включающему воспроизведение одной или более сенсорных модальностей. Умственные образы существуют в условиях, когда стимулы, вызывающие их подлинные сенсорные аналоги, отсутствуют» [7].

Главная цель — обеспечение успешности служебной деятельности и повышение психологической устойчивости молодых офицеров воздействию отрицательных индивидуально-личностных и средовых факторов. Основные принципы психологического воздействия — это:

- принципиальное единство материального и идеального, внешнего и внутреннего мира человека, физического и психического;

- терапевтичность всех этапов психокоррекции, в том числе и диагностики;

- мифологиченость, приводящая к изменению внутренней картины переживаний;

- принятие клиента —эмпатия, присоединение, подстройка и «вчувствование»;

- создание надежды на возможность позитивных изменений.

Критериями успешности индивидуальной психокоррекции являются: успешность молодого офицера в служебной деятельности, повышение его социального статуса в коллективе, повышение компетентности офицера в общении, адекватность его самооценки, снижение общего уровня фрустрированности офицера.

 

 

Основные функции психолога при этом состоят в том, чтобы быть «соинициатором» изменений и «катализатором» внутрипсихического процесса.

Основные средства (применяемые методики):

- использование изменённых состояний сознаниия (транса). При этом измененное состояние сознания является спутником практически любого психокоррекционного воздействия. И действительно, только в измененном состоянии сознания можно «…говорить всё, что приходит в голову безо всякой критики (психоанализ), танцевать с умершим близким человеком (психодрама), разговаривать с пустым стулом, на котором пациенту видится он возрасте шести лет (гештальттерапия); делиться интимными переживаниями с группой незнакомых людей (групповая психотерапия)» [25];

- парадоксальное намерение — путь ослабления эмоциональной реакции, когда от клиента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при навязчивостях), чего он опасался [25]. Желательно, чтобы парадоксальная интенция была сформулирована в юмористической форме, что позволяет человеку занять дистанцию по отношению к себе;

- метафора как путь «усыпления» подсознания и предоставления ему образца для подражания. Условием успешности метафоры является ее изоморфизм (соответствие) тем лицам и событиям, которые характеризуют ситуацию и проблему клиента. Метафоры широко используются в рамках различных психотерапевтических подходов. К ним относятся относится сексуальная символика З.Фрейда, «Анима» и «Aнимус» К.-Г.Юнга, «Взрослый», «Родитель», «Ребенок» в транзактном анализе, «нижняя» и «верхняя» собака в гeштальттерапии;

- систематическое переворачивание атрибуций клиента (Клиент, описывая свои проблемы говориr: «Я не могу», а психолог, объясняя психологический механизм этой проблемы, утверждает: «Вы не хотите!») и формирование интернального (внутреннего) локусa контроля с целью повышения ответственности человека как за свои внутренний мир, так и за свое поведение;

- отстранение клиента от его переживания (диссоциация) в целях уменьшения психотравмирующего воздействия до уровня, позволяющего вести дальнейшую работу;

- переживание клиентом проблем путем мысленного помещения себя ситуацию, связанную с сильными эмоциями (ассоциированное состояние);

- помощь в выявлении ценных жизненных событий в случаях депрессии, связанной с отсутствием смысла. При этом происходит «утилизация» любых событий и даже самые неприятные из них могут быть рассмотрены как тяжелый, но необходимый урок»;

- переключение внимания от неприятных ощущений;

- позитивная интерпретация симптомов, которая служит по существу стимулом для переосмысления старых концепций клиента и для поиска им доступных альтернативных интерпретаций и форм психологической помощи.

В ходе проведения консультационных бесед могут быть использованы теоретические и практические подходы рациональной психотерапии, нейро-лингвистического программирования, гештальт-терапии, трансактного анализа.

Профессионально-нравственными условиями проведения коррекции должны быть профессиональная подготовленность психолога; принятие клиента; оценка не личности, а ее поступков; конфиденциальность полученных сведений.

Основы теории и практики групповой психокоррекции были заложены американским психологом К. Роджерсом и базировались на идее «самоактуализирующейся личности». Эта идея заключается в том, что самосовершенствование человека осуществляется за счет развития групповых отношении и создания особой ситуации доверительного общения, в которой происходит осознание себя и других, обмен взаимоощущениями, восприятием друг друга. К. Роджерс строил свою концепцию, опираясь на работы немецкого психолога К. Левина по «групповой динамике», которому принадлежит идея «групп тренинга (Т-групп)». К. Рожерс предложил две формы групповой психокоррекции (ГПК): группы интенсивногого общения (группы встреч) и группы «организационного развития».

Методы групповой психокоррекции трудностей СПА молодых офицеров направлены на развитие коммуникативных способностей военнослужащих, рефлексивных навыков (умения анализировать по- ведениe и состояние членов группы и свое собственное, ситуацию и себя ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуации, возникающие в процессе воинской службы, быстро перестраиваться в различных условиях и разных воинских коллективах.

В рамках ГПК наиболее распространенными методами являются групповая дискуссия и игровой метод. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Наибольшее же распространение среди игровых методов приобрел метод ролевых игр. Все эти методы ориентируются на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в обучение элементов исследования, а также предполагают своеобразный вариант обучения на моделях. Как и в случае проведения индивидуальной работы налицо интегративный подход, заключающийся

 

в использовании методических наработок, предлагаемых как в рамках деятельностно-ориентированного социально-психологического тренинга [5; 14], так и в рамках гуманистически ориентированной и поведенческой групповой психокоррекции.

В ходе групповой работы можно выделить три психических образования, которые могут быть условно определены в терминах трех реальностей, переживаемых участниками психокоррекционной группы:

- реальность психологических проблем (в ходе реальной социально-психологической адаптации);

- групповая реальность;

- реальность жизни (реальность состояния адаптированности к условиям службы и гарнизонного быта).

Офицер приходит в группу, актуально переживая первое, весьма смутно представляя второе, с надеждой обретая третье. Особенность же группы по сравнению с индивидуальной работой состоит в том, что она как частный случай «терапевтической реальности» сохраняет свойства жизненной реальности, смягченной присутствием психолога, который помогает участникам активизировать позитивные силы для продуктивного переживания этой реальности.

Давая процессуальную характеристику групповой работе, надо отметить ее основные фазы:

- адаптационная (фаза ориентации зависимости);

- фрустирующая (фаза конфликтов и протеста);

- конструктивная (фаза развития сотрудничества);

- реализационная (фаза целенаправленной деятельности).

В связи с этим на различных этапах важнейшими коррекциоными задачами при групповой работе являются:

Групповая интеграция. Наиболее яркими психическими образованиями этой стадии становятся чувство «Мы» и переживание иной (игровой) реальности. В указанные образования вносят существенный вклад ощущения поддержки, симпатии, сплоченности и доверия, новые правила общения т.д. Психолог побуждает участников группы к активности, содействует повышению реалистичности их ожиданий, формированию нового языка, облегчающего выражение чувств.

Активизация индивидуализации, включающая осознание участниками своих чувств, опыта, позиции в группе и поведения как индивидуальных, детерминированных личностным выбором. Психолог при этом стимулирует их к принятию ответственности за свои слова действия, поощряет использование языка непосредственных эмоциональных реакций в противоположность абстрактным рассуждениям.

Анализ ролевой структуры группы, позиций военнослужащих по отношению к групповому процессу, друг к другу, самим к себе. При этом необходимо учитывать индивидуальные формы сопротивления, связанные с этими позициями.

Соотнесение группового и жизненного опыта, основанное на анализе причин межличностных конфликтов, стереотипов общения и проявления эмоциональных реакций, принесённых в группу из реальной жизни.

С учетом вышеизложенных теоретических и методологических положений может быть использована методика коррекционного адаптационного тренинга (КАТ), которая позволяет обеспечить позитивные изменения в управленческой деятельности молодых офицеров, проявляющиеся в формировании эффективного стиля этой деятельности, адекватного личностным ресурсам молодого офицера и решаемым задачам.

Общая схема КАТ может быть представлена в виде следующих положений:

1. Общие положения. Существуют потребности индивида, личности, которые являются движущей силой его побуждений, социальной активности. Важнейшими из них являются социальные потребности, потребности в человеческом окружении. Одновременно с этим существуют потребности общества, которые нельзя свести к сумме потребностей составляющих его индивидов.

Таким образом, возникает определенное несовпадение личностных интересов и общественных. Личностная и социальные доминанты находят свое выражение в конфликте человека и его социального окружения, существует проблема необходимости гармонизации личностно-социального взаимодействия.

Психолог вторгается во внутренний мир личности и стремится решить конфликтную проблему за счет создания во внутреннем мире личности механизмов, позволяющих ей более комфортно строить взаимоотношения с окружающей средой.

Стратегии самоосуществления отдельно структурируются в особенности взаимодействия на различных уровнях:

личности и общечеловеческой культуры;

личности и ценностно-нормативной среды современного российского общества;

личности и ценностно-нормативной среды социального института (прежде всего профессионального, в нашем случае института военной службы);

личности и ближайшего социального окружения в виде конкретных актов взаимодействия с групповыми нормами и ценностями;

личности и ближайшего семейно-родственного (интимно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: