Структура ученического самоуправления:
.
![]() |
![]() |
Данная модель самоуправления опирается на:
· Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
· Основные нормативные документы школы, не противореча им;
· Сохранение и приумножение школьных традиций;
· Простоту внедрения проекта в жизнь;
· Вовлечение в процесс самоуправления учащихся.
Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому ученическое самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации школьников.
Социализация детей и подростков - это процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой на основе определенных знаний о мире, сформированных ориентаций на культурные способности, позволяющих ему активно развиваться. Социализация ребенка в деятельности детских общественных объединениях включает следующие компоненты: мотивационно-деятельностный, ориентировочно-ценностный, познавательный и рефлексивно-оценочный. Важная роль в процессе социализации принадлежит социальной среде.
Социальная среда - это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его жизнедеятельности, включающие общественные отношения, социальные институты, социальное сознание и культуру. На мезоуровне это ближайшее его окружение: семья, учебный коллектив, группы, участники детских общественных объединений, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка. Под влиянием деятельности в детских общественных объединениях личность изменяется и в процессе деятельности сама изменяет окружающую среду.
Результатом социализации подростков в деятельности детских общественных объединений является социальность как интеграция качеств, характеризующих развитие подростка, и выражающаяся в уровне сформированности социального опыта. Социальность проявляется через способность подростка реализовать свой духовно-культурный потенциал в процессе совместной деятельности.
Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:
Министерства | Ведущий вид деятельности | Содержание |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ | Познавательная деятельность | предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе) |
МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖИ И СПОРТА | Спортивно – оздоровительная деятельность | организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья |
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МИНИСТЕРСТВО ПЕЧАТИ | Художественно – эстетическая деятельность | тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи |
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ МИНИСТЕРСТВО ПРАВОПОРЯДКА | Трудовая деятельность Профилактика правоонарушений | тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории |
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Ожидаемые результаты:
· Повышение гражданской позиции школьников;
· Повышение заинтересованности в развитии школы;
· Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
· Увеличение занятости детей во внеурочное время;
· Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
· Активизация творческой деятельности учащихся;
· Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
· Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Основные формы ученического самоуправления.
· Заседания Совета ученического самоуправления;
· Участие в работе собрания;
· Участие в работе ученических и родительских собраний;
· Проведение благотворительных и иных акций;
· Проведение социологических опросов;
· Участие в работе творческих групп;
· Проведение круглых столов;
· Организация и проведение досуговых мероприятий;
· Организация и проведение спортивных соревнований;
· Другие формы работы.
Дорожная карта
Заседания ШУС «Россияне» запланированы на первый понедельник каждого месяца
Дата | Мероприятие | Ответственные |
сентябрь | 1. Об утверждении плана работы ШУС | Педагог-организатор Спикер |
2. Распределение обязанностей | Педагог-организатор Спикер | |
3. Планирование работы Министерство по направлениям | ||
4. Занятия в Школе лидеров | Педагог-организатор Спикер | |
5. О проведение акций в месячник борьбы с терроризмом | Министерство культуры, Педагог-организатор | |
6. День Здоровья для учащихся 1-4 и 5-7 классов | Министерство спорта, Учителя физкультуры | |
октябрь | 1. День самоуправления. Праздничный концерт к Дню Учителя и Декаде пожилого человека. Творческая мастерская. Видеопоздравления | Педагог-организатор Спикер Министерство образования и культуры |
2.Акция «Будет чисто» | Министерство труда, учителя технологии, классные руководители | |
3.Рейд «Школьные принадлежности» | Министерство образования | |
4.Акция «Книге вторую жизнь» | Министерство культуры, Министерство молодежи и спорта, Классные руководители, педагог-организатор | |
5.Реализация проекта «Куратор: За собою поведем-делом нужным увлечем» (закрепление девятиклассников за первоклассниками) | Педагог-организатор, Спикер Министерство молодежи и спорта, труда, печати, культуры | |
6.Акция «Будет чисто» | Министерство труда, учителя технологии | |
7.Осенний бал доя 1-4, 5-7 и 8-11 классов | Педагог-организатор, Министерство молодежи, культуры, Спикер | |
8.Выпуск газеты «Зеркало» | Министерство печати, культуры, образования, Педагог-организатор, учителя русского языка и литературы | |
9.Подведение итогов работы за й четверть. Занятие в Школе лидеров. Тренинг. | Педагог-организатор, Спикер, все министерства | |
ноябрь | 1.Торжественная линейка к Дню народного единства, Дню конституции РТ | Педагог-организатор, Спикер |
2.Реализация проекта «Каникулы». Организация занятости младших школьников во внеучебное время | Педагог-организатор, Спикер, Министерства культуры, спорта, классные руководители | |
3.Ра бота с учащимися с девиантным поведением | ЗДВР, Спикер, Министерство правопорядка | |
4.Концерт к Дню матери | Министерство культуры, педагог-организатор, учитель музыки | |
5.Круглый стол «Скажем наркотикам Нет!» | ЗДВР, педагог-организатор, Спикер, Министерство молодежи. Спорта, культуры | |
декабрь | 1.Митинг к Дню неизвестного героя и Героям Отечества | Педагог-организатор, ЗДВР, Спикер, Министерство культуры |
2.Торжественная линейка в Дню Конституции России | Педагог-организатор, ЗДВР, Спикер, Министерство культуры | |
3.Акция волонтеров «Забота» (по очистке Парка Победы от снега; помощь престарелым гражданам города в очистке снега у придомовых территорий) | Учителя труда, ЗДВР, Завхоз, Спикер, Министерство труда, волонтеры | |
4.Отчетный концерт перед родителями | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер | |
5.Проект «Школьные каникулы» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, спорта, Спикер | |
6.Беседа «Поведение на водоемах в зимний период» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер | |
7.Школьный бал-маскарад для 1-4, 5-7 и 8-11 классов | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер | |
8.Выпуск газеты «Зеркало» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, печати, молодежи, Спикер | |
9.Итоги работы за 2 четверть. Занятия в Школе лидеров. Тренинг. | ЗДВР, педагог-организатор, Спикер, все министерства | |
январь | 1.Литературно-тематический вечер «День Татьяны» для 8-11 классов. | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер |
2.День памяти «Снятие Блокады Ленинграда». Посещение музея «Боевой Славы» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер, классные руководители | |
3.Выпуск газеты «Зеркало» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство печати, Спикер | |
4.Зимние забавы | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, спорта, Спикер | |
5.Акция «Забота» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство труда, Спикер | |
6.Турнир по настольному теннису и шахматам | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство спорта, Спикер | |
февраль | 1.Митинг к Дню вывода войск из Афганистана | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер |
2.Литературно-тематический вечер к Дню Защитника Отечества | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер | |
3.Игра «Зарница», «А ну-ка, парни» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, спорта, учитель ОБЖ и учителя физкультуры Спикер | |
4.Фестиваль «Я помнить призываю» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер | |
5.Вечер бардовской песни патриотической тематики | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер | |
6.Конкурс «Замечательный вожатый | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер | |
7.Лыжня России | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство спорта, Спикер | |
8.Акция «Забота» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство труда, Спикер | |
9.Турнир по волейболу | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство спорта, Спикер | |
10.Работа с учащимися деструктивного поведения | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство правопорядка, Спикер | |
март | 1.Концерт к Дню 8 Марта | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер |
2.Литературно-тематический вечер «Я помню чудно мгновенье…» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер | |
3.Турнир по баскетболу | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство спорта Спикер | |
4.Акция «Забота» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство труда, Спикер | |
5.Проект «Школьные каникулы» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, образования, спорта, молодежи, Спикер | |
6.Народные забавы «Масленица» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, спорта, молодежи, Спикер | |
7.Выпуск газеты «Зеркало» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство печати, Спикер | |
8.Итоги работы за 3 четверть. Занятия в Школе лидеров. Тренинг. | ЗДВР, педагог-организатор, Спикер, все министерства | |
апрель | 1.О комплексе мероприятий с 75-летию Победы | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, спорта, молодежи, труда, образования, печати, Спикер |
2.Квест-игра «Быть здоровым- Здорово!» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, спорта, молодежи, печати, Спикер | |
3.Турнир по футболу | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство спорта, Спикер | |
4.Акция «Забота» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство труда, Спикер | |
5.Акция «Улыбка Гагарина» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, печати, Спикер | |
6.Акция «Будет чисто» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство труда, Спикер | |
май | 1.Праздничная линейка «Мир. Труд. Май» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер |
2.Акция «школьный забег» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство спорта, Спикер | |
3.Митинг к 9 Мая | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, образования, печати, молодежи, Спикер | |
4.Квест-игра «День защиты детей» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, образования, спорта, Спикер | |
5.Круглый стол к Дню семьи | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, образования, молодежи, печати, Спикер | |
6.Праздник Последнего звонка | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, образования, Спикер | |
7.Работа с учащимися девиантного поведения | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство культуры, Спикер | |
8.Выпуск газеты «Зеркало» | ЗДВР, педагог-организатор, Министерство печати, Спикер | |
9.Итоги работы за 4 четверть. Составление плана на новый учебный год | ЗДВР, педагог-организатор, Спикер, все министерства |