КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА
ЦЕЛЬ: формировать навыки самостоятельной работы студентов, в процеcсе которой закрепить знания по методике изучения идентичного материала, отработать приемы представления языкового материала, развивать самостоятельность мышления, творческие способности студентов, воспитывать интерес к будущей профессии.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебники русского языка (3, 4 класс), учебники и учебные пособия по методике преподавания русского языка, методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы МРСр – 10.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Коваль А. П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. – К.: Вища школа, 1989. - С. 209, 225 – 226.
2. Коваль А. П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. – К.: Рад. школа, 1990. - С. 29 – 31, 46.
3. Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения. – Сумы: Университетская книга, 2006. –
С. 188 - 189.
4. Володарская М.А., Ковальчук Н.А., Настенко А.Н. Все уроки русского языка. 3 класс. – Х.: Изд. группа «Основа», 2011.
5. Володарская М.А., Дашко О.П., Микитченко Н.И., Рябова Т.Б. Все уроки русского языка. 4 класс. – Х.: Изд. группа «Основа», 2010.
Содержание самостоятельной работы по теме «Методика изучения идентичного материала»
I. Тестовые задания
Укажите группы языкового материала, зависящего от степени совпадения в русском и украинском языках.
1) Аналогичный материал.
2) Несовпадающий материал.
3) Грамматический материал.
4) Идентичный материал.
5) Специфический материал.
2. Продолжите предложение: «Идентичный материал – материал …».
|
3. Укажите задачи изучения идентичного материала:
а) создание условий для транспозиции и предупреждения интерференции;
б) формирование новых знаний, умений, навыков;
в) актуализация и транспозиция знаний, умений и навыков, полученных на уроках украинского языка, закрепление и развитие их на материале русского языка.
4. Продолжите перечисление условий успешной работы над идентичным материалом:
1) прочность усвоения материала на уроках украинского языка;
2) … и т. д.
Установите, какие формировки целей урока соответствуют задачам изучения идентичного материала.
1) «Совершенствовать…»; «Развивать…»;
2) «Совершенствовать…» «Развивать…»; «Научить различать… в русском и украинском языке»; «Усвоить… в отличие от украинского языка…»;
3) «Формировать…»:
6. Определите, в чем состоит дидактическая цель уроков при изучении идентичного материала.
1) Обеспечить положительный перенос знаний, умений и навыков из другого языка.
2) Обеспечить ознакомление учащихся с новой темой.
3) Познакомить с новыми терминами.
4) Закрепить знания учащихся по конкретной теме.
7. Установите соответствия между названиями приемов и их содержанием.
1) Прием межъязыковой а) общее и различное в обоих
аналогии устанавливает языках
2) Прием межъязыкового б) идентичность в обоих
сопоставления устанавливает языках
3) Прием межъязыковой в) «в отличие от украинского
аналогии звучит языка в русском... »
4) Прием межъязыкового г) «как в украинском языке,
сопоставления звучит так и в русском …»
Укажите основной способ представления идентичного материала.
|
1) межъязыковая аналогия;
2) межъязыковое сопоставление;
3) межъязыковое сравнение.
9. Укажите, в чем заключается специфика урока при изучении идентичного материала.
1) Не изменяются способы и приемы представления нового материала.
2) Сокращается этап представления нового материала.
3) Сужаются возможности применения речевых умений.
4) Преобладают упражнения самостоятельного и творческого характера.
5) Преобладают упражнения обучающего характера.
10. Укажите упражнения, которые преобладают на этапе закрепления идентичного материала.
1) самостоятельные упражнения;
2) упражнения на развитие речевых умений и навыков,
3) упражнения обучающего характера;
4) задания творческого характера.
11. Перечислите идентичные правила и понятия в русском и украинском языках.
1) Состав слова.
2) … и т. д.
12. Среди перечисленных орфографических правил, изучаемых в начальной школе на уроках русского языка, выделите правила, совпадающие по содержанию с украинским языком:
а) мягкий знак между двумя согласными;
б) безударные согласные в корне слова;
в) непроизносимые согласные в корне слова;
г) буквосочетания чк, чн, щн,нч, нщ;
д) буквы ы, и после ц;
е) правописание не с глаголами;
ж) удвоенные согласные.
13. Установите последовательность действий при обучении младших школьников правописанию безударной гласной в корне слова.
1) Указать безударный слог.
2) Поставить ударение.
3) Подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
4) Записать в тетрадь слово с той буквой, которая была под ударением в проверочном слове.