Одним из методов размещения (выдачи) заказов на поставку товаров и подрядов на выполнение определенных работ является проведение конкурса или тендера (международного торга).
Конкурс (тендер) - это особая форма выдачи заказов на поставку товаров или подрядов на выполнение работ, которая предполагает привлечение предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков в целях обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки для организаторов таких торгов.
Сущность конкурсных торгов состоит в том, что:
§ покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками;
§ сравнивает полученные предложения;
§ после сравнения подписывает договор (контракт) с тем продавцом или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные для покупателя (заказчика) условия.
В настоящее время тендеры получили широкое распространение в связи с поиском и отбором контрагентов для заключения сделок на поставку машин и оборудования, военной техники, крупных партий сырья, изыскательских работ, строительство объектов «под ключ». Через конкурсные торги размещают заказы государственные организации, а также предприятия частного сектора (Приложение Б).
Различают продажу в частную собственность имущества и акций по инвестиционному курсу и по коммерческому курсу.
При продаже по инвестиционному курсу право приобретения акций получает лицо, предложившее максимальные инвестиции в развитие этого АС).
При продаже по коммерческому курсу право приобретения акций получает лицо, предложившее за них максимальную цену.
Организаторы торгов, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, в состав которых входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации.
|
Тендерные комитеты проводят всю организационную работу по проведению торгов: публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решения о победителе конкурсного торга, которому и передается заказ.
Конкурсные торги подразделяются на:
§ международные (привлечение предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков разных стран);
§ внутренние — участвуют поставщики и подрядчики одной страны.
В зависимости от способа проведения различают торги:
§ открытые (публичные) — привлекаются все желающие фирмы и организации. Обычно на таких торгах размещают заказы на стандартное и универсальное оборудование. Информация о таких торгах представляется в официальных органах печати за один или полтора месяца до дня проведения торгов;
§ закрытые (ограниченные или негласные) — участвуют лишь определенные фирмы, которым высылается приглашение. На таких торгах размещают уникальное, сложное и специальное оборудование. Извещения о предстоящих торгах получают л ишь отдельные фирмы, которые хорошо известны в данной отрасли производства.
Участники торгов ко дню их закрытия готовят технические, комиссионные, коммерческие предложения, но передают их в последние минуты перед закрытием в целях сохранения тайны. После закрытия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений. В день закрытия тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений. При негласных торгах этого не делают. В некоторых случаях выбор поставщика проводят непосредственно после вскрытия, при поставках сложного оборудования окончательное решение принимает вышестоящая организация через определенный промежуток времени после проведения анализа и экспертизы.
|
Участник торгов, предложение которого принято, обязан внести залог в качестве гарантии выполнения заказа (5-10% стоимости заказа). После выполнения заказа этот залог возвращается.
Завершающим этапом является подписание контракта с фирмой, выигравшей торги.
Проведение торгов обостряет конкуренцию между поставщиками и дает значительное преимущество покупателям.
В российской производственной и деловой практике есть несколько понятий, описывающих практически один и тот же процесс. Соревнование между компаниями за право заключения договора в строго определенном порядке, ограниченное конкретными сроками, – это аукционы, тендеры, торги, конкурсы и не только. Но между ними есть существенная разница: главное отличие тендера от конкурса в том, что первое понятие не регламентировано российским законодательством, но при этом сами эти мероприятия широко применяются в практике ведения бизнеса.
Федеральный закон №94-ФЗ определяет понятие конкурса и порядок его проведения. Участие в нем возлагает на организатора и участника определенные правовые обязанности в отличие от тендера, последствия которого возникают только после составления договора между сторонами. Поэтому заказчик имеет право проводить его в любой удобной для себя форме, которая может регламентироваться только внутренними нормативными документами, например, Положением, разработанным на основе типового.
|
Отличие состоит также в том, что победитель определяется путем сопоставления заявок, которые не могут изменяться или уточняться после их вскрытия. При проведении тендера имеет место дополнительное соревнование, заказчик может пытаться снизить цену или просить лучшие условия выполнения заявки. Таким образом, в результате тендера можно добиться более выгодного сотрудничества для заказчика.
Еще одна причина, почему нужно знать, чем отличается тендер от конкурса, – это неограниченный срок первого мероприятия, а временные рамки второго и дата заключения договора с выбранным исполнителем всегда точно известны заранее. Тендерный комитет может специально тянуть время до принятия решения, чтобы получить более выгодное предложение от поставщиков. Тем не менее, обычно сроки тендера меньше конкурсных и составляют от недели до месяца, а время для определения победителя в конкурсе составляет не менее 30 дней.
Государственная организация имеет право отклонить конкурсную заявку, потому что она оформлена неподобающим образом, в то время как коммерческие организации не обращают пристального внимания на форму подачи заявления на участие.
При проведении конкурса государственная или муниципальная организация должна выбрать исполнителя в любом случае, если количество участников больше одного, и заявки соответствуют предъявленным требованиям. При этом коммерческая компания может и не выбрать победителя – этот вопрос решает только тендерная комиссия. Результат конкурсного состязания должен объявляться официально и отражаться в СМИ, а его организатор должен заключить договор с победителем на ранее определенных условиях. При этом неудовлетворенные решением участники могут обжаловать результаты в судебном порядке и взыскать издержки, связанные с подготовкой. О результате тендера сообщается выбранному поставщику услуг любым способом, например, электронным письмом или звонком, а другие участники не могут иметь никаких претензий к тендерному комитету.
Различия между этими понятиями можно кратко резюмировать следующим образом:
Цель организации конкурса – соблюдение всех регламентов и норм, цель тендера – максимальная экономия денежных средств.
Права поставщиков определенным образом защищены при участии в конкурсе, в тендере нет никаких обязанностей перед ними.
Проведение конкурсного состязания всегда приводит к заключению договора, тендерного – на усмотрение тендерной комиссии.
Конкурсные заявки не могут изменяться в процессе проведения мероприятия, организаторы тендера могут пытаться снизить цену до минимальной.
Победитель конкурса обязательно становится известен, победитель тендера – только по воле тендерного комитета.
Срок оглашения результата конкурсного соревнования известен заранее, а тендерный срок может быть любым и изменяться в процессе.
Наконец, последнее существенное отличие конкурса от тендера состоит в том, что из-за неправильного оформления каких-либо документов или конкурсной заявки претендента могут не допустить до участия в конкурсе и отклонить его заявку.
Коммерческие организации, как правило, подобной бюрократической волокитой не занимаются, потому, повторюсь, что им важно максимально экономить денежные средства предприятия.
В связи со всем вышеизложенным хочется отметить, что цель государственной закупки — не экономия бюджетных средств, а соблюдение регламента процедур и обоснование выбора Поставщика, поэтому при проведении конкурсов часто выдвигаются излишние требования, введенные под определенного поставщика.
Цель закупок коммерческой организации — наиболее эффективно закупать, максимально экономить денежные средства, обезопасив себя от неисполнения поставщиком условий договора.