А.Г. Рубинштейна: полтора столетия спустя




А.А. Пономарев

Педагогические и просветительские воззрения

А.Г. Рубинштейна: полтора столетия спустя

 

 

Родился: 28 ноября 1829 г., Ofatinți, Балтский уезд, Подольская губерния, Российская империя

Умер: 20 ноября 1894 г. (64 года), Петергоф, Санкт-Петербург, Российская империя

 

Отечественная музыкальная педагогика по праву занимает сегодня в мире одно из ведущих мест. И это положение достигнуто во многом благодаря неоценимому вкладу наших выдающихся предшественников, стоящих у истоков музыкального образования в России.

Обращение к достижениям прошлого при совершенствовании современного музыкального образования является одним из действенных резервов, позволяющим обеспечить преемственность и поступательность его развития. Именно таким столь значимым фактором может стать всестороннее изучение наследия нашего великого соотечественника Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894).

Вклад А.Г. Рубинштейна в отечественную культуру невозможно переоценить. Он вошел в историю как выдающийся пианист, композитор, подаривший миру немало музыкальных шедевров и своим творчеством способствовавший утверждению в отечественной музыке ряда камерных и симфонических жанров, дирижер, приобщивший многочисленных слушателей в России и далеко за ее пределами к музыкальным ценностям мировой и русской симфонической и оперной музыки, организатор музыкального просветительства и музыкального профессионального образования в России, один из основоположников отечественной композиторской и фортепианной школ.

Будучи «человеком действия» и испытывая постоянную нехватку времени, Рубинштейн не оставил после себя последовательно изложенной концепции профессионального музыкального образования, в результате чего лишился «авторских прав» на многие свои открытия, которые постепенно растворились в трудах его «пишущих» учеников и современников, а ряд его педагогических идей так и остался не реализованным.

Вместе с тем, педагогические и просветительские взгляды А. Г. Рубинштейна, а также задуманная им, но так и не реализованная «модель» музыкального вуза, становятся особо актуальными и потому востребованными. Именно сегодня его идеи могут быть системно осуществлены как в условиях современного вуза культуры в целом, так и в рамках учебного процесса на кафедре фортепиано. Фортепиано, по мысли Рубинштейна, является «системообразующим» фактором в процессе профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей и педагогов. При этом великий музыкант и просветитель имел в виду не только и не столько будущих пианистов-исполнителей и фортепианных педагогов, но и студентов, представляющих весь широкий спектр музыкальных специальностей.

Осознание актуальности педагогических идей А.Г. Рубинштейна для современной музыкальной жизни и стремление внести свой посильный вклад в восстановление исторической справедливости по отношению к педагогическому и просветительскому наследию нашего великого соотечественника привело к необходимости углубленного изучения, осмысления и систематизации его взглядов, рассредоточенных в литературном и эпистолярном наследии. Кроме того, был проведен тщательный анализ принципов, положенных им в основу масштабных просветительских проектов, а также фактов его педагогической и исполнительской деятельности. Результаты исследования опубликованы. Они нашли отражение в ряде статей[1] и были обобщены в диссертационном исследовании «Педагогические и просветительские идеи А.Г. Рубинштейна в оптимизации образовательного процесса современного вуза культуры и искусств»[2].

Педагогические и просветительские воззрения А.Г. Рубинштейна – после всестороннего изучения, систематизации и «тактичного лексического осовременивания» – могут быть сведены к целостной концепции, в основе которой лежат следующие положения:

1. Необходимость осознания на государственном уровне важной социальной роли музыкального образования и воспитания в их неразрывной взаимосвязи;

2. Обеспечение доступности профессионального музыкального образования – за счет государственного финансирования либо привлечения средств благотворителей и меценатов – для наиболее талантливых граждан, вне зависимости от их социального и материального положения;

3. Приоритет отечественной системы профессионального образования музыкантов и музыкантов-педагогов, который не следует нарушать при дозированном использовании в ее рамках подтвердившего свою эффективность зарубежного опыта;

4. Признание эффективности функционирования ступенчатой системы музыкального образования, обеспечивающей прием в вузы абитуриентов, уже достигших определенного уровня специальной профессиональной подготовки;

5. Обязательность фундаментальной гуманитарной составляющей как неотъемлемого условия профессиональной подготовки музыканта-педагога;

6. Стремление к формированию у будущих музыкантов-педагогов целостного представления о культурно-историческом процессе и значимости в его общем контексте отечественной музыкальной культуры;

7. Обеспечение просветительской направленности профессионального музыкально-педагогического образования, формирование у студентов в рамках учебного процесса навыков и умений по составлению разноплановых концертных, литературно-музыкальных и прочих тематических программ, а также способности оценивать те или иные музыкальные явления, в том числе, в форме письменного рецензирования;

8. Опора в репертуарной политике на лучшие в художественном отношении образцы, включая фольклор и современную музыку;

9. Максимальное обеспечение условий для практического применения и закрепления профессионально значимых знаний, навыков и умений, получаемых студентами в процессе обучения в вузе в условиях, максимально приближенных к их будущей профессиональной деятельности;

10. Целенаправленное развитие на протяжении всего периода обучения творческих межкафедральных связей в процессе совместного участия студентов-музыкантов различных направлений в мероприятиях просветительской направленности;

11. Обязательность комплексной проверки в рамках итоговой государственной аттестации всего спектра полученных студентами в процессе обучения профессионально важных знаний, навыков и умений, которые могут быть востребованы в постоянно изменяющихся условиях их дальнейшей исполнительской либо педагогической деятельности;

12. Необходимость и обязательность формирования у выпускников-музыкантов широкой профессиональной и общекультурной базы компетенций, необходимой и достаточной для их дальнейшего самообразования и развития.

 

Как бы ни были справедливы и актуальны приведенные положения «по-отдельности», их потенциал и эффективность могут быть в полной мере оценены лишь при полной системной реализации в рамках «живого» учебного процесса в условиях современного вуза культуры, наиболее соответствующего задуманной А.Г. Рубинштейном более полутора столетий назад модели профессионального музыкального вуза, призванного готовить музыкантов-педагогов. А потому, как обращенное к нам напутствие, как руководство к действию звучат сегодня слова нашего великого соотечественника, произнесенные им на открытии Петербургской консерватории: «Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем стараться дорогое для всех нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно должно стоять у народа, столь богато одаренного к музыкальному искусству. Будемте смиренными и неутомимыми служителями этого искусства, которое возвышает душу и облагораживает человек» [3].

 

 

Литература:

1. Пономарев А.А. Антон Рубинштейн. Концепция профессионального образования музыканта-педагога // Методологические проблемы современного художественного образования. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГПУ, 2007. – С. 52-63.

2. Пономарев А.А. Антон Григорьевич Рубинштейн. // Энциклопедия «Три века Санкт-Петербурга». – Т.2, книга 5. – СПбГУ, 2006. – С. 1016-1018.;

3. Пономарев А.А. Антон Рубинштейн. У истоков отечественного музыкального образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М., 2007. - № 5. (сентябрь-октябрь). – С. 202-204.

4. Пономарев А.А. Музыкальное просветительство: уроки Антона Рубинштейна // сб. Музыкальная культура России: история и современность». – Вып. 1. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – С. 5-14.

5. Пономарев А.А. Наследие Антона Рубинштейна: взгляд с Востока // «Музыковедение». – М., 2007. – С. 27-38.

6. Пономарев А.А. Педагогические и просветительские идеи А.Г. Рубинштейна в оптимизации образовательного процесса современного вуза культуры и искусств. Дисс.на соиск.уч.степени канд.педагог.наук. – СПб.:2008. – 174с.

7. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. – Т. 1. – М., 1983. – С. 55.

 

Статья посвящена выявлению значимости педагогических и просветительских идей А.Г.Рубинштейна в современном образовательном процессе в вузе культуры, определены основные концептуальные идеи, позволяющие совершенствовать процесс обучения и сформировать разностороннюю творческую личность.

 

The article focuses on the significance of pedagogical ideas of A. G. Rubinstein in the modern pedagogical process in the University of culture, identified key conceptual ideas to improve the learning process and to form a versatile creative personality.


[1] Пономарев А.А. Антон Григорьевич Рубинштейн. // Энциклопедия «Три века Санкт-Петербурга». – Т.2, книга 5. – СПбГУ, 2006. – С. 1016-1018.; Пономарев А.А. Антон Рубинштейн. У истоков отечественного музыкального образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М., 2007. - № 5. (сентябрь-октябрь). – С. 202-204.; Пономарев А.А. Наследие Антона Рубинштейна: взгляд с Востока // «Музыковедение». – М., 2007. – С. 27-38.; Пономарев А.А. Антон Рубинштейн. Концепция профессионального образования музыканта-педагога // Методологические проблемы современного художественного образования. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГПУ, 2007. – С. 52-63.; Пономарев А.А. Музыкальное просветительство: уроки Антона Рубинштейна // сб. Музыкальная культура России: история и современность». – Вып. 1. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – С. 5-14)

[2] Пономарев А.А. Педагогические и просветительские идеи А.Г. Рубинштейна в оптимизации образовательного процесса современного вуза культуры и искусств. Дисс.на соиск.уч.степени канд.педагог.наук. – СПб.:2008. – 174с.

[3] Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. – Т. 1. – М., 1983. – С. 55.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: