Тема урока: Чередование звуков в морфемах. Буквы о и а в корне корне—кос--–кас
Дата: 20.11
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Чередование звуков в разных морфемах.
2. Беглые гласные.
3. Суффикс после корня.
4. Значение слова.
5. Алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.
Тезаурус
Чередование звуков – замена одних звуков другими.
Беглые гласные – это гласные, которые чередуются с нулём звука при изменении формы слова или образовании новых слов.
1. Работа по теме урока
Посмотрите на эти слова. Подберём к ним однокоренные, выделив корень.
Круг – кружок, корень круг/круж;
Луг – лужок, корень луг/луж;
Снег – снежок, корень снег/снеж.
В этих словах в корне чередуются буквы г и ж.
Слова снег и снежок являются однокоренными, согласные г//ж в корне чередуются.
Замена одних звуков другими в одной и той же части слова называется чередованием.
Понаблюдаем за этими формами.
Ворота – врата
Голова – главный
Здоровье – здравие
Молодёжь – младенец
В этих словах чередуются гласные о и а. Можно сделать вывод, что чередоваться могут не только согласные, но и гласные.
В одной и той же морфеме гласные о и е в некоторых словах чередуются с нулём звука и их называют беглыми гласными.
В каких частях слова бывают беглые гласные? Это приставки, корни и суффиксы. Встречаются беглые гласные в существительных, прилагательных и глаголах. Встречается в именах существительных мужского рода II склонения, в единственном числе именительного падежа с суффиксом -ок. Например: молоток – молотка. В краткой форме качественных прилагательных в единственном числе мужского рода и притяжательных прилагательных мужского рода в форме именительного падежа в единственном числе, оканчивающихся на -ен, -ий, -ачий, -ячий. Например: грустный – грустен – грустна, собачий – собачьего – собачья.
|
Существуют слова-исключения, их нужно просто запомнить, чтобы правильно использовать. Вместо ожидаемой е может употребляться буква я: зайца – заяц. Ожидаемую е может заменить и: достоин – достойный, достоинство. Буква е вместо и: судья – судей, ружье – ружей, улья – улей.
Знания о том, что такое беглые гласные, обязательно пригодятся! А выучить правила и избавить себя от ошибок очень легко!
Тренировочные задания
1. Выберите строку, в которой все слова имеют беглый гласный.
1. снег, молоток, стена, мешок;
2. мешок, снег, грусть, снежок;
3. молоток, мешок, снежок, отец;
4.снег, семья, друг, бесснежье.
Правильный ответ:?
2. Вставьте пропущенные буквы.
За__ц, досто__н, суд__й, ул__й, ключ__к, замоч__к, меш__к, собач__й..
Правильный ответ:?
Давайте рассмотрим несколько слов: прикасаться, коснулся, косить (траву), косой (заяц), прикосновение, касался. Какие из них объединены значением и каким? Конечно, это слова прикасаться, коснулся, прикосновение, касался, так как у них общее значение «дотрагиваться до кого-либо или чего-либо».
Давайте разберём их по составу. Как можно разбить эти 4 слова на 2 группы по 2 слова? На основе какого признака?
Если за корнем с чередующейся гласной есть суффикс -а-, то писать следует -кас-, при отсутствии суффикса – а- нужно писать – -кос-.
Давайте вместе разберём несколько примеров. Слово прикасаясь имеет значение «дотрагиваясь» и после корня имеет суффикс -а-, поэтому в корне пишем букву а.
|
Обратимся к другому примеру.
Косой прыгал среди невысоких кустов.
В предложении есть слово косой. Оно не имеет значения дотрагиваться, обозначая косость, то есть это не корень с чередованием, а проверяемая гласная в корне.
Давайте проверим себя.
Какие буквы вы бы вставили в слова: к_саться, прик_снуться, к_сой, прик_сание, к_снуться, к_солапый, прик_сновение, прик_саться, сенок_силка, к_сательная, песчаная к_са, неприк_сновенный.
Какие из этих слов не относятся к правилу? Конечно, слова косой, косолапый, сенокосилка и песчаная коса не относятся к нашему правилу, потому что имеют иное лексическое значение. Косой и косолапы й проверяются словом косо; сенокосилка – косит, а песчаная коса – косами.
Всё же остальные слова имеют значение «дотрагиваться». Применим к ним правило.
Касаться: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.
Прикоснуться: в ставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.
Прикасание: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.
Коснуться: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.
Прикосновение: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.
Прикасаться: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.
Касательная: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.
Неприкосновенный: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.
Какие ещё чередующиеся корни вы знаете? В 5 классе вы изучили корни -лаг-/-лож- и -рос-/-раст-/-ращ-. Какие из них похожи на изучаемый? Конечно, -лаг-/-лож-, так как тоже зависит от наличия или отсутствия последующего суффикса -а-. А от чего зависят -рос-/-раст-/-ращ-? От последующей согласной буквы после чередующейся гласной.
|
Когда мы работаем с чередующимися гласными в корне, очень важно помнить все особенности этих корней: у одних правописание зависит от ударения, у других – от наличия или отсутствия суффикса, у третьих – от значения корня, а у четвёртых – от буквы в корне.
Тренировочные задания
1. Подберите правильное лексическое значение слову.
Точка касания:
Прямая, имеющая общую точку с кривой
Так говорят о запасе, который нельзя расходовать
Дотрагиваться
Общее место стыковки
Разбор задания: надо вчитаться в значения слов, обратить внимание на слово точка.
Правильный ответ:?
2. Выберите правильное утверждение.
Слова касаться, коснулся, неприкосновенный в корне имеют:
а) проверяемую безударную гласную;
б) непроверяемую безударную гласную;
в) чередующуюся безударную гласную.
Разбор задания: корни -кас- и -кос- зависят от последующей гласной.
Правильный ответ:?
Домашнее задание
Выполните тест по ссылке https://edu.skysmart.ru/student/bavanimahe
ИЛИ
П.36, №186