Самовоспитание. Развитие умений и навыков. Возможности человека. Потенциальная талантливость.
Необходимость самосовершенствования рано или поздно осознает каждый взрослый человек. С годами приходит понимание того, что необходимо улучшать свои способности и навыки, ведь это ведет к успехам и благополучию. Однако мало кто понимает, что перед тем как совершенствоваться, необходимо самовоспитание личности.
Что такое самовоспитание?
Если при самосовершенствовании человек стремится к вершинам, то при самовоспитании он ставит перед собой более простые задачи. Главная цель самовоспитания человека– это приучение себя к чему-либо. Можно привести несколько примеров:
- импульсивный человек с взрывным характером воспитывает в себе сдержанность и стремится стать уравновешенным;
- человек, который привык что-то приукрашивать, преувеличивать или вовсе врать даже без особой необходимости, учит себя говорить правду;
- несобранный и рассеянный человек приучает себя к организованности.
То есть, в процессе самовоспитания происходит обуздание желаний, отучение от вредных привычек, прививание хороших качеств взамен неблагоприятных. Выполнение осознанных действий, направленных на полноценное раскрытие личности, потом помогает подниматься к вершинам совершенства.
Почему нельзя путать самовоспитание с самосовершенствованием?
Дело в том, что при самосовершенствовании происходит улучшение каких-то способностей, умений, знаний. А личностное самовоспитание – это приучение себя к чему-то, что необходимо для эффективного самосовершенствования. Например, после окончания университета человек получает профессию и устраивается на работу. Постепенно он оттачивает свой профессионализм, повышает квалификацию, становится специалистом высокого уровня. Но при этом он является несобранным, вечно опаздывает на работу или на встречи. И это несколько снижает его ценность, как специалиста, так как помимо знаний и умений в его профессии важна еще и пунктуальность. Поэтом чтобы стать специалистом еще более высокого уровня, необходимо воспитать в себе организованность и пунктуальность.
|
Если учитывать то, о каких качествах идет речь, различают следующие виды самовоспитания:
- интеллектуальное (стремление приобрести новые знания, расширить мировоззрение);
- физическое (улучшение физической формы);
- эстетическое (развитие чувства прекрасного);
- психологическое (приобретение волевых качеств);
- социальное (получение коммуникативных навыков).
Составляющие и методы самовоспитания
Чтобы воспитывать в себе какие-либо качества, необходимо научиться:
- проводить самоанализ, определять свои слабые и сильные стороны;
- брать на себя ответственность за свои действия, поступки;
- мотивировать себя;
- контролировать свои действия;
- оценивать личные достижения.
Сложнее всего мотивировать, контролировать и оценивать себя. Поэтому особенно важным является психологическое самовоспитание.
Перечислим основные методы самовоспитания:
Самоубеждение. Чтобы начать что-то делать, необходима правильная мотивация. Например, при планировании изучения иностранного языка, нужно убедить себя в том, что знание иностранного языка необходимо для продвижения по карьерной лестнице, путешествий и свободного общения в незнакомых странах или других целей.
|
Самовнушение. Развитие личности невозможно без достойной самооценки. Поэтому при возникновении неуверенности, нужно внушить себе, что все получится.
Самообязательство. Этот метод заключается в том, что человек дает себе обещание, что доведет дело до конца. Его необходимо использовать, если есть привычка бросать начатое.
Заниматься самовоспитанием несложно. Главное убедить себя в том, что развитие в себе полезных качеств поможет стать более эффективным, успешным и даже счастливым. Родители, воспитатели, учителя и преподаватели не всегда способны привить все качества, нужные во взрослой жизни. Но человек является автором своей жизни, и всему, что он недополучил в раннем возрасте, он может научиться самостоятельно. А чтобы процесс самовоспитания проходил легко, полезно развивать способности мозга. Для этого хорошо использовать тренинги и упражнения. Память, внимание, эмоциональный интеллект – все это необходимо для самостоятельного воспитания в себе самых разных качеств.
Основные проблемы самовоспитания и самосовершенствования человека
Существует шесть основных проблем самосовершенствования личности, которые мешают нам развиваться:
- Нестыковка промежуточных и конечных целей. Краткосрочные планы не всегда следуют по намеченной дороге, что нередко мешает исполнению наиболее желаемого. Причин тому может быть множество - образование, выбор деятельности, отторжение на второй план желаемого и довольствование сегодняшним днём...
|
- Стабильная, но мелкая оплата труда, близость к месту жительства, отсутствие конкурса при отборе и другие подобные вещи притупляют саморазвитие, заставляя довольствоваться синицей в руках, чем журавлем в небе. Однако, в такой ситуации редко получается добиться чего-то большего, чем минимальной стабильности - вы забываете о будущем, выбираете более простую профессию и однажды человек может навсегда отпустить желаемые цели, которые так и останутся мечтой. Такое отношение к себе не что иное, как растрата жизненного времени и уничтожение потенциала.
- Чрезмерное количество целей. К сожалению, человеческие ресурсы ограниченны, и однажды приходится делать выбор для достижения максимального результата, но в одной, или нескольких сферах жизни. Если вы хотите стать рок-звездой, вряд ли удастся совместить концерты со спортивной карьерой. Либо, если вы намерены служить в армии, добившись высокого звания, вряд ли получится одновременно быть публичной личностью, и прочее. То есть - если вы не можете осуществить все цели, выбирайте наиболее желаемые и рентабельные.
- Ставьте только реальные цели - вы должны осознавать собственные возможности, анализируя финансовое, физическое и интеллектуальное положения дел. Частенько личность не получает желаемого из-за банального незнания характера собственной деятельности. Если вы художник, то экономистом стать будет не так легко, но и кормить семью тоже надо. Но, как узнать, чем лучше всего вам подойдёт?
В школьные годы молодой человек не может себя реализовать из-за ежедневного получения знаний. Но, уже тогда появляются научные направления, которые помогают больше развивать формы самосовершенствования. Если вам нравится география, и не нравится химия, в будущем вам больше понравится работа дальнобойщика, либо менеджера услуг туризма, нежели лабораторного ученого.