В сложившейся ситуации для предприятия ООО «Хлебокомбинат» принимается решение о санации предприятия. Однако учитывая финансовые показатели данного предприятия (Таблица 2.3.5., Таблица 2.3.6.), можно сделать вывод, что в судовой санации нет никакой необходимости, соответственно будет проводиться досудовая санация.
Досудовая санация заключается в том, что собственник имущества должника-предприятия, учредители должника - юридического лица, кредиторы должника, другие лица в рамках мероприятий по избежанию банкротства должника могут оказать финансовую помощь в размере, достаточном для погашения обязательств должника перед кредиторами, в том числе обязательств по оплате налогов и обязательных платежей.
Оказание финансовой помощи должнику обязывает его взять соответствующие обязательства перед лицами, которые оказали такую помощь. Такими обязательствами могут быть передача части имущества или участие в предприятии, если оно существует в форме общества.
Техническая система мероприятий в процедуре досудовой санации состоит из реструктуризации предприятия (реорганизационные мероприятия), организационно-хозяйственные (перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств), управленческих (обновление основных средств, передача имущества в аренду, отсрочка и/ или рассрочка платежей, переоформление краткосрочных кредитов в долгосрочные. Сокращение численности рабочих), а также инвестиционных, финансово-экономических, правовых и других мероприятий, которые не противоречат действующему законодательству.
Для разработки плана судовой санации на предприятии рекомендуется создать рабочую группу, в состав которой должны входить представитель должника, кредиторы и потенциальные инвесторы.
|
В план досудовой санации должна быть внесена кроме сведений о предприятии-должника такая информация:
) сведения о финансовом положении должника;
) мероприятия о обновлении платежеспособности;
) расчёты необходимых средств для реализации мероприятий;
) определение источников финансирования мероприятий (например, обязательств инвесторов, кредиторов по погашению долга или предоставлении финансовой поддержки, средства государственного бюджета или полученные от аренды имущества, погашение дебиторской задолженности, кредиты банков);
) условия участия инвесторов и кредиторов в проведении досудовой санации (например, получение права собственности и имущества предприятия соответственно законодательству, распоряжение частью его продукции. Аренда его имущества, удовлетворение требований кредиторов путём перевода долга полностью или его части на инвестора);
) ожидаемые последствия выполнения плана досудовой санации.
Важной составляющей плана является определение срока и конечных сроков проведения досудовой санации. Этот срок должен быть рассчитан таким способом, чтобы у предприятия-должника было время для выхода из сложного положения и проведения оздоровления производственной деятельности. [7, с. 103-105]
План досудовой санации наиболее реалистичен для ситуации предприятия ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб», так как основы данного плана более лояльны, в основном в том отношении, что при судовой санации участие в этом процессе самого предприятия-должника сведено к минимуму и все полномочия переходят к санатору. При досудовой санации предприятие-должник участвует в санации и в её менеджменте. Именно по данной причине в данной ситуации предприятие делает выбор в пользу досудовой санации. Для этого необходимо принять решение о проведении санации по инициативе субъекта хозяйствования. Данная ситуация подразумевает то, что предприятие, которое находится в кризисе, или когда существует реальная угроза неплатежеспособности и объявления его банкротом в недалёком будущем становится инициатором признания себя несостоятельным, как в данном случае поступило ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб». Решение о санации принимается перед обращением кредиторов к арбитражному суду с требованием признать данное предприятие банкротом.
|
После признания себя несостоятельным предприятие должно провести санационный аудит (приведённый во 2 разделе). А именно провести следующие мероприятия:
- оценка всех данных, представленных в плане финансового оздоровления;
- проверка достоверности приведённых в плане причин кризиса;
- экспертиза выявленных в плане сильных и слабых сторон предприятия;
- экспертиза экономической оценки отдельных санационных процедур и эффективности санации в целом;
- правовая оценка предложенных санационных мероприятий;
- оценка всех видов риска при проведении санации;
- конечная оценка санационной способности предприятия. [7, с. 51]
Таким образом определяется первый этап управления санацией - возможность осуществления санации, которая определяется перспективами выхода из кризисного состояния и успешного развития предприятия при оказании ему существенной внешней помощи на современном этапе. ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» имеет реальные шансы на успешное проведение санации, так как у него сохранились производственные фонды, осталась невыплаченной дебиторская задолжность, производство составляют перспективные в будущем отрасли данного вида производства, которые уже на данном этапе не затронул кризис и спрос на этот вид продукции является стабильным.
|
Следующим этапом станет определение концепции санации данного преприятия. ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» обосновывает оборонительную концепцию санации, которая заключается в сокращение объёмов операционной и инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объёмном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации предприятия, в процессе которой оно избавляется от ряда производственных структурных подразделений, незавершённых реальных инвестиций и других видов активов в целях финансовой стабилизации. В данном случае предприятие принимает решение о закрытии некоторых производственных цехов и значительно уменьшает ассортимент своей продукции.
Далее предприятием определяется направление осуществления санации. Для ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» санация будет направлена на его реструктуризацию (реорганизацию), то есть принимать более глобальные изменения.
Главным этапом является выбор формы санации. Форма санации непосредственно характеризует тот механизм, с помощью которого достигаются её основные цели. Эти формы определяются в рамках конкретного направления санации, избранного предприятием, с учётом особенностей его кризисной ситуации. Наиболее оптимальной формой санации для данного предприятия станет поглощение. Эта форма санации осуществляется путём приобретения предприятия-должника предприятием-санатором (для последнего это вид инвестиций). Санируемое предприятие при поглощении обычно теряет свой самостоятельный статус, хотя может сохраниться в виде дочернего предприятия.
Следующий этап подразумевает подбор санатора. Такой подбор осуществляется исходя из выбранных форм санации и предшествует разработке бизнес-плана санации предприятия, в которой санатор должен принимать обязательное участие. В ситуации с конкретным предприятием, которое уже выбрало поглощение в качестве формы санации, санатором станет более курпное предприятие, сторонний хозяйствующий субъект, специализирующийся на выпуске подобной продукции (в данном случае хлебобулочных изделий). ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» позволит приобрести своё предприятие крупному производителю при условии того, что санируемое предприятие может сохраниться в виде дочернего предприятия.
Например, ООО «Украинский кондитер» приобретает ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» как инвестиционный проект, рассчитывая провести разделение. Эффект данной формы санации состоит в том, что за счёт существенного сокращения общехозяйственного управленческого аппарата, непроизводственных и вспомогательных служб значительно сокращается сумма постоянных издержек, в связи с чем за счёт эффекта операционного левериджа каждое новое выделенное подразделение быстрее может достичь точки безубыточности своей деятельности.
Так ООО «Украинский кондитер» проведя экспертизу выявляет, что кризис предприятия не повлиял только на производство кондитерских изделий. Следовательно, он отделит все кондитерские цеха в отдельную структуру, а остальные направления производства санатор закроет. При этом закроются только те цеха, в которых производились хлебобулочные изделия, производственные фонды данной специализации санатор продаст или сдаст в аренду, чтобы покрыть убытки санируемого предприятия.
Выделив в отдельную структуру кондитерские цеха, санатор оставит им право стать дочерним предприятием. Этот стратегический ход эффективен тем, что при образовании дочернего предприятия у этого предприятия останется тот же штат работников. Возможно изменение управляющего звена или появление новой должности для осуществления контроля со стороны предприятия-санатора.
При этом ассортимент производимой продукции предприятия не изменится, а значит и спрос на эту продукцию тоже. Предприятие-санатор также может провести большую маркетинговую акцию с целью сообщить потребителям о некоторых изменениях в производственной структуре.
Чтобы увеличить «эффект новизны» предприятию-санатору следует изменить товарные знаки, логотипы, стиль упаковки и т.п., чтобы обратить ещё больше внимания на свою продукцию, однако санатор должен иметь в виду, что не следует ничего изменять непосредственно в произвостве и технологиях изготовления кондитерских изделий. Это объясняется лишним риском для санатора. В начале своей деятельности ему следует ограничиться маркетинговыми изменениями.
Следующим этапом станет подготовка бизнес-плана санации, который представляет собой основной документ, определяющий цели и прогрессоосуществления санации предприятия должника. Бизнес-план санации разрабатывается обычно представителями санатора, предприятия-должника и независимой аудиторской фирмы (Приложение 2).
Бизнес-план разрабатывается с учётом конкретной цели на конкретный период времени. Например, при санации предприятия ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» санатором ООО «Украинский кондитер», бизнес-план создаётся при учёте взглядов обеих сторон, с соответствующими стратегическими расчётами. Следует отметить, что непосредственно при создании бизнес-плана последнее слово всегда остаётся за санируемым предприятием.
Следующим этапом является расчётэффективности санации. Этот расчёт позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить различные альтернативные формы.
Эффективность санации определяется путём соотнесения результатов (эффекта) и затрат на её осуществление в предложенной форме. То есть, если санатор ООО «Украинский кондитер» приобрёл с учётом вычета из этой суммы всех задолжностей в размере 194040 грн, данное предприятие за 400 000 грн, продал часть производственных фондов предприятия за 134500 грн, а прибыль получил в размере 300000 грн, то санация будет являться эффективной.
Результаты санации в конечном итоге могут быть оценены размером дополнительной прибыли (разницей между её суммой после и до осуществления санации). Дополнительная прибыль в этом случае получается за счёт нормализации хозяйственной деятельности предприятия при соответствущей финансовой поддержке (в сравнении с суммой прибыли, получаемой в условиях кризисного его развития). В процессе расчёта эффективности санации сумма дополнительной прибыли предприятия приводится к настоящей стоимости.
Затраты на осуществление санации определяются путём разработки специального бюджета (бюджета санации). Принципиально эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде.
Такой подход позволяет применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций.
После рассмотрения бизнес-плана санации с расчётом её эффективности всеми заинтересованными сторонами (предприятием-должником, его кредиторами и санаторами) он утверждается их представителями и принимается к исполнению.
Заключительным этапом санации предприятия будет мониториг. То есть в данном случае контроль ООО «Украинский кондитер» за дочерним предприятием, основанным на базе ООО «Хлебокомбината ЦарьХлеб». Это может осуществляться при помощи новых руководителей, которые от имени ООО «Украинский кондитер» будут осуществлять контроль за производством. Также можно ввести в штат специальный комитет, или новый орган управляющей структуры, который сможет производить исследования, подсчёты, наблюдения о работе дочернего предприятия. Также такой работой может заняться любая аудиторская компания, которая будет осуществлять проверки в соответствии с бизнес-планом и по согласованию сторон санации.