Особенности обследования ребенка с алалией




Задачи логопедического обследования.

1. Выявление особенностей (по сравнению с возрастной нормой) развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности (истощаемости, утомляемости), особенностей ведущей деятельности. Характеристика эмоционально-волевой сферы: преобладающий фон настроения, особенности поведения, контактность, наличие-отсутствие негативизма.

 

2. Выявление особенностей речевого развития: состояние компонентов языковой системы; соотношение недоразвития тех или иных компонентов речи; соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи; сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием) в речевой деятельности.

Примечание: важно выявлять не только негативную симптоматику в отношении речевого и психического развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

3. Сопоставление данных обследования логопеда с результатами обследования ребенка другими специалистами.

 

Результат обследования (а также его другие задачи):

1. Дифференциальная диагностика ОНР, алалии от сходных по проявлениям состояний: умственной отсталости; задержки речевого развития; задержки психического развития; тугоухости; аутизма и др.;

 

2. Уточненное логопедическое заключение:

- на основе анализа результатов обследования;

- наблюдений за ребенком;

- сопоставления данных разных специалистов, обследовавших ребенка.

 

3. Разработка педагогической стратегии, соответствующей структуре дефекта и индивидуально-психологическим особенностям ребенка.

 

Процесс обследования опирается на теоретические принципы:

принцип взаимосвязи сенсомоторного, психического и речевого развития; принцип системного подхода (учет того, что речь сложно организованная функциональная система, компоненты которой тесно связаны между собой и взаимозависимы); принцип учета ведущей деятельности и другие (см. учебник: 1989 Г.-С.35, 1997 г.- с. 44).

Наблюдения за ребенком в период обследования, а также в процессе коррекционной работы, контрольные обследования в середине и в конце года позволяют логопеду уточнить логопедическое заключение, внести коррективы в педагогическую стратегию.

Материал к лекциям по теме: ОНР, АЛАЛИЯ

 

Особенности обследования ребенка с алалией

1. Обследование обязательно комплексное: участвуют многие специалисты (педиатр, невропатолог и/или психоневролог, офтальмолог, оториноларинголог, психолог, логопед и, по показаниям, другие специалисты).

2. Важно установить контакт с ребенком, поэтому возможно проведение обследования (его начало или просто знакомство с ребенком) в естественной для него обстановке (дома), в присутствии близких людей.

3. Все моменты обследования осуществляются в игровой форме.

4. Необходимо заранее подобрать дидактический материал, соответствующий возрасту ребенка, способствующий вызвать и поддержать у него интерес – первичный и, возможно, единственный мотив взаимодействия ребенка с логопедом.

5. У ребенка может полностью отсутствовать речь, следовательно, нужно подготовить материал (задания), не требующий речевого ответа. Ответ – показ картинки, выполнение действия и т.п.

6. Ориентировочный момент для логопеда - определение состояния импрессивной речи (сначала без целенаправленных заданий, в игровом общении с ребенком).

7. Обследование начинается с игровых заданий на выявление особенностей состояния неречевых функций, являющихся предпосылками формирования речи: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, психомоторное развитие.

8. Важнейший раздел обследования – состояние невербального интеллекта, соответствие его возрастной норме или ее нижней границе (от уровня развития интеллекта во многом зависит прогноз коррекционной работы).

9. Исследование состояния речи занимает много времени. Тщательно исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Изучая состояние импрессивной речи, логопед не должен пользоваться жестами, выраженной интонацией, мимикой (ребенок должен понимать только речь). Возможна экранизация губ (чтобы исключить элемент чтения с губ).

10. Очень информативно наблюдение за ребенком в разные моменты его повседневной жизни: общение с близкими, со взрослыми, с детьми; характер поведения в одиночестве, в коллективе; особенности игры; эмоциональные реакции и др.

11. Обследование алалика характеризуется длительностью. Оно не заканчивается в “отпущенное” для него в условиях ДОУ время. Наиболее полно “понять” ребенка можно лишь в совместной с ним деятельности, в ежедневном процессе коррекционной работы.

12. Логопедическое заключение - “алалия” формулируется только после сопоставления данных обследования всех специалистов, (и, желательно, не ранее первого этапа коррекционного воздействия).

13. При подозрении наличия у ребенка сенсорной алалии необходимо неоднократное исследование состояния слуха соответствующим специалистом.

В.А. Ковшиков:

Прогноз должен определяться после оценки комплекса факторов. Он лучше, если у ребенка имеются следующие показатели:

 

1) неязыковые расстройства выражены не грубо;

2) микросоциальная среда благоприятна;

3) есть потребность к речи;

4) развиты хотя бы элементарно синтагматические отношения в синтаксисе;

5) имеются предикативные слова;

6) медико-педагогическое воздействие осуществляется на ранних этапах жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: