Обычаи и приметы кучеяров.




Шрамы на руках. Ученики боевых школ наносили порезы на тыльной стороне локтя после успешных сдач экзаменов. Количество шрамов было предметом гордости и хвастовства.

Кожа нарзидов. Нарзиды мазали тела жиром, защищая их от Солнца. Пахли цветочной пыльцой и сахаром, так как любили сахарное пиво.

Понятие о красоте. Кучеяры считали белую кожу признаком благородства и красоты, отбеливали ее кремами. К ним прибегали как мужчины, так и женщины.

Прикосновение к нарзиду. К несчастью.

Свеча в песке. Чувствуя приближение смерти (перед боем, во время тяжелой болезни, старости), кучеяры втыкали зажженную свечу в песок, как бы предупреждая смерть о своем приходе.

Оставлять еду в пустыне во время пути. Караванщики оставляли пищу в песке на месте стоянок, желая задобрить пайриков, которые населяли каждый бархан.

Прыжки через огонь. Перед любым важным событием в жизни, кучеяры прыгали через огонь, веря, что он очищает.

Пустая комната. Были в каждом кучеярском доме. Считалось, что они приманивают в себя пайриков-демонов, освобождая другие, светлые комнаты. Через такие помещения полагалось проходить быстро, не задерживаясь.

Свадебные. По кучеярским обычаям, влюбленные не могли до свадьбы касаться друг друга. После свадьбы кучеярки не имели права ходить с распущенными волосами, жили только на женской половине дома, на улицу выходили в сопровождении мужа.

Одежда. Право носить открытые предметы одежды типа жилета на голое тело было только у богатой знати. Бедняки и средний класс закрывали тело халатами, кафтанами.

Торговля. Обожали торг. Удовольствие не от покупки, а от процесса торга. Никогда не продавали чужакам по той же цене, что своим. Всегда дороже.

Трапеза. После еды полагалось поспать или полежать, чтобы не злить духов. Поэтому во многих заведениях находились рядом со столами кушетки, также выдавали одеяла.

Рынок. Мертвый на рынке – к несчастью, неурожаю или засухе. Поэтому если на рынке кто-то умирал, его тут же выносили. С другой стороны, на многих рынках были места для казней – здесь примета не работала.

Красота. Кучеяры считали признаком красоты белую кожу, поэтому отбеливали кожу лица лимонным соком.

Смерть. В комнату умершего (или комнату человека, которого считали мертвым) некоторое время после наступления смерти приносили еду, чтобы задобрить к нему духов-пайриков. У ворот дома ставили корзину с черствым хлебом для Пса Смерти.

 

Нарзиды. Этническое меньшинство Сикелии. Занимали низшую ступеньку на социальной лестнице сикелийских городов. Слыли плохими работниками и пьяницами. Выполняли черновые работы, получали медяки. Больше всего их проживало в Балидете. От них пахло сахаром и цветочной пыльцой. Причина запаха: сок чингиля, которым они натирались от укусов песчаных клопов, или пиво на цветочном сахаре, которое они употребляли чрезмерно. В школах Сикелии учили, что нарзиды были остатками дикарей, которые когда-то спустились в долину с гор Гургарана из-за наступления холодов. Они были слишком ленивы, чтобы возделывать капризную почву оазиса Мианэ, и слишком глупы, чтобы заниматься торговлей, поэтому выполняли в городах ту работу, за которую не брались даже бедняки. Требования к жизни у них были невысокими. Могли продать детей или родственников в долговое рабство, чтобы добыть денег на мохану. Были безграмотны, не имели понятия о морали и чести. Прикосновение к нарзиду могло навлечь несчастье.

Повернуть руку к земле ладонью вниз. Нарзидский жест, обозначающий отказ.

 

Восточные нарзиды. Племя настоящих нарзидов, которые много веков было изгнано кучеярами из Сикелии и перешло Гургаран. Вернулись вместе с Маргаджаном. Гортанная речь. Запах жженого сахара и цветочной пыльцы.

 

Древние. Или – Другие Люди. Народность, населявшая Сикелию много тысячелетий назад. По неизвестным причинам, исчезла, но оставила после себя города и дороги, которые были позже использованы кучеярами. Основные торговые пути были проложены Другими. Многие кучеярские города также были построены ими, например, Балидет.

 

Птичьи племена. Населяли архипелаг выше дельты реки Мианэ. Единственная народность, которая не покорилась драганам. «Птичий язык». Слыли хорошими рыбаками, но еще более агрессивными, чем Жестокие.

Общественные институты:

Торговая Академия Самрии. Окончил Сейфуллах Аджухам. В первый год обучения поставил деньги, присланные отцом, на бои Салаграна. На следующие бои захотел собственного бойца, таким образов, сыграв особую роль в судьбе Арлинга. У Сейфуллаха было два образование. В Самрии – второе.

Торговая Палата Самрии. Аналог Купеческой Гильдии Балидета. Доминировала среди других гильдий Сикелии, диктовала свои условия торговли.

Дворец Торговой Гильдии. На Центральной площади Балидета. Дворец вобрал в себя богатую смесь стилей со всего мира, представляя наглядный пример странного вкуса кучеяров-завоевателей. Хрупкие башни соседствовали с массивными колоннами, а стеклянные витражи были вырезаны прямо в плоской крыше, преломляя яркие лучи солнца в причудливые цвета и узоры. Обычно во дворце проживала семья главы Гильдии, но Рафика Аджухам впервые изменил традиции и поселился в отдельном доме - языки болтали, что главной причиной таких перемен стало самоубийство последнего главы купеческого ордена, случившиеся при странных обстоятельствах. Вход воинам во Дворец был запрещен – традиция, установленная Рафикой.

Торговая Гильдия Фардоса. Входила в совет торговых гильдий Сикелии, который возглавляла Самрийская палата. Его главу (был членом Белой Мельницы) убил демон, посланный Подобным. Подобный хотел уничтожить всех, кто входил в БМ.

Ткацкий Орден Фардоса. Славился коврами и гобеленами, которые считались бесценными. Очень щедрый подарок. Такой гобелен получил иман от наместника Фардоса за какую-то заслугу. Он висел в его рабочем кабинете.

Морская Гильдия Хорасона. Главный купеческий орган Хорасона. Его глава – старший купец - также входил в Белую Мельницу. Был убит демоном Подобного.

Самрийское Императорское Золотохранилище. Мечта грабителей и лично Абира Регарди. Хранилась дань городов Сикелии, которая потом отправлялась в Согдарию.

Торговая (Купеческая) Гильдия Балидета. После того как глава Гильдии – Рафика Аджухам – одновременно стал выполнять функции наместника, значительно упрочила свои позиции, как в городе, так и среди других гильдий Сикелии. Знак Гильдии – кадуцей. Носили все капитаны караванов Балидета.

 

Транспорт Сикелии:

Большинство знати передвигалось на верблюдах и в паланкинах, однако в Самрии были сильны веяния Согдарии. Вся правящая верхушка столица ездила в каретах, хотя они не были приспособлены под дороги порта. Гербовые кареты – дань политической моде Согдианы.

 

Боевые школы Сикелии:

Кланы убийц. Раньше выпускники боевых школ, которые подрабатывали заказными убийствами, объединялись в артели, наподобие ремесленных. Кланы убийц. Етобары (ятопайры) – одни из них. Но большую часть разогнала Армия Жестоких полвека назад в специальном рейде по сикелийским городам.

Школа Карпов. Основатель – Шамир-Яфф, в прошлом друживший с Абиром Регарди. Служили вместе в Армии Жестоких, потом рассорились из-за женщины, которая не смогла выбрать между ними и повесилась. Единственный кучеяр, который прошел подготовку в Армии Жестоких. Практиковала особую систему боевых искусств, которая обещала бессмертие адептам. Пользовалась популярностью среди знати. Ученики заплетали волосы в косы, которые украшали кольцами. Когда Маргаджан захватил город, «карпы» пытались его убить. Впоследствии Шамир-Яфф бежал из Балидета вместе с Сокраном.

Школа Черных Скорпионов. Упоминается.

Клан ятопайров. Одна из наиболее закрытых боевых школ Балидета. В народе известны, как етобары. Секта древнейших наемников душителей. Мастера школы выкрадывали своих учеников младенцами из семей и воспитывали настоящих чудовищ, которые не ведали боли и страха. Всю свою жизнь етобары тратили на совершенствование боевых навыков. Они жили среди обычных людей, ничем не выделяясь, и редко убивали по заказу, выбирая себе жертву по каким-то им одним известным принципам. Те, кто связывались с ними, были или сумасшедшими, или отчаянными людьми, которые пошли на крайний шаг. У заказчика никогда не было гарантий, что он не отправится вслед за жертвой. В одном можно было быть уверенным. Если етобар взялся за работу, он ее завершит. Иман говорил, что лучше сразиться со стаей диких зверей, чем перейти дорогу етобару. Символ етобаров – два близнеца, которые смотрят друг на друга в профиль. Не были равнодушны в войне в Сикелии, ненавидели Подобного и воевали против него. Слова Хамны: Ятопайры защищают стены Хорасона, потому что это их дом. Мы вступили в ряды добровольцев, потому что это наша земля. В школе нас учили, что дух сильнее меча. После того, как я убью Сейфуллаха, я присоединюсь к братьям и сестрам и буду драться за каждую дюну. Потому что это моя дюна, мой песок. Моя жизнь.

 

Хорасонские Ящеры. Боевая школа Сикелии, которую закрыл Канцлер за то, что она объявила о своем участии в боях Салаграна, несмотря на запрет.

 

Скарии. Секты наемников, который зарабатывали на жизнь убийством.

Школа Белого Петуха (в Балидете также называли – Дом Белого Петуха).

Основана иманом, бывшим серкетом из Пустоши Кербала. Своего стиля не было. Иман не стеснялся заимствовать у других школ, используя самое эффективное и отбрасывая ненужное. Несмотря на то что она не относилась к боевым и военным школам, имела хорошую репутацию среди определенного круга, а ее выпускники становились лучшими телохранителями и наемниками. Ее ученики носили синие пояса. Так же, как и ученики других боевых школ, каждый год они сдавали Летние Испытания, на которые приезжала комиссия из представителей власти и знатных лиц города. В состав комиссии, проверявшей ШБП, входили серкеты, так как за деятельностью имана следили. Ученики, успешно сдавшие Летние Экзамены, ставили себе зарубки на тыльной стороне руки. Арлинг не сдал ни одного подобного испытания, но после того как стал Индиговым Учеником имана, проходил проверки три раза в месяц.

В школе имелись следующие постройки:

Дом Солнца – единственное строение из камня, остальные из глины и песка. Дом имана, куда было запрещено входить даже слугам. Крепость, состоящая из ловушек. В подземелье Дома Солнца Арлинг обучался Солукраю.

Дом Утра – спальня учеников. Просторное помещение с окнами до пола на обеих сторонах. Всегда гулял свежий ветер. Ученики спали на циновках.

Дом Полдня. Служил местом для выполнения домашних заданий и отдыха учеников.

Дом Вечера – жили учителя.

Дом Неба – главное здание. В нем находились приемная, столовая, гостевая, а также Смотровая башня, где располагался кабинет имана.

На территории школы также была большая псарня и скотный двор. Дворовые постройки, кухня, колодец на окраинах, большой сад, где работали ученики и где были собраны растения со всего мира. Школа примыкала к крепостной стене Балидета, располагаясь на его окраинах. Подземный ход соединял ее с Дворцом Торговой Гильдии Балидета.

Иман. Добровольно ушел из Пустоши, отказавшись от статуса Скользящего больше 20 лет назад. Считал, что поражение ценнее победы, потому что несет опыт. Сестра – Атрея, жрица Нехебкая. Преподавала в ШБП танцы. Вместе с Зерге мечтала, чтобы иман вернулся в Пустошь и выбрал Индигового Ученика, которому передал бы знания. Иман был не простым серкетом, а Воином Нехебкая, входившим в руководство Скользящих. Салагран, Беркант когда-то были его друзьями. Одной из причин ухода из Пустоши – Солукрай и Бои Салаграна (см. рубрики). Считал, что многие принципы серкетов устарели. Разочаровался, скорее, не в боге, а в его слугах. Немногие в Пустоши знали истинный Солукрай. Только те, кто носил статус Воина Нехебкая. Поэтому серкеты хотели возвращения имана. И хотя среди них оставались другие Воины Нехебкая, иман был главным, соответственно, его знание было самым полным.

Личная жизнь имана трагична. У него был сын Сохо, которого он сильно любил. Мать, по слухам, служанка из Пустоши. Бросила имана с ребенком, убежав с керхами или с бродячим цирком. Когда Сохо подрос, добровольно выбрал жизнь в Пустоши, так как хотел стать серкетом и осуждал отца, который покинул Скользящих. Сохо стал Индиговым Учеником предыдущего наместника Пустоши (до Берканта), который передал ему знания о Солукрае, но не полные. Впоследствии, Сохо так и не стал серкетом, зато создал собственную школу, где преподавал популяризированную версию Солукрая. Был убит Арлингом на Боях Салаграна.

В школе у имана был круг учеников, которые негласно назывались «избранными». Из них, по договоренности с серкетами, он должен был выбрать одного и отправить в Пустошь на Испытание Смертью. Если ученик прошел бы Испытание, он стал бы Индиговым Учеником имана, а в будущем – Воином Нехебкая. И хотя иман все-таки сделал выбор – отправил Шолоха в Пустошь для прохождения Испытания Смертью – он был вызван не желанием сердца, а зовом разума, так как Тигр не хотел ссоры и войны с Пустошью. Задолго до этих событий он уже выбрал себе Индигового Ученика, трижды нарушив законы Скользящих. Во-первых, выбрал Индигового Ученика без одобрения Совета серкетов, во-вторых, сделал им чужака, в-третьих, оскорбил Нехебкая, выбрав калеку – слепого. Иман знал об этом и пошел на преступление добровольно, так как считал, что институт Скользящих себя изжил. Поэтому тайно обучал Арлинга, передав ему знания серкетов, а главное – Солукрай. При этом сам Регарди имел очень смутное представление, чему научился. Если бы серкеты сумели доказать преступление мистика (как например, они пытались на Боях Салаграна), иману грозила бы смертельная казнь или вынужденное возвращение в Пустошь, чего и хотели Скользящие. Но этого не случилось, так как Арлинг принял обет халруджи, освобождавший его от всех обязательств прошлого.

Индиговый ученик. Васс`хан на керхар-нараге, что значит: «Тот, кто идет по пути смерти». Будущий воин Нехебкая. Каждый серкет выбирал себе ученика, которому передавал знания. После прохождения Испытания Смертью Индиговый Ученик становился серкетом, занимая тот ранг и класс в иерархии Скользящих, к которым принадлежал его учитель. Мечтая о прохождении Испытания Смертью, Арлинг не знал о последствиях, так как ему говорили не все. Иман был Воином Нехебкая, соответственно, его Индиговый Ученик также должен был стать Воином Бога или Индиговым Воином. Зерге считала, что Нехебкай наказал имана, убив его сын за нарушение законов Скользящих (описаны выше).

Огненный Круг. Учебная площадка для тренировок. Делилась на много участков, каждый имел свою специфику. «Песочница» – площадка, где занимались младшие ученики. Упражнения Огненного Круга: «Деревянное Солнце», «Дыхание Бури», «Полет теббада», «Удар дракона», «Танец красных листьев», «Шаги Пустынной Ящерицы», «Мышиный Бег», «Львиная Охота», «Летающий Ворон», «Касание солнца» и другие.

Стена Гордости. АтрибутОгненного Круга. Представляла собой гладко отесанные монолиты гигантской высоты, через которые нужно было перелезть. Никто не перелазил полностью. Арлинг забирался на 5 салей, выше - только Беркут и Сахар.

Солукрай. Древний вид боевых искусств, изобретенный первыми серкетами. Переводится с кучеярского, как: «Последний Танец Изгнанного». По преданию, Нехебкай, после того как братья прогнали его с небесного дома, выплеснул в танец пламя мести и обиды, чтобы оно не уничтожило мир, в котором он очутился (ему посоветовал это другой его брат – Сомневающийся). Серкеты подсмотрели танец и сохранили его для потомков. Со временем, знание о Солукрае исказилось, а сам танец стал одним из самых смертоносных боевых искусств мира, просочившись от Скользящих к людям. Его практиковали етобары. Иман считал, что Солукрай нужно предать забвению – причина ссоры с серкетами из Пустоши. Выступая против Солукрая, безмерно любил его в сердце и все-таки передал Арлингу. Считал, что Солукрай украл у него сына, также стало и с Регарди. Первые серкеты не собирались превращать Солукрай в боевое искусство. Он был призван научить людей различать добро и зло, но со временем был искажен. К подарку бога люди были не готовы. Иман учил, что Солукрай живет в сердце каждого. Его надо лишь найти в себе. Арлинг будет искать еще долго.

«Закат Луны». Прием из Солукрая - медленное удушение противника. Жертва должна была увидеть отблески рая и свет звезд. Его применил Сохо к Арлингу в последнем туре боев Салаграна.

«Касание Солнца». Прием из Солукрая – атака по болевым точкам и полный паралич жертвы. Еще один прием, который применил Сохо к Арлингу во время Лала.

Удар Красных Листьев. В одно касание убить противника. Арлинг применил, когда отрубил Хамне руку. Прием из Солукрая.

Цикл о Семи Сферах. В настоящем Солукрае – мощное оружие, которое помогало восстановить организм и заживить серьезные раны. Арлинг использует его, чтобы вылечить себе ногу. В школе ученики считали его просто сложным упражнением для ног и красивыми стихами – они изучали лишь подобие настоящего цикла. «Солнечный свет укрепляет сердце, темнота усиливает чувства, ветер увеличивает силу, дождь очищает, холод укрепляет волю…»

 

Белая Мельница. Тайная организация, созданная иманом. Миссия: Не допустить возвращения Подобного из-за Гургарана. Отряды Белой Мельницы охраняли границы Гургарана в Карах-Антаре. Входили представители торговых и военных кругов городов Сикелии. Со временем иман добился того, что в нее вошли все наместники Сикелии. Только Самрия была представлена банкирами (не правительством). На советах БМ решались многие политические вопросы, однако противостояние режиму Канцлера в ее задачи не входило, равно как и освобождение Сикелии от драганов. Канцлер знал о ее существовании и мечтал прекратить ее существование, но члены БМ хорошо скрывались. Подобный также знал о БМ, это по его поручению демон Нехебкай начал убивать ее членов. Первыми были убиты старший купец Морской Гильдии Хорасона и глава Торговой Гильдии Фардоса.

Серкеты, Скользящие. Древний жреческий орден, находящийся в состоянии упадка. Поклонялись Нехебкаю, которого считали истинным богом. Во времена древних серкеты правили городами Сикелии. Незадолго до появления драганов в рядах серкетов произошел раскол, который привел к войне и утрате былого могущества. Один из серкетов, называвший себя Подобным, изобрел Второй Исход Септории, ритуала, который был призван вернуть Нехебкая в небесный дом. Подобный мечтал наделить Нехебкая силой, которая помогла бы ему свергнуть братьев и стать единственным богом. Сам Подобный обрел бы могущество первого слуги единственного бога. Второй Исход предполагал убийство змей-септоров, участвующих в обряде. Или жреца, исполнявшего роль Видящих. Подобный и его слуги уничтожили всех септоров – змей, которые водились в Гургаранских горах и считались воплощением Нехебкая. Этот ритуал так и не был завершен, потому что даже его создатель не знал, сколько жертв нужно принести, чтобы Великий обрел могущество, способное одолеть других Великих. (после септоров стали убивать других животных, а после – людей). Подобный развернул кровавую бойню, но закончить Второй Исход не сумел, так как был убит другими серкетами. Дальше версии расходились. Одни считали, что Подобный мертвее мертвого, а слухи о его возвращении – выдумки, другие верили, что он был оживлен приверженцами, которые воспользовались тайными знаниями, полученными от Нехебкая. После воскрешения Подобный бежал за Гургаран, где до сих пор вынашивал планы завершить Второй Исход. Со временем серкетов становилось все меньше, их популярность среди людей падала, - несчастий становилось больше, а септорию Первого Исхода становилось завершить все труднее.

Скоро серкеты превратились в такую же легенду, как и сам Нехебкай. Оставшиеся серкеты ушли из городов в пустыни, поселившись в пустошах, которые стали последними храмами Нехебкая. Со временем из всех пустошей осталась только одна – Пустошь Кербала. О ней ходили разные слухи, но мало кто верил, что там остались те самые, древние слуги Нехебкая. Иман верил в существование Подобного, для этого и создал Белую Мельницу. Главный вопрос, волнующий и его, и серкетов в Пустоши Кербала: когда Подобный начет Второй Исход. Серкеты в Пустоши пытались завершить Первый Исход, Подобный за Гургараном – Второй. Вопрос - кого первым услышит Нехебкай? Жрицы Нехебкая должны были отвлекать его, не дать несчастью случится. Они уходили в Керхар-Антар, где предлагали ему свои тела, чтобы усилить человеческую сторону и восстановить баланс сил: человеческих и божественных. Серкеты Пустоши не могли завершить септорию Первого Исхода, поэтому позвали Атрею выполнить свой долг жрицы. Серкеты хотели вернуть имана в Пустошь, считая, что он поможет им завершить септорию Первого Исхода. Но иман медлил, полагая, что времена изменились, и для того, чтобы отпарвить Нехебкая домой требуются иные методы. А возможно, Индиговый уже и не хотел домой, а его желание осталось лишь в головах людей. Здесь иман был близок к Подобному, так как думал о Третьем Исходе, о котором рассказывал Арлингу. Впоследствие Арлинг вспомнит о его словах и воплотит Третий Исход в жизнь, сумев таким образом одолеть Негуса и Нехебкая, который воплотился в образе могущественного змея-септора.

Серкеты оказали большое влияние на культуру и религию кучеяров, которые переняли – в искаженном виде - многие ритуалы, в том числе, септорию.

Солукрай знали только Воины Нехебкая (у серкетов были разные «категории»). Им было запрещено вступать в связь с женщиной. Иман предал орден, когда полюбил Цибеллу. Кучеяры верили, что любого, кто поднял бы руку на Скользящего или встал на его пути, постигла бы неминуемая кара.

Ворота – символ серкетов.

 

Партутаэ. Жертва, которую приносят серкетам в обмен на их тайны. Абир Регарди не один год пытался выведать у имана проход через Гургаранские горы, предлагая ему разные виды партутаэ, в том числе, и свой корабль. Истинное партутаэ должно было быть оторвано от самого сердца. Только за самое дорогое и сокровенное серкеты могли поделиться тайнами. Предлагая Арлинга, Абир не лукавил, так как считал, что у слепых нет жизни. Думал, что у имана есть карта прохода через Гургаран.

 

Халруджи. Древний кучеярский обет. Пережиток, оставшийся со времен, когда городами кучеяров правили серкеты. Создатель – серкет Махди, который написал книгу, изложив в ней основы учения о халруджи. Обряд получил популярность не только среди серкетов. Халруджи мог стать любой кучеяр, вне зависимости от религии и социального положения, но чаще всего – воины. В широком смысле, халруджи – тот, кто совершил ошибку в жизни и, не сумев смириться со своей совестью, пытается бескорыстным служением другому человеку вернуть себе чистоту духа и сердца. В формальном – тот, кто поклялся служить господину и соблюдать заповеди Великой Книги Махди. Однако соблюдать принципы учения Махди должен был и господин халруджи. Древний обряд халруджи освобождал от всех связей прошлого. Став халруджи, Арлинг спас и себя, и имана, так как перестал быть учеником имана, сыном канцлера, драганом, вообще кем-либо. Теперь он был только халруджи. Все его грехи и ошибки остались в прошлом. Прежний человек умирал, чтобы уступить место новому, который должен был родиться во время служения. Это было третье перерождение Арлинга (первое – Магда, второе – слепота и борьба с ней). Не каждый преступник мог стать халруджи, чтобы скрыться от преступлений прошлого и избежать наказания, например, смертной казни. В халруджи могла посвятить только серкет или жрица Нехебкая. Арлинга посвятила в халруджи Зерге.

В случае смерти господина халруджи отправлялся на Дорогу Молчания, чтобы принять там обет Полуденного Зноя.

Клятва халруджи. Халруджи клянется своему господину три раза. Первый – когда приступает к служению. Слова его крепятся водой. Второй – когда халруджи обманул и предал своего господина. Слова крепятся солью. Третий - когда халруджи потерпел поражение, и готов отправиться на поиски Дороги Молчания. Слова скрепляются огнем и кровью. Арлинг клялся Сейфуллаху два раза. Соль присутствовала во второй клятве не случайно. Несмотря на то, что в некоторых городах Сикелии ее было столько, что из нее строили дома и храмы, кучеяры считали ее мерилом справедливости и называли сокровищем, которое не имело подлинной стоимости. Верность нельзя оценить в золоте или серебре. Она подобно соли, которая похожа на песок под ногами, но истинный вкус которой можно ощутить, только попробовав ее. Сейфуллах мог его избить, унизить, заставить выполнить любой каприз и даже убить. Но он не имел права продавать халруджи другому человеку. Законы Махди связывали их, словно узами брака, на всю жизнь. Господин мог отказаться от халруджи, отправив последнего по Дороге Молчания, то есть, на верную смерть, но никогда – продать.

Великая Книга Махди. Хоть и была написана серкетам, почиталась многими кучеярами, как сборник мудрейших философских изречений. Многие ее знали, ссылались и руководствовались в жизни. Золотая Глава – в ней содержалось основное руководство для халруджи.

Дорога молчания. От клятвы халруджи мог освободить господин и сделать его снова свободным человеком, но для этого ему самому пришлось заплатить немалую цену, чаще всего, кровью, пройдя сложный ритуал. К нему прибегали редко. Господин имел полное право убить халруджи. Но хуже всего, если он отказывался от его услуг – это считалось позорным. Тогда халруджи приходилось бы отправиться по Дороге Молчания, которая, по слухам, находилась где-то в Карах-Антаре. Другими словами, халруджи отправлялся в пустыню, где должен был умереть в одиночестве. Он также должен был пойти этим путем, если господина убивали.

Некоторые положения учения о халруджи: Халруджи не допускает ни малейшего сомнения в господине. Со словом «верность» он просыпается и засыпает. Он идет по этому пути не только, когда господин процветает, но и когда тот в беде. Халруджи считает свою жизнь никчемной, отказываясь от личной выгоды и защищая господина до конца. Бесстрастность и удовлетворенность самым простым – его главные принципы. Но быть халруджи означает не только службу хозяину. Самое главное – это служба самому себе. Халруджи выполняет свой долг слуги, но стремится к совершенству. Он не ищет других идеалов, не идет со всеми, а с каждым днем постигает собственный путь, развивая ум, поощряя человечность, укрепляя храбрость. Он никогда не возносится, как бы ни преуспел в делах. Никогда не стремится к удовольствию. Отдает другим лучший кусок, оставляя себе худшее. В этом его призвание. Слабость проявляет тот, кто, встав, на путь халруджи, не может примириться с самим собой.

Положение в обществе. В целом, халруджи занимали довольно высокое положение в сикелийском обществе. Подчиняясь только господину, они обладали многими привилегиями, недоступными обычным слугам. Например, могли приветствовать на равных сикелийскую аристократию. Не каждый слуга или нарзид имел право обратиться к халруджи. Только если по делу, или если тот сам обратит на них внимание.

Дорога Молчания или Обет Полуденного Зноя. В случае если господин умирал, или халруджи не справлялся со своими обязанностями, или предавал господина, он должен был отправиться на поиски Дороги Молчания, приняв Обет Полуденного Зноя. Книга Махди описывала, что ее начало лежало в песках у Иштувэга. Этот путь каждый халруджи проходил сам, никто не знал, что его ждет.

Армия Маргаджана «Карателя». Черно-белые шатры стояли у Балидета. Пришел с Востока, выражает волю царя из страны за Гургаранам. Обещал купцам показать туда путь, а Балидет сделать столицей новой Самрии. Забирал нарзидов, объяснив, что собирается их, а не кучеяров использовать для осадной толпы.

Регулярная армия. Была создана в Сикелии для сохранения порядка и контроля на подчиненных территориях, а также для охраны торговых караванов от керхов. В нее входили драганы, но были и кучеяры. У драганских солдат служба в регулярной армии в Сикелии считалась ссылкой и наказанием. Регулярная армия патрулировала, в основном, северные территории, избегая глубинных земель. Дальше фардосских степей патрули не встречались. Отряды регулярной армии были также расквартированы в крепостях, вроде Балидета. Дисциплина в них была слабая, так как реальной угрозы не существовало. Керхи на крепости не нападали.

 

Сословия и профессии:

Икеруны. Единственный монашеский орден в Балидете. Поклонялись богу Солнца – Икерию. Каждое утро читали молитвы на Центральной Площади.

Каргалы. Каргалы были преступниками, которых ожидала смертная казнь или пожизненная каторга. Но у них был шанс изменить свою участь и добровольно отправиться в сикелийские пески на поиски дороги в легендарное царство Негуса. Им было запрещено заходить в города и пересекать южную границу Сикелии. Только вперед, на Восток, к Гургарану. Почти все каргалы заканчивали свой путь в плену у керхов, попадая на рабовладельческие рынки или алтари кочевников. До песков Карах-Антара редко кто добирался. А скалы Гургарана видели единицы. Очень немногим хватало сил вернуться обратно, чтобы тайком пробраться в какой-нибудь сикелийский город и провести остаток дней, скрываясь от стражи и вспоминая о величии «Царских Врат». Арлинга часто принимали за каргалов. Их отличие – метка на животе синего цвета, которую наносили сланцевой кислотой. Ее ничем нельзя было удалить.

Ивэи. Санитары Туманной Башни. См. в описании ТБ. (бывшие серкеты, вставшие на сторону Подобного). Носили маски, фартуки, употребляли много журависа. В городе санитары носили кожаные маски, закрывающие лица, высокие сапоги и длинные перчатки выше локтя. Их боялись, как огня, и при виде ярко-красной накидки предпочитали переходить улицу на другую сторону. Служители Туманной Башни пользовались неизменной поддержкой властей, а за сопротивление им полагался штраф, который накладывался на каждого члена семьи. За детей выплачивали родители.

Лунные женщины. Так в Сикелии называли проституток. Они не могли обслуживать калек. За это их наказывали. Калек – плетьми, женщин – клеймом. Лунные женщины не любили увечных и относились к ним с презрением.

Начальники воды. В ода в Балидете текла по обеим сторонам улиц, в канавах. В городе была исправная система очистных сооружений. В других городах не было. Начальники воды следили за исправной работой канализации.

Зубодел. Зубной врач.

Смаги. Погонщики мулов.

Сапран. Начальник городской стражи Балидета. Ежегодно назначался главой города.

Управитель. Название должности, которую выбрал себе Маргаджан.

Рабы. В Сикелии было рабство – долговое, военное – но процветало, в основном, в Иштувэга, куда направлялись целые караваны невольников, которые работали на рудниках. В Сикелии уже была дешевая рабочая сила – нарзиды. В Балидете рабы были, но рабство не поощрялось. Рабовладельцев в городе не любили. Так было по всей Сикелии - кроме Иштувэга. В городе горняков рабы выполняли основную работу по дому, убирали улицы, выгребные ямы, и делали то, чем в Балидете занимались нарзиды. Но главным гнездом, в котором росло и процветало иштувэгское рабство, были золотые и алмазные рудники, на которых стоял город. Арлинг был против рабства из практических, а не этических соображений. Он считал, что рабы ленивы, к ним полагалось иметь надсмотрщиков – а это лишние расходы, из них получались плохие работники и уж совсем бесполезные воины, которые не только не хотели сражаться, но и охотно предавали хозяина при первой возможности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: